Сущность и задачи предприятия розничной торговли в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение розничной торговли в условиях рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................................... .2
1. Предприятия розничной торговли как субъекты рынка………………………………….………4
1.1. Законодательное оформление торгового предприятия ……………………….…..…………4
1.2. Основополагающие признаки………………………………………………………………………………..4
2. Сущность и функции розничной торговли.………………………………………………………....... 6
2.1.Сущность розничной торговли………………………………………………………………………………..6
2.2. Функции розничной торговли…………………………………………………………………………………6
2.3. Услуги розничной торговли…………………………………………………………………………………….7
2.4. Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей………………8
3. Формы собственности в розничных торговых предприятиях и переход права собственности на имущество ……………………………………………….…………….………….……..10
3.1. Формы собственности…………………………………………………………………………………………..10
3.2. Приватизация………………………………………………………………..………………………………………12
4. Задачи, цели и классификация предприятий розничной торговли……………….……..13
4.1. Виды предприятий розничной торговли по особенностям устройства………………13
4.2. Формы торгового обслуживания………………………………………………………………………….14
4.3. Классификация предприятий розничной торговли……………………………………………..15
5. Основные виды и методы розничной торговли…………………………………………………….17
5.1. Формы и методы розничной торговли…………………………………………………………………18
6. Развитие малого и среднего предпринимательства…………………………………….……….20
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………………………….………..……23

Файлы: 1 файл

Курсовая Эк КТ-31.docx

— 106.68 Кб (Скачать)

Также различают розничную  торговую сеть:

  • смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);
  • специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);
  • узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров); универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).

Само понятие розничной  торговли говорит о том, что её основное назначение – конечное распределение  товаров среди большой массы  покупателей. Без предприятий розничной  торговли распределение товаров  невозможно как таковое, причём в  ряде случаев розничным торговцем  может быть даже сама компания-производитель. В основном же в этой роли выступают  магазины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Формы собственности в розничных торговых предприятиях и переход права собственности на имущество

3.1.Формой собственности называется её вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, формой собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений  собственности, имеющая возможность  и право обладания объектом собственности. Субъекты собственности, в конечном счете – заведомо одушевленные лица. Олицетворять, реализовать практически  право собственности могут только люди.

Объект собственности  – пассивная сторона отношений  собственности в виде предметов  природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащей субъекту. Объекты собственности зачастую называют просто собственностью, вкладывая  в это понятие, как сам объект, так и связанные с ним отношения  по поводу собственности.

Исходя из такого определения, можно выделить следующие формы  собственности:

  • государственная собственность
  • муниципальная собственность
  • частная собственность
  • собственность общественных организаций
  • смешанная собственность

3.1.1) Государственная собственность — это форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

3.1.2) Муниципальная собственность - это имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. В собственности города находятся объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение). К объектам муниципальной собственности города относятся объекты социально-культурного назначения (школы и другие учебные заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда.

3.1.3)Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищенное законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную, акционерную и любую другую негосударственную форму собственности. Право частной собственности — одно из фундаментальных личных прав и рассматривается в области имущественного права.

Особенности частной собственности:

Частный собственник вправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению (продавать, дарить, завещать и т. п.) без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями). Потому иногда частная собственность  рассматривается как противоположность  государственной и муниципальной  собственности. Институты частной собственности по мере развития общества усложняются, но она является неотъемлемою частью рыночной экономики.

 

 

 

3.2. Приватизация

Переход права собственности  на имущество из государственной (муниципальной) в частную собственность называется приватизацией. Обратный переход называется национализацией.

Формы собственности общественных  предприятий подразделяются на: «ООО», «ОАО» и «ЗАО»

Форма собственности предприятия  ООО  -  Общество с ограниченной ответственностью. Отличительные черты:

  • Небольшой начальный уставной капитал;
  • Простая система управления;
  • Отсутствие ответственности владельцев личным имуществом по долгам фирмы.

Форма собственности (ООО) может  быть учреждено одним или несколькими  участниками. Регистрация ООО с  количеством участников более одного требует подписания Учредительного договора между участниками общества. Форма собственности (ООО) может  впоследствии стать обществом с  одним участником. Если в процессе ведения хозяйственной деятельности формы собственности (ООО) количество участников превысит 50 человек, ООО  должно в течение одного года реорганизоваться ОАО.

Форма собственности предприятия  ОАО - Открытое акционерное общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Задачи, цели и классификация предприятий розничной торговли

Основными целями предприятия  могут быть:

  • завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
  • добиться более высокого качества своего товара;
  • занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
  • добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
  • повысить прибыльность своих операций;
  • добиться максимально возможного уровня занятости.

Задачи предприятия —  достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право  постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное  лицо, государственные органы или  акционеры).

4.1. Виды предприятий розничной  торговли по особенностям устройства

По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.д.

  • Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
  • Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
  • Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
  • К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы. Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
  • Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
  • Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.).

4.2. Формы торгового обслуживания

Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.[11. с.83]

Самообслуживание – это  форма торгового обслуживания, при  которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Социальный и экономический  эффект самообслуживания заключается  в том, что эта форма дает возможность  существенно сократить ту часть  издержек потребления, которая связана  с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

Продажа товаров по образцам – это форма обслуживания, при  которой покупатель имеет возможность  самостоятельно или с помощью  продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после  оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно  в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.

 

 

 

4.3. Классификация предприятий  розничной торговли

  1. По форме собственности розничные торговые предприятия различают на:
  • государственную  собственность
  • муниципальную собственность
  • частную собственность
  • собственность общественных организаций
  • смешанную собственность
  1. По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные. К малым розничным торговым предприятиям товарной специализации относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек.
  1.   По организационно-правовым формам и видам предпринимательской деятельности торговые предприятия подразделяются на:

Хозяйственные товарищества в форме:

    • полного товарищества,
    • товарищества на вере,
    • с ограниченной ответственностью,
    • с дополнительной ответственностью,
    • акционерных общества,
    • унитарные предприятия ,
    • потребительские кооперативы;
    • индивидуальное предпринимательство.

По типам (форматам):

  • универмаг;
  • гипермаркет;
  • гастроном;
  • специализированные и узкоспециализированные магазины;
  • комиссионный магазин;
  • промтовары;
  • фирменный магазин;

По методам продажи товаров:

  • индивидуальное обслуживание (через прилавок);
  • открытая выкладка;
  • продажа по образцам;
  • самообслуживание;
  • по предварительным заказам.

По размерам торгового предприятия:

  • крупные (более 150 м2);
  • средние (до 150 м2);
  • мелкие (до 50 м2).

По виду реализуемого ассортимента:

  • универсальные;
  • специализированные (узкоспециализированные);
  • неспециализированные:
  • со смешанным ассортиментом,
  • с комплексным ассортиментом.

По уровню территориальной концентрации:

  • изолированные;
  • сгруппированные:
  • торговый комплекс,
  • торговый центр,

По виду здания:

  • в отдельно стоящем здании;
  • встроенное в жилое здание;
  • встроено-пристроенное;
  • пристроенное.

По особенностям размещения (месту расположения):

  • регионального значения (региональный торговый центр);
  • общегородского значения (центральный деловой район);
  • жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).

5. Основные виды и методы розничной торговли

1) Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.

Информация о работе Сущность и задачи предприятия розничной торговли в условиях рынка