Сущность и задачи предприятия розничной торговли в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение розничной торговли в условиях рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................................... .2
1. Предприятия розничной торговли как субъекты рынка………………………………….………4
1.1. Законодательное оформление торгового предприятия ……………………….…..…………4
1.2. Основополагающие признаки………………………………………………………………………………..4
2. Сущность и функции розничной торговли.………………………………………………………....... 6
2.1.Сущность розничной торговли………………………………………………………………………………..6
2.2. Функции розничной торговли…………………………………………………………………………………6
2.3. Услуги розничной торговли…………………………………………………………………………………….7
2.4. Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей………………8
3. Формы собственности в розничных торговых предприятиях и переход права собственности на имущество ……………………………………………….…………….………….……..10
3.1. Формы собственности…………………………………………………………………………………………..10
3.2. Приватизация………………………………………………………………..………………………………………12
4. Задачи, цели и классификация предприятий розничной торговли……………….……..13
4.1. Виды предприятий розничной торговли по особенностям устройства………………13
4.2. Формы торгового обслуживания………………………………………………………………………….14
4.3. Классификация предприятий розничной торговли……………………………………………..15
5. Основные виды и методы розничной торговли…………………………………………………….17
5.1. Формы и методы розничной торговли…………………………………………………………………18
6. Развитие малого и среднего предпринимательства…………………………………….……….20
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………………………….………..……23

Файлы: 1 файл

Курсовая Эк КТ-31.docx

— 106.68 Кб (Скачать)

Существует много видов  магазинов:

  • традиционное обслуживание через прилавок;
  • магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;
  • магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
  • магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
  • продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.) Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса.

2) Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.

Виды торговли:

  • разносная с применением лотков и других несложных устройств;
  • развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
  • прямая продажа на дому.

3) Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.

4) Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

5.1. Формы и методы розничной торговли

Многообразные формы и  методы розничной торговли не могут  быть эффективными без качественного  оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три  вида:

а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и  их доставка на дом;

б) услуги, оказываемые покупателям  после приобретения товаров: подгонка швейных изделий под клиента, раскрой купленных тканей, установка  и наладка на дому сложных видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);

в) услуги, сопутствующие  эффективной реализации товаров: благоприятная  и уютная атмосфера с высокой  культурой обслуживания; организация  буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер  хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.

Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются  в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.

В структуре розничной  торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в  соответствующие группы по признаку производственного происхождения  или потребительского назначения. В  розничной торговли в связи с  этим функционируют различные виды магазинов:

  • Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко и др.).
  • Узкоспециализированные магазины продают товары составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).
  • Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).
  • Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.

Смешанные магазины реализуют  товары различных групп как продовольственных  так и непродовольственных, не образуя  специализированные секции.

Показателем, характеризующим  объёмы и качество розничной торговли является товарооборот. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы  обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание  стоимости и потребительской  стоимости части общественного  продукта в виде конкретных видов  товаров; отражает пропорции между  производством и потреблением, спросом  и предложением, реализацией и  денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми  ресурсами.

6. Развитие малого и среднего предпринимательства

На территории МО ГО «Сыктывкар» по состоянию на 01.01.2012 г. осуществляли свою деятельность 24 средних предприятия (24,0% от общего числа по РК в целом),  665 малых предприятий (43,0%), 7231 микропредприятие (55,0%) и 6749 индивидуальных предпринимателей  (28,0% от общего числа по РК в целом).

В феврале 2012г. оборот розничной торговли составил 10,8 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 3,1% больше, чем за февраль 2011г., в январе-феврале 2012г. - 21,6 миллиарда рублей, или 102,2% к соответствующему уровню предыдущего года.

Динамика оборота розничной  торговли

 

Оборот розничной  
торговли, млн руб

В % к соответствующему  
периоду предыдущего года

В % к предыдущему  
периоду

Год 2011

     

Январь

10212,0

99,9

79,5

Февраль

10026,9

101,2

97,5

Январь-февраль

20238,9

100,5

х

Год 2012

138921,1

105,1

х

Январь

10761,5

100,6

75,0

Февраль

10877,6

103,8

100,7

Январь-февраль

21639,0

102,2

х


В феврале 2012г. розничные торговые сети сформировали в среднем по республике 17,8% общего объема оборота розничной торговли (в феврале 2011г. - 13,2%). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 20,5% (в феврале 2011г. - 18,7%).

В феврале 2012г. реализовано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 5,5 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 3,6% больше февраля 2011г.,непродовольственных товаров - на 5,4 миллиарда рублей (на 4,1% больше, чем в феврале 2011г.).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Розничная торговля – вид  предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с  реализацией товаров непосредственно  потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования.

Розничная торговля обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей и сокращается время на приобретение товаров.

Сущность розничной торговли заключается в продаже товара или продукции непосредственно  потребителю. Таким образом, экономическое  значение розничной торговой сети состоит  в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его  количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический  аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров  населению. Основными задачами этого  предприятия являются:

  • удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
  • организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия  это получение прибыли.

В ходе написания курсовой работы были изучены сущность и функции  розничной торговли, формы собственности  в розничных торговых предприятиях. Выявлены задачи и цели розничных  торговых предприятий, их классификацию, изучены основные виды розничной  торговли. А также были рассмотрено развитие малого и среднего предпринимательства.

 

Список литературы

  1. Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 2004г.
  2. Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм: Учебник 2-е изд., М.: Финансы и статистика, 2003г.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник, 5-е издание, доп. и перераб, М: Финансы и статистика, 2001г.
  4. Банникова А.П. Экономика предприятия, Мн: Светач, 2007г.
  5. Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика и организация. М.:ИНФРА-М, 2005г.
  6. Волкова О.И. Экономика предприятия: уч., М.:ИНФРА-М, 2003г.
  7. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия. М., 2002г.
  8. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д.,2001г.
  9. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: уч. для вузов, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002г.
  10. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. М.,2002г.
  11. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. Р - н - Д., 2002г.
  12. Леви М., Вейтц Б. А.: Основы розничной торговли. – СПб.: Изд-во Питер, 2002г.
  13. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М., 2006г.
  14. Раицкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно – внедренческий центр " Маркетинг ", 2002г.
  15. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000г.

 


Информация о работе Сущность и задачи предприятия розничной торговли в условиях рынка