Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:21, курсовая работа
По определению рынок – это организационная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары, услуги и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющие значение имеет количество производителей и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяет взаимоотношение спроса предложения.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке является высокая концентрация хозяйственной деятельности в одних руках, одной или нескольких объединившихся фирм, доминирующие положение фирм на рынке определенных товаров, установление монополистических цен и получению сверх прибыли.
Суть
монополистической деятельности фирмы
сводится к тому, что она намеренно
сокращает количество своих продаж
и тем самым создает
Монополиям присущи следующие характерные признаки:
Монополист выступает как единственный продавец, а монополизированная отрасль – это синоним фирмы.
Реализуемый монополией товар уникален в том смысле, что у него нет хороших или близких заменителей. Такая ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт.
10
Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки
товара на рынок и тому подобное; иначе говоря, если в условиях совершенной конкуренции фирма с рыночной ценой «соглашается», то здесь – назначает ее.
По пути на рынок монополист устанавливает непреодолимые для конкурентов барьеры как естественного, так и искусственного происхождения.
К искусственным барьерам относятся, прежде всего, системы патентования и лицензирования. Непреодолимым искусственным барьером на пути в монополизированную отрасль может быть исключительно право монополий, на какой – либо ресурс.
Монополия может возникнуть следующими путями:
Та или иная отрасль может быть с момента ее возникновения представлена единственным производителем.
На
рынке может действовать
На рынке в исходном состоянии находится много производителей, однако один из них скупает всех своих конкурентов и тем самым образует монополию.
Довольно
часто монополию рассматривают
как новое экономическое
Одновременно
с монополией продавцов, производителей
происходили аналогичные
11
1.4 Виды
и формы монополий
Монополизация первично возникла в сфере кредита, затем она широко
распространилась в торговле. Потом она стала нормой в промышленности.
Кредитная монополия возникла с появлением ростовщического капитала, который устанавливает высокие проценты за кредит. Это первая форма экономической монополии, более или менее сформировавшаяся в самостоятельное явление. Возникшая кредитная система первоначально была направлена против ростовщичества. В настоящие время кредитный капитал также пользуется этой формой борьбы.
Торговая монополия приобрела значение в средневековье. Тогда возникли различные компании – ост-индская, ганзейская и другие, привилегии которых обычно закреплялись государством, даровались им на основе указов. Современный торговый капитал также часто пользуется такой возможностью.
Промышленная монополия возникла не в одночасье. Первоначально она появилась в отношении невоспроизводимых товаров, например при производстве шампанских вин во Франции. В таком случае особые природно-климатические условия, как и традиции виноделия, были основой монополии. И такие монополии сохраняют значение на современном рынке.
Монополии возникали ввиду разных конкретных причин, а поэтому выделим следующие основные ее формы.
Случайные и неслучайные монополии. В отдельных случаях возникают случайные монополии, когда на каком-либо рынке временно оказывается один продавец определенного товара. Такой продавец может получить добавочную прибыль. Остальные формы монополий не случайны.
Закрытые и открытые монополии. Исторически исходной формой монополии, как особого рода не случайного явления, можно считать закрытую ее форму. Закрытая монополия – это монополия, защищенная юридически,
12
легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Формы закрытых монополий многообразны. Это могут быть и обособленные предприятия, которым государство помогает поддерживать монополизм.
Невоспроизводимые воспроизводимые монополии. Открытая монополия возникает на основе развития конъюнктуры рынка. При этом монополия на невоспроизводимые факторы возникает в результате владения уникальными природными ресурсами. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых ресурсов.
Доминантные и чистые монополии. Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которым противостоит множество мелких предприятий – ценоискателей. «Чистыми» монополиями называют те, которые возникают при производстве уникальных товаров, не имеющих субститов, защищенных патентами, или те компании, которые эксплуатируют месторождения полезных ископаемых или имеют исключительное право на какую-ту сферу деятельности.
Дискриминационные монополии имеют систему цен, различие которых н цене для библиотек, индивидов и студентов. Простая монополия продает товары по одной цене всем покупателям. Дискриминационная монополия проводит ценовую дискриминацию – устанавливает различные цены на разные единицы одного и того же товара, не оправданные никакими различиями в издержках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей «резервную цену» и присваивает «ренту потребителя». цене для библиотек, индивидов и студентов. Простая монополия продает товары по одной цене всем покупателям.
Естественные и искусственные монополии. К естественным монополиям относятся те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной инфраструктуры, обеспечивающие связь, транспорт, водоснабжение, электроэнергию. В таком случае государство регулирует цены
13
и устанавливает стандарты на товар. Удерживание государством низких цен на товары и услуги естественных монополий позволяет частным монополиям повышать цену на свои товары и получать сверх прибыль.
Искусственная монополия не является результатом стихийного экономического развития. Она результат сговора крупных фирм, стремящихся получить монопольную прибыль. Искусственные монополии образуют ряд форм.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в которой его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажной цене, распределении рынков.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающий однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями совместного производства финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Монополии свойственно стремление использовать свою рыночную власть в убыток потребителям и потенциальным конкурентам. Из этого можно сделать вывод – только уменьшая число монопольных производителей, возможно, ослабить их негативное воздействие на рынок.
14
2 МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
2.1
Чистая конкуренция
Чистая (совершенная) конкуренция – состояние рынка, на котором присутствует большое количество покупателей и продавцов, каждый из которых занимает сравнительно набольшую роль и не может диктовать условия продажи или покупки товаров. Предполагается присутствие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, о продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в остальных регионах. Рынок совершенной конкуренции подразумевает отсутствие власти производителя над рынком: установление цены не производителем, а посредством спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной отрасли в полной мере – лишь могут приближаться к модели.
Модель
чистой конкуренции имеет следующие
характеристики: много продавцов
и покупателей определенного
товара; производители продают
Совершенная
конкуренция также
У
совершенной конкуренции
15
отдельных видов деятельности. Отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров.
К положительным чертам чистой конкуренции относятся стабилизация цен на товары, приспособление к спросу, снижение производственных издержек, высокое качество товара, развитие научно-технического прогресса.
В условиях совершенной конкуренции, при любом сформировавшемся уровне цен, наличествует как бы «внешний предел», при котором производители входят из нее. Увеличение цен способствует проявлению новых фирм и сохранению старых. При снижении цены производители с высоким уровнем издержек становятся убыточными и покидают данную отрасль.
Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция – абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение.
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».