Конкуренция и монополия: противоположность и единство.Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие природы таких явлений, как конкуренция и монополия, особенностей их проявления в национальной экономике и возможностей регулирования в переходный период.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Конкуренция и монополия: единство и противоречие
§ 1.1. Конкуренция: понятие, виды и функции ………………..…….…….8
§ 1.2. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………...10
Глава 2. Конкурентный рынок России: особенности, проблемы, перспективы
§ 2.1. Монополизм в экономике России. Проблемы демонополизации……………………………………………………...….…15
§ 2.2. Антимонопольное законодательство: становление и развитие………………………………………………………………….…...17
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Различия  между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение различных форм монополий.

    Отношение общественности и государства к  монополии неоднозначно, в силу двойственности самой монополии. С одной стороны, она ограничивает выпуск продукции и устанавливает более высокие цены; не всегда монополия использует свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала; монополия, безусловно, снижает уровень жизни  населения. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий: продукция отличается высоким качеством; монополии сдерживают падение производства  и, следовательно, увеличение безработицы.

   Очевидно, что совершенная конкуренция  и  чистая монополия – понятия противоположные, но «противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка»20. Можно вести речь о диалектическом единстве, синтезе монополии и конкуренции. Синтез конкуренции и монополии проявляется в существовании промежуточных форм – монополистической конкуренции и олигополии, которые обнаруживают и одинаковые, и отличительные признаки. 

    Прежде  всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие и монополии, и совершенной конкуренции. Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок и выхода из него, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Субъекты рынка многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая, какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта»21. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды.

   Товары  группы производителей являются близкими заменителями, но отличаются один от другого:

  • качеством исполнения (качество при этом не сводится просто к оценке «плохой-хороший», речь скорее идет об удовлетворении запросов покупателей, соответствии потребительских вкусов и предложений продавцов (так, зубная паста должна очищать зубы, дезинфицировать полость рта, укреплять десны, быть приятной на вкус, подходить детям и т.д.));
  • дизайном, упаковкой и другими внешними атрибутами (речь идет о яркости, привлекательности товара)
  • товарным знаком,
  • сервисом (для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя, здесь важно послепродажное обслуживание),
  • рекламой (во-первых, реклама помогает покупателю выбрать из огромного числа предложенных на рынке товаров именно тот, который наиболее полно удовлетворит его потребности; во-вторых, она способствует формированию новых потребностей; в-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет (на рынке зубной пасты многие качественные отличия носят мнимый характер)) и др.

    Э. Чемберлин писал: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает»22. Дифференцированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

     Олигополия  характеризуется небольшим числом продавцов. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Вход на такой рынок требует крупных затрат. На олигополистическом рынке один из самых крупных поставщиков и с наиболее низкими издержками производства может стать ценовым лидером. Другие олигополисты стремятся привести свои цены в соответствие с уровнем цен лидера с целью сохранения своих объемов продаж. Если лидер снижает цену, другие делают то же самое, чтобы не быть вытесненными с рынка. Если лидер повышает цену, другие олигополисты могут этому не следовать и тогда имеют шанс увеличить свои доли продаж в совокупном объеме продаж. Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры, в конечном счете, не известен. Например, рынок сотовых операторов –выгодные предложения одного активизируют деятельность других, с одной стороны, с другой, заставляют объединяться (например, Мегафон и Билайн)

   Здесь же стоит затронуть вопрос о целесообразности выделения дуополии, как самостоятельного рынка.  Дуополия – «ситуация, когда на одном рынке действуют два производителя идентичной продукции и при этом монополизируют рынок»23. На наш взгляд, дуополия – частный случай  рынка несовершенной конкуренции.  Современные процессы, в том числе  поглощения и слияния, приводят к изменениям в структуре ранка и, соответственно, к смене типа рынка. Такая пунктирность границ, свобода перехода из одного состояния в другое – свидетельство синтетической природы конкуренции и монополии. О синтезе также говорит «региональность» рынка: не являясь монополией в отрасли, предприятие может стать им в отдельно взятом регионе и вести себя как монополист.            

    Итак, конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Поэтому возникают промежуточные формы между конкуренцией и монополией – монополистическая конкуренция и олигополия. О единой природе конкуренции и монополии говорит также «пунктирность» границ, свобода перехода из одной формы в другую и «региональность» рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.

      В нашей стране сложилась очень  непростая история развития рыночных отношений. Связано это, конечно, с особенностями исторического развития страны. Е.Ф.Борисов выделяет несколько этапов в развитии рыночных отношений:

  • в конце XIX - начале XX в. в России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Однако, во время гражданской войны 1918- 1921 гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были фактически свернуты;
  • весной 1921 г. проводимая Советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия: мелкие собственники и капиталистические предприниматели получили определенную свободу хозяйственной деятельности; государство привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства; сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением; стабилизировался курс рубля; государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности продукции. За короткий срок новая экономическая политика позволила добиться больших хозяйственных результатов, но с начала 30-х годов было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция, а затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы.

   В Законе о государственном предприятии 1987г. говорилось о необходимости  государственной политики по развитию экономического соревнования и ограничении монопольного положения предприятий. Однако, практического воплощения законодательные акты не получили и не могли получить, так как сама существующая административно-командная система не оставляла места для нормальной конкуренции.

   В 1990-е гг. Россия взяла курс на экономические реформы. Для формирования эффективной рыночной экономики вместо плановой было необходимо:  

        • провести приватизацию и на этой основе сократить государственное регулирование хозяйственной жизни; 
        • осуществить либерализацию - отмену ограничений и запретов, относящихся к производственной и коммерческой деятельности; разрешить предприятиям самостоятельно устанавливать цены, искать себе партнеров, свободно заключать рыночные контракты, самостоятельно осуществлять      внешнюю торговлю, т.е. устанавливать хозяйственные связи рыночного типа; 
        • сформировать рыночную инфраструктуру (систему банков, бирж, предприятий оптовой торговли, страховых компаний, рекламных, информационных агентств и т.п.);
        • обеспечить социальные гарантии гражданам со стороны государства и поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества;
        • интегрировать национальную экономику в систему мирохозяйственных связей. Необходимость интеграции в мировое хозяйство была связана с тем, что слабая связь советской экономики с мировым рынком, отсутствие конкуренции с зарубежными странами стали причинами технического отставания отечественной продукции, снижения ее качества.

    Задачи  были поставлены правильно, но за 1992-1998 гг. страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Уже начало рыночных реформ привело к резкому усилению монополистических тенденций и показало, что уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Такое положение объясняется несколькими причинами:

  • во-первых, превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей, а свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели; кроме того, в связи с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками, к прежним монополистам добавились новые, а именно: предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории;
  • во-вторых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
  • в-третьих, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
  • в-четвертых, малый бизнес так и не получил должного развития.

    Таким образом, уже в 1990-х гг. выявились отрицательные тенденции и обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике. Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

   Демонополизация – «процесс развития конкуренции  и рыночных отношений, проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. В основе демонополизации лежат следующие основные мероприятия: полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений; изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств; формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике»24.

  Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов. Основными законодательными актами, формирующими механизмы российского антимонопольного регулирования, являются Федеральные законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991г.) и «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (2006г.).

  В них законодательно закрепляется понятие конкуренции: «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»25. Безусловным монополистом считается предприятие, занимающее доминирующее положение в отрасли – «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров…, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам»26. Это предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка; предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, «исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок»27. Доминирующее положение дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита; навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора; создание препятствий к доступу на рынок конкурентов; нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.  Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Информация о работе Конкуренция и монополия: противоположность и единство.Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции