Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 04:46, курсовая работа
Нормирование важнейший элемент научной организации труда, позволяющий правильно решать вопросы разделения и кооперации труда, расстановки рабочей силы, организации и обслуживания рабочих мест. Научно – обоснованные нормы способствуют дифференциации оплаты труда, позволяют планировать сельскохозяйственное производство.
В своей курсовой работе я проведу анализ экономической ситуации, анализ применения и выполнения научно – обоснованных норм на различных видах работ, а также внедрения новых норм на предприятия ФГУП УЧХОЗ ГОУ ПГСХА.
Введение
1.Современное состояние предприятия и оценка организации трудового процесса.
1.1. Местоположение, природные условия, специализация и размеры предприятия.
1.2. Численность, половозрастная, профессионально-клавификационная характеристика кадров и обеспеченность ими
1.3. Существующая организационно-технологическая схема трудового процесса. Фактические баланс и структура затрат рабочего времени работника при его выполнении по данным фотохронометражного наблюдения, их анализ и оценка
1.4. Организация и обслуживание рабочих мест, условий труда, режимы труда и отдыха работников и их оценка
2.Совершенствование организации трудового процесса и повышение экономической эффективности производства
2.1. Проектирование рационального трудового процесса и оптимальных
баланса и структуры затрат рабочего времени по материалам
фотохронометражного наблюдения
2.2. Предложения по совершенствованию организации обслуживания рабочего места, режимов труда и отдыха
2.3 Уточнение существующей (или расчет новой) нормы выработки (обслуживание) по данным фотохронометражных наблюдений (или по данным паспортизации полей) и нормативам
2.4. Разработка организационно-технологической карты на данный процесс труда.
2.5. Экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Важнейшим направлением научной организации труда является совершенствование форм его разделения и кооперации, которые лежат в основе формирования трудовых коллективов производственных подразделений.
Квалификационное разделение труда означает обособление работников одной и той же профессиональной группы по уровню квалификации. При этом одни из них выполняют более простые трудовые операции, другие более сложные.
Произведём характеристику численности по категориям работающих в ФГУП «Учхозе» ГОУ ПГСХА за 2009-2011гг. в таблице 2, где разобьем работников на группы по категориям, и рассчитаем отклонение в изменении их численности.
Таблица 2 - Анализ численности по категориям работающих в ФГУП «Учхозе» ГОУ ПГСХА за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 |
2011 |
Отклонение |
По с/х предприятию, всего: В том числе: |
229 |
160 |
-69 |
-работники занятые в с/х производстве, всего: Из ни: |
211 |
149 |
-62 |
-рабочие постоянные В том числе: |
152 |
107 |
-45 |
-трактористы-машинисты |
17 |
10 |
-7 |
-операторы машинного доения, дояры |
17 |
16 |
-1 |
-скотники КРС |
15 |
15 |
0 |
-служащие |
39 |
32 |
-7 |
-руководители |
10 |
9 |
-1 |
-специалисты |
25 |
20 |
-5 |
-работники,
занятые в подсобных |
14 |
7 |
-7 |
-работники сезонные и временные |
20 |
10 |
-10 |
-работники торговли и общественного питания |
4 |
4 |
0 |
Анализ численности по категориям работающих в сельскохозяйственном производственном в ФГУП «Учхоз» ГОУ ПГСХА за 2009-2011. говорит о резком сокращении численности работников на предприятии (на 30,1 %). Сокращение произошло за счет всех работающих в сельском хозяйстве, кроме работников КРС и работников торговли и общественного питания. Следовательно, резко сократились размеры производства.
Так же если мы сравним данные этой таблицы с данными таблицы 2 то увидим, что в 2011 году численность работников продолжает снижаться. Так, например численность трактористов машинистов сократилась на 7 человек, операторов машинного доения и дояров так же на 1, и так далее.
