Конкуренция и монополия: противоположность и единство.Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие природы таких явлений, как конкуренция и монополия, особенностей их проявления в национальной экономике и возможностей регулирования в переходный период.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Конкуренция и монополия: единство и противоречие
§ 1.1. Конкуренция: понятие, виды и функции ………………..…….…….8
§ 1.2. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………...10
Глава 2. Конкурентный рынок России: особенности, проблемы, перспективы
§ 2.1. Монополизм в экономике России. Проблемы демонополизации……………………………………………………...….…15
§ 2.2. Антимонопольное законодательство: становление и развитие………………………………………………………………….…...17
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

  Хотя  Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур РФ был образован в 1990г., активных и масштабных мероприятий по развитию конкуренции на начальном этапе не проводилось. Это в значительной мере объяснялось отсутствием квалифицированного персонала в антимонопольных органах, как на центральном, так и на региональном уровнях, и отсутствием опыта проведения антимонопольной политики в переходной экономике. Регулирование монополий в целом не имело успеха в России. Это произошло по ряду причин. Во-первых, регулирование осуществлялось на основе реестра, который был составлен произвольно (без обоснования доминирующего положения предприятий) и в спешке (несколько тысяч предприятий за два-три месяца) и включал в себя чрезмерно большое число предприятий, значительно превосходившее масштабы сферы естественных монополий. Во-вторых, методы, применявшиеся при регулировании, плохо работали в условиях ускоренной инфляции. Регулируемые предприятия завышали издержки, стремясь уложиться в заданные границы рентабельности, или тратили впустую время, ежемесячно декларируя свободные цены в комитетах по ценам. Регулирование монополистов создавало препятствия и для развития конкуренции, так как предприятия не стремились начинать производство новых для них товаров, цены которых подвергались регулированию.

      Помимо  вышеуказанных законов, Государственная дума приняла также и ряд законов, защищающих монополистические фирмы. Так, в законе РФ “О естественных монополиях” признаётся за государством право образовывать монополии в тех отраслях народного хозяйства, где в силу технологических и эксплуатационных особенностей невозможно и не выгодно развивать конкуренцию. В другом законе РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” защищаются законные права и интересы владельцев товарных знаков, регулируются имущественные отношения по поводу использования товарных знаков. 23 сентября 1992 года был принят “Патентный  закон Российской Федерации”, который регулирует имущественные и неимущественные отношения, связанные с правовой охраной научных изобретений. И, наконец, закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” установил, что автору принадлежит законное право на использование его интеллектуальной собственности в любой форме и любыми способами, не препятствующими реализации прав других лиц.

      Но  всё же ещё не приходится говорить о том, что принятые законы используются в полной мере. Некоторые из них требуют внесения существенных изменений. По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича,  «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки»28. Основными объектами критики являются:

  • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния);
  • а также лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

   По  мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические  интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом. По мнению критиков антимонопольного законодательства, оно нарушает права человека, в частности, право собственности и свободу контракта. Подпадающие под действие антимонопольного законодательства компании лишаются возможности свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Антимонопольные органы ставят это имущество на службу «обществу в целом» и тем самым фактически присваивают его.

   Сейчас  наметилась тенденция ужесточения  антимонопольного законодательства. Как  отмечает В. Новиков, «при некотором смягчении контроля за слияниями, сфера применения антимонопольного законодательства расширяется, запретов становится все больше, штрафы становятся все более суровыми, перечень экономических преступлений с уголовными наказаниями расширен»29. Разумеется, речь идет не об отмене антимонопольного законодательства, а о его «разумности», взвешенной и выверенной системе регулирования по следующим направлениям:

  • выработка сбалансированной экспортно-импортной политики,
  • недопущение создания более выгодных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов,
  • проведение специальной политики в отношении естественных монополий,
  • снижение барьеров для входа в отрасль новых хозяйствующих субъектов,
  • защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц,
  • разработка и реализация программ по поддержке малого предпринимательства.

