Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:21, курсовая работа
По определению рынок – это организационная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары, услуги и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющие значение имеет количество производителей и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяет взаимоотношение спроса предложения.
б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной
рыночной силой, а также осуществляют антиконкурентные действия.
23
Кроме
ограничения поведения
уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям и конгломератам относятся более терпимо.
На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
В пределах этой теории монополия рассматривается через призму трёх элементов:
С точки зрения рыночной структуры
С точки зрения рыночного поведения
С точки зрения рыночных итогов.
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, страны с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Важнейшим
средством регулирования
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов,
24
которые выступают как средство поддерживания государственного баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Современное
антимонопольное
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния - объединение последовательно связанных производств закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующим рынке. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы, продавать свои товары фирме-покупателю.
Конгломератные
слияния – объединение компаний
из разных отраслей обычно разрешаются.
3.
2 Развитие антимонопольной политики в
России
Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний,
25
стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов.
Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование, так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.
Основными целями антимонопольной политики России сегодня являются формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.
К его источникам относятся:
Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а так же поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию.
Гражданский Кодекс Российской Федерации, который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
26
В России началом создания антимонопольного законодательства стал «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках». Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:
распространение ложных, или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другой фирмы;
введение потребителей в
некорректное сравнения фирмы
в процессе его рекламной
самовольное использования товарного знака, фирменного наименования.
Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи – не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.
Основными системными институциональными угрозами для конкуренции на российских рынках являются:
формирование государственных корпораций;
деятельность естественных монополий;
риски возникновения картелей;
антиконкурентные
действия органов власти. Поэтому антимонопольная
служба, подготовила второй антимонопольный
пакет и совместно с Министерством экономического
развития разрабатывает программу развития
конкуренции в Российской Федерации. Поэтому
мы убеждены, что задачи по развитию конкуренции
и демонополизации профильных отраслей
должны быть включены в планы работы всех
федеральных органов исполнительной власти,
а также стать обязательным критерием
оценки эффективности деятельности этих
органов.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция является
Как было показано чрезмерная
монополизация, появление
В целом
же, конкуренция несет меньше
негативных моментов, чем положительных;
конкуренция - значительно меньшее
зло, чем монополия,
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией.
Антимонопольная политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах
экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их
28
относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.
Особенность
российских монополий оказала влияние
на особенности правового
Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику как необходимые аспекты
структурных реорганизаций в различных
областях экономики стран. В последнее
время проблема монополизирования и недобросовестной
конкуренции перестает быть только экономической
- она все больше становится политической
и социальной.
29
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006г.
2. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп.- М.:
ТК Велби, Проспект, 2008г.
3. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005г.
4. Курс экономической теории / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, АСА, 2007г.
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс, 16-е изд., М.: Инфра-М, 2008г.
6. Николаева Л.А., Черная И.П., Экономическая теория: учебник.- М.: КНОРУС, 2006г.
7. Правовое регулирование конкуренции и монополии в РФ: Курс лекций / Под ред. С.В. Запольского, - М., Статут, 2010г.
8. Рузавин Г.И., Основы рыночной экономики, М., ЮНИТИ, 2005г.
9. Слагода В.Г., Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2009г.
10. Янова В.В., Экономика, М.: Экзамен, 2007г.
11. Федеральная Антимонопольная Служба - Электронные данные. - М.: 2010. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
12. http:// bibliotekar.ru/
13. http:// wikipedia.ru/
12. http:// economics-online.ru/
14. http://
krugosvet.ru/
30
10