Теперь необходимо рассмотреть показатели использования трутовых ресурсов за ряд лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из главных проблем сельскохозяйственного предприятия ФГУП «Учхоза» ГОУ ПГСХА за 2011г, является кадровое обеспечение. В должности руководителей и специалистов работают 29 человек, имеющих высшее образование, составляют 15%, средне-профессиональное 75% и 10% не имеют образование.
По причине обострения социальных проблем, низкого уровня заработной платы, последние годы наблюдается рост выбытия и сменяемости рабочих, ухудшается их качественный состав, однако, предприятие не теряет имеющихся специалистов. Обострилась проблема закрепления на селе молодых профессиональных специалистов. В целом на предприятии наблюдается рост основных показателей, это является результатом правильной организации труда во всех структурных подразделениях.
Однако при
росте основных показателей наблюдается
текучесть кадров из хозяйства. Это
наглядно видно на примере трактористов-
1.3. Существующая организационно-технологическая схема трудового процесса. Фактические баланс и структура затрат рабочего времени работника при его выполнении по данным фотохронометражного наблюдения, их анализ и оценка
Транспортные работы необходимы для осуществления производственных связей на предприятиях с/х. Срывы в работе транспорта приводят потерям рабочего времени, снижению качества продукции и ухудшению финансовых показателей. Поэтому рациональной организации труда на транспортных работах необходимо уделять особое внимание. Для установления норм затрат труда могут использоваться единые нормы времени на погрузку и разгрузку. Единые нормы времени разрабатываются на основе фотохронометражного наблюдения. На транспортные работы влияют следующие нормообразующие факторы:
Транспортные работы в общем объеме затрат на производство сельскохозяйственной продукции составляют значительный процент (в земледелии 30% и более). Снижению этих затрат необходимо уделять постоянное внимание.
Сменные нормы выработки на транспортные работы определяют в тоннах или т/км. Главные транспортные средства в сельском хозяйстве – автомобили, значительную роль играют тракторы.
На производительность транспортных средств в основном оказывают влияние следующие факторы: состав агрегата; вид транспортных средств и их грузоподъемность; вид и состояние груза; вид и состояние дорожных покрытий; расстояние перевозки; способ и средства выполнения погрузо-разгрузочных работ. Эти факторы и являются нормообразующими. Виды транспортных средств – это марки автомобилей, тракторов, имеющих определенную грузоподъемность.
Виды груза при нормировании транспортных работ подразделяются по степени использования номинальной грузоподъемности автомобиля или тракторного прицепа, которая характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности (отношением фактической грузоподъемности к номинальной). Емкость кузова автомобиля, тракторного прицепа обычно рассчитывают на обеспечение номинальной грузоподъемности, то есть перевозку грузов с объемной массой, равной единице. Такие грузы относят к 1 классу. Ко 2 классу относят грузы, допускающие использование номинальной грузоподъемности транспортных средств с коэффициентом 0,8; к 3 классу – 0,6; к 4 классу – менее 0,5. вид груза влияет также на время погрузки и разгрузки и допустимую скорость движения.
Расстояние перевозки определяет соотношение между временем, затрачиваемым на перевозку груза, и временем на его погрузку и разгрузку. Погрузка и разгрузка транспортных средств могут выполняться ручным, механизированным и комбинированным способами.
В зависимости от перечисленных нормообразующих факторов производится дифференциация норм выработки и расхода топлива в сборниках типовых норм.
Сменные нормы выработки на транспортные работы (Нсм) рассчитывают по формуле:
где Трейса – норма времени на один рейс, мин.; Тотд – норматив времени на отдых и личные надобности за смену, мин.; Qт – фактическая грузоподъемность транспортного средства относительно данного груза, т.