  Директор  департамента развития конкуренции  Минэкономразвития России А. Пироженко отмечает: «… антимонопольным регулированием добиться развития конкуренции невозможно. Чтобы завоевать кошельки покупателей, необходимы желающие делать свой товар лучше и дешевле. Это и есть конкуренция»30. Несмотря на некоторую спорность его высказывания, в главном он прав – необходимо развитие малого предпринимательства, как более заинтересованной и более маневренной силы. Именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

  Несмотря  на то, что задача развития малого предпринимательства  была поставлена Президентом России в 2002 году, революционного прорыва в деле создания лучших условий для малого бизнеса сегодня не произошло, более того, в современных законодательных материалах не выделено даже достаточно чётко само явление «малый бизнес» и не отражено его место в обновлении экономической системы страны. Фактически до сих пор в законодательстве России нет достаточно развёрнутого и действенного закона о системе мер государственной поддержки малых предприятий, системе гарантий достаточно полной реализации намеченных государством мероприятий по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Итак, необычность развития экономики России напрямую связана с ее историческим развитием и проявляется в так называемом государственном монополизме. С переходом России на рыночные методы хозяйствования стала очевидна  неэффективность государственных монополий и необходимость поддержания конкурентной среды. Главным условием экономических реформ с целью перехода на рыночные отношения стала демонополизация экономики.   Результатом этого стало появление антимонопольного законодательства, которое, однако, вызвало много критики. Практика его применения показала необходимость внесения в него существенных изменений. 
 
 
 
 

Заключение

   Конкуренция - двигатель экономического прогресса и внутренний регулятор экономики, так как рыночное совершенство приводит к успеху лишь в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, а также повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции, получая возможность снижать цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

   Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполнятся следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; однородность продукции; свободный вход на рынок и выход из него; информационная доступность; отсутствие контроля над ценой. Однако действительно реальными рынками являются рынки несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Для монополистической конкуренции, как и для совершенной, характерно множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок и выхода из него, отличительным признаком является дифференцированность продукции. Олигополия характеризуется небольшим числом продавцов; товар может быть и дифференцированным, и стандартным; предприятие проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом в установлении цены зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Для монополии характерны следующие признаки – единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж; для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Очевидно, что конкуренция и монополия – понятия противоположные, но в существовании промежуточных форм рынков, в «пунктирности» границ между рынками, свободе перехода из одного состояния в другое нам видится синтез, единство этих понятий – конкуренция не исчезает, а переходит в новые формы.

   Конкуренция представляется  динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам, от чего выигрывает потребитель.

   Однако, как показала практика, большинство  российских предприятий не готово к  активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении. В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.

    Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. На сегодняшний день российское антимонопольное законодательство, к сожалению, не отвечает этим требованиям. Экономисты выделяют необходимость создание рыночной инфраструктурыспособной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка (для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска); установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе(такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования); формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателейумеющих эффективно хозяйствовать. Развитие малых предприятий, которые «в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию, в перспективе должно привести к экономическому росту в регионах… Это является важнейшим условием устойчивого экономического развития и социальной стабильности»31. Естественно, что для решения указанных проблем требуется достаточно длительный срок и активная деятельность государства и предпринимателей.

    Список  литературы

  1. Артемьев И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства //  Экономическая политика.- 2007.-N 4.-С. 200-207.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.-М.,
  3. Голков А.С. Создание конкурентоспособных промышленных кластеров как основа устойчивого регионального развития: взгляд через призму национальной экономической безопасности// Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции «Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития».-М.,2008.
  4. Ермишин И.Г. Основы экономической теории.-М.,
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория.-М.,
  6. Маршалл А.Принципы политической экономии//Маршалл А. Принципы    экономической  науки. Т.1. – М., 1993.
  7. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.- М., 1986.
  8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1997.
  9. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции.-М.,1996.
 

    Интернет-ресурсы

  1. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках//http://www.consultant.ru
  2. Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг//http://www.consultant.ru
  3. Новиков В. Защита от конкуренции// http://prompolit.ru
  4. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт  стран с развитой рыночной     экономикой// http://economics.boom.ru
  5. Словарь бизнес-терминов// http://dic.academic.ru
  6. Социальная ответственность бизнеса в современной  России.  Доклад Е.Примакова //  http://www.centrasia.ru
  7. Энциклопедический словарь экономики и права// http://www.vedomosti.ru
  8. http://www.economy.gov.ru

Информация о работе Конкуренция и монополия: противоположность и единство.Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции