Конкуренция и монополия на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

По определению рынок – это организационная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары, услуги и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющие значение имеет количество производителей и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяет взаимоотношение спроса предложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     б) разделение монопольных структур. В  современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной

рыночной силой, а также осуществляют антиконкурентные действия.

23

     Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить 

уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям и конгломератам относятся более терпимо.

     На  антимонопольную политику в большой  степени повлияло развитие экономической  мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.

     Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

     В пределах этой теории монополия рассматривается  через призму трёх элементов:

С точки  зрения рыночной структуры

С точки  зрения рыночного поведения

С точки  зрения рыночных итогов.

      Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений, страны с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая  и поощряя конкуренцию.

      Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное  законодательство.

     Антимонопольное законодательство представляет собой  пакет законов,

     24

которые выступают как средство поддерживания  государственного баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления  – контроль над ценами и контроль за слиянием компаний. Антимонопольное  законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытиснить из отрасли конкурентов.

      Правительство обычно предпринимает меры, когда  в результате горизонтального слияния фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из  фирм находится на грани банкротства.

      В случае вертикального слияния  - объединение последовательно связанных производств закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующим рынке. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы, продавать свои товары фирме-покупателю.

      Конгломератные  слияния – объединение компаний из разных отраслей обычно разрешаются. 

     3. 2 Развитие антимонопольной политики в России 

     Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний,

     25

стимулирование  экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов.

     Однако  довольно частым "побочным" результатом  экономической политики выступает  тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование, так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.

     Основными целями антимонопольной политики России сегодня являются формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.

     К его источникам относятся:

     Конституция Российской Федерации, которая гарантирует  единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг  и финансовых средств, а так же поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию.

     Гражданский Кодекс Российской Федерации, который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

     26

      В России началом создания антимонопольного законодательства стал «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках». Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:

       распространение ложных, или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другой фирмы;

       введение потребителей в заблуждение  относительно способа и  места  изготовления товара, его потребительских  качеств;

       некорректное сравнения фирмы  в процессе его рекламной деятельности;

       самовольное использования товарного знака, фирменного наименования.

     Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991г. был создан Антимонопольный  комитет РФ. Его задачи – не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной  экономике.

      Основными системными институциональными угрозами для конкуренции на российских рынках являются:

     формирование  государственных корпораций;

     деятельность  естественных монополий;

     риски возникновения картелей;

     антиконкурентные  действия органов власти. Поэтому антимонопольная служба, подготовила второй антимонопольный пакет и совместно с Министерством экономического развития разрабатывает программу развития конкуренции в Российской Федерации. Поэтому мы убеждены, что задачи по развитию конкуренции и демонополизации профильных отраслей должны быть включены в планы работы всех федеральных органов исполнительной власти, а также стать обязательным критерием оценки эффективности деятельности этих органов. 
 

     27 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другие.

       Как было показано чрезмерная  монополизация, появление конкурентной  борьбы между монополиями, без  соответствующего контроля со  стороны государства может привести к созданию, так сказать "государства в государстве". Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике.

 В целом  же, конкуренция несет меньше  негативных моментов, чем положительных;  конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая  своим положением в экономике.

        Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией.

     Антимонопольная политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах

экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих  субъектов и их

28

относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к  инвестициям и инновациям.

     Особенность российских монополий оказала влияние  на особенности правового регулирования  их деятельности. В западных странах  монополии возникли, когда уже  существовали рыночные отношения, и  государство, чтобы воспрепятствовать  удушению конкуренции, начало принимать ограничительные меры. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при мощных монополиях и едва складывающихся рыночных отношениях. Именно поэтому для нашей страны немаловажно не только ограничивать монополизм и злоупотребления господствующим положением, но и создавать конкурентную сферу, проявляя политическую волю. На сегодняшний день антимонопольное законодательство России необходимо усовершенствовать, преимущественно на базе обобщения правоприменительной практики. Необходимо так усовершенствовать законодательную базу, чтобы она не позволяла злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять различные виды штрафных санкций к физическим и юридическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, эффективнее регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

     Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику как необходимые аспекты структурных реорганизаций в различных областях экономики стран. В последнее время проблема монополизирования и недобросовестной конкуренции перестает быть только экономической - она все больше становится политической и социальной.  
 
 

29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006г.

2. Борисов  Е.Ф., Экономическая теория: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп.- М.:

ТК Велби, Проспект, 2008г.

3. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005г.

4. Курс экономической теории / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, АСА, 2007г.

5. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс, 16-е изд., М.: Инфра-М, 2008г.

6. Николаева Л.А., Черная И.П., Экономическая теория: учебник.- М.: КНОРУС, 2006г.

7. Правовое  регулирование конкуренции и  монополии в РФ: Курс лекций / Под  ред. С.В. Запольского, - М., Статут, 2010г.

8. Рузавин  Г.И., Основы рыночной экономики,  М., ЮНИТИ, 2005г.

9. Слагода В.Г., Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2009г.

10. Янова В.В., Экономика, М.: Экзамен, 2007г.

11. Федеральная Антимонопольная Служба - Электронные данные. - М.: 2010. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/

12. http:// bibliotekar.ru/

13. http:// wikipedia.ru/

12. http:// economics-online.ru/

14. http:// krugosvet.ru/ 
 
 
 
 
 

30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    10

Информация о работе Конкуренция и монополия на рынке