При установлении норм выработки в т/км формула принимает следующий вид:
где Lср – среднее расстояние перевозки груза, км
Норматив времени на подготовительно-заключительную работу Тпз складывается из времени подготовки транспортных средств к переезду, проведения ежесменного технического ухода, получения наряда и заключительной работы. При разработке норм выработки на тракторно-транспортные работы норматив времени на личные надобности Тлн установлен 10 мин на смену. Норматив на отдых исполнителей Тотд в течение смены рекомендуется 15 мин, следовательно, норматив на отдых и личные надобности Тотд равен 25 мин.
Время одного рейса
включает время погрузки, разгрузки
и пробега транспортного
где tп – норматив времени погрузки груза в транспортное средство в расчете на его фактическую грузоподъемность, мин; tр – то же при разгрузке груза, мин; Vср – средняя скорость движения транспортных средств с грузом и без груза, км/ч.
Средняя скорость определяется по формуле:
где V1 – скорость передвижения с грузом, км/ч; V2 – то же без груза, км/ч.
При установлении норм выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные работы в колхозах и совхозах пользуются общесоюзным сборником типовых норм. В нем нормы дифференцированы в зависимости от способа выполнения погрузо-разгрузочных работ, грузоподъемности прицепа, группы дорожных условий и расстояния перевозки.
Аналогично рассчитывают нормы и на автотранспортные работы. Для нормирования и оплаты труда шоферов грузовых автомобилей установлены нормы времени. Они определены в виде норм и соответствующих сдельных расценок: за 1 тонну перевезенного груза и на 1 т/км. Нормы времени являются исходными для начисления заработной платы водителям автомобильного транспорта. Кроме указанных норм, установлены нормы времени на взвешивание груза – 4,5 мин на каждый автомобиль и каждый прицеп независимо от класса груза, грузоподъемности автомобиля, прицепа. Например, для автомашин грузоподъемностью 4 т норма времени на погрузку и разгрузку 1т груза 1класса при выполнении работ вручную – 10,51 мин. Это время погрузки и разгрузки, подноски и относки, маневрирования автомобиля, упаковки груза, оформления документов. К нормам времени на погрузку и разгрузку 1 т груза 2, 3, 4 классов груза дается поправка.
Установлено 4 класса
грузов. К 1 классу относятся грузы,
позволяющие полностью
Нормы времени на 1 т/км Ткм определяют по формуле:
где tпз – норматив подготовительно-
При определении Vср исходят из следующих расчетных скоростей пробега автомобилей: на дорогах асфальтированных, бетонных (группа 1) – 39 км/ч, на дорогах с твердым покрытием (группа 2) – 30, на естественных и грунтовых дорогах (группа 3) – 25 км/ч.
Таблица 1 - Фактический баланс и структура затрат рабочего времени на транспортных работах
Элементы времени смены |
Фактический | ||
мин |
% | ||
Подготовительно-заключительное время |
Тпз |
53,5 |
11,1 |
Оперативное время |
Топ |
395,7 |
82,4 |
В том числе: основное |
То |
255,1 |
53,1 |
Вспомогательное |
Тв |
140,6 |
29,2 |
Время обслуживания рабочего места |
Тобс |
13,5 |
2,8 |
Время отдыха |
Тотд |
||
Время личных надобностей |
Тлн |
||
Простои, всего |
Тпр |
17,3 |
3,7 |
Время случайной работы |
Тслуч |
||
Время смены |
Тсм |
480 |
100 |
Перерыв на обед |
Тобед |
58,3 |
1.4.Организация и обслуживание рабочих мест, условий труда, режимы труда и отдыха работников и их оценка
Организация рабочего места является первым звеном организации любого производственного процесса. Она во многом определяет выработку работника, его подход к труду, обеспечивает безопасность. С нее и начинают работу по внедрению научной организации труда на сельскохозяйственных предприятиях.
Рабочее место – это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу, операцию. На рабочем месте происходит соединение элементов производственного процесса: средств труда, предметов труда и самого труда.
Информация о работе Совершенствование организации трудового процесса в растениеводстве