Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:19, лекция

Краткое описание

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция. Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия - копия.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

России выступают, как правило, государственные унитарные  предприятия, имеющие лицензии на осуществление  определенных видов деятельности. Видами государственной монополии являются денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической  деятельности (экспорт и импорт отдельных  товаров), зачастую производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим  государственной монополии имеет  исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

Таким образом, антимонопольная политика государства  не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых  видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные  негативные последствия, связанные  с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта  в этой области. Но она имеет ряд  существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда  в России устойчивые рыночные связи  находятся лишь в стадии становления, в стране созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью  государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливают нагрузку на систему  государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования  в России шире, чем просто сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Следует иметь  в виду, что антимонопольное законодательство само по себе не создает систему  свободного предпринимательства и  конкуренции. Оно успешно может  действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая  и поддерживая последнюю. Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает в себя не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов  местного самоуправления. Поэтому антимонопольное  регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

Не следует  преувеличивать возможности административного  вмешательства в процессы концентрации и монополизации производства. Практика показывает, что юридические препятствия  не предотвращают рыночную концентрацию. Просто сам этот процесс принимает  другие формы. Например, запрещение слияний  и поглощений фирм в одной и  той же отрасли вызывает активизацию  конгломератных слияний. Или запрещение сговора в ценах заставляет компании прибегать к слиянию, как это  было в США в начале века. Тем  не менее, борьба с монополистическими злоупотреблениями необходима. Когда  концентрация экономической мощи не встречает противодействия ни экономического, ни юридического, экономика погружается  в состояние застоя.  

Заключение   

Конкуренция —  одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия  производства и реализации продукции.

Конкурентный  рынок способствует достижению эффективности  производства и оптимальному распределению  экономических ресурсов. Принято  различать конкуренцию совершенную  и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для  формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой  институциональной среды.

Экономическая деятельность связана с неопределенностью  и риском. Неопределенность выбора обусловливается неполнотой и неточностью  информации, неизбежностью ошибок в  процессе прогнозирования. Не существует «патентованных» рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых  решений.

Позитивные функции  рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем  рынок нуждается в институциональном  регулировании. Отклонения от условий  совершенной конкуренции свидетельствуют  о несовершенстве рынка.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление  имеет свои плюсы и минусы. К  положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое  качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и  качеству труда, возможность регулировки  со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних  и "поражение" других, различие в  условиях деятельности, что ведет  к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические  нарушения и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление  конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны  государства может привести к  созданию так сказать "государства  в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентноспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы  нахождения более эффективных решений  функционирования в экономике и  др.

В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Доминирующими тенденциями 2000-х гг. стали усиление имущественной экспансии государственной  власти, попытки установления (расширения) контроля за основными финансовыми  потоками российской экономики и, более  широко, обеспечение зависимости  бизнеса от государственных институтов, несмотря на решения по дерегулированию, административную реформу и планы  дальнейшей приватизации.

Вероятным итогом такой политики может стать формирование модели «государственного капитализма», особенностью которой является сочетание  следующих элементов:

  • значительное усиление (расширение сферы применения) стандартных элементов государственного предпринимательства, что, видимо, рассматривается как компонент (весьма дискуссионный) обеспечения национальных интересов России;
  • создание благоприятных (или, по крайней мере, нейтральных) условий функционирования для узкого круга лояльных, в том числе частных, компаний, заслуживших репутацию «государственников» и опирающихся на поддержку высоко централизованного и подконтрольного Президенту государственного аппарата (включая законодательные структуры и судебную власть);
  • применение показательных (селективных) репрессивных мер (административного и уголовного характера) в отношении тех влиятельных экономических субъектов, которые не вписываются в выстраиваемую модель;
  • асимметричность целей и методов воздействия. Поставленные и часто обоснованные цели - возврат активов, достижение прозрачности структур собственности, возврат центров прибыли в Россию, ликвидация определенных налоговых схем и т. п. - реализуются не посредством реформ в данных конкретных областях, а с помощью иных мер воздействия, формально не имеющих отношения к данным вопросам, в том числе применение принципа «собственность в обмен на свободу»;
  • разделение представлений о национальных интересах России и принципа неприкосновенности частной собственности.

Информация о работе Конкуренция и монополия