Организация трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Трудовые отношения – продукт, рожденный сочетанием обстоятельств и конкретных факторов, влияющих на них. Поэтому для специалиста в области экономики труда необходимы знания и навыки для распознания определяющих черт различных типов трудовых отношений, а также для выявления и оценки конкретных факторов на трудовые отношения. Именно такой подход является основой эффективного регулирования трудового поведения работников, понимания эффективности, гуманизма или произвола в поведении работодателя, а также справедливой оценки роли государства.

Оглавление

Введение
Стр.3

1. Сущность трудовых отношений

Стр.4
2.Субъекты и уровни трудовых отношений

Стр.7
3.Предметы трудовых отношений и их структура
Стр.10
4. Принципы и типы трудовых отношений

Стр.13
5.Элементы управления трудовыми отношениями
Стр.16
Заключение

Стр.21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике труда.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика труда

На тему: Организация трудовых отношений

Вариант №: 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение

Стр.3

 

1. Сущность трудовых отношений

 

Стр.4

2.Субъекты и уровни трудовых отношений

 

Стр.7

3.Предметы трудовых отношений и их структура

Стр.10

4. Принципы и типы трудовых отношений

 

Стр.13

5.Элементы управления трудовыми отношениями

Стр.16

Заключение

 

Стр.21

Список литературы

Стр.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Трудовые отношения – продукт,  рожденный сочетанием обстоятельств и конкретных факторов, влияющих на них. Поэтому для специалиста в области экономики труда необходимы знания и навыки для распознания определяющих черт различных типов трудовых отношений, а также для выявления и оценки конкретных  факторов на трудовые отношения. Именно такой подход  является основой эффективного регулирования трудового поведения работников, понимания эффективности, гуманизма или произвола в поведении работодателя, а также справедливой оценки роли государства.

              Система организации трудовых отношений  имеет многоконтурный и многоуровневый характер. Принятие любого решения субъектом трудовых отношений осуществляется на основе сбора, обработки, анализа информации, получаемой по каналам обратной связи.

Выбор моей темы объясняется тем, что знание трудовых отношений  являются базисными для любого экономиста, так как все процессы в экономике основаны на трудовой деятельности.               В своей работе  я ознакомилась с позициями работников, работодателей, представителей профсоюзов, и государства в трудовых отношениях, рассмотрела их основные характеристики, оценила их роль в условиях рыночной экономики. Для более полного анализа трудовых отношений  изучила уровни, предметы, а также принципы и типы трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность трудовых отношений

Термин трудовые отношения применяется для отражения комплекса взаимоотношений между работодателем и работником, возникающих на рабочем месте, и нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом. Этот термин стал повсеместно  использоваться относительно недавно. Это связано с развитием представлений о роли людей в развитии рыночной экономики.

Участниками трудовых отношений выступают работодатели (организация, собственник-предприниматель) и работники или представители работников. Основа трудовых отношений – это работа, вознаграждение и карьера сотрудников, коммуникации в организации, стиль руководства, а также организационная культура. Структура трудовых отношений зависит от структуры организации и реализуется на различных уровнях организации – между руководством и работниками в целом, между функциональными и линейными менеджерами и отдельными работниками, между топ-менеджерами и представителями работников. Кроме этого, структура трудовых отношений содержит официальные и неформальные аспекты. Официальными аспектами являются различные правила и процедуры, а неформальные аспекты включают в себя понимание, ожидания и предложения.

Началом трудовых отношений является тот момент, когда работник предоставляет свои знания, навыки и усилия конкретному работодателю в обмен на то, что работодатель гарантирует работнику определенную зарплату и набор определенных льгот. Эти отношения оформляются официальным трудовым договором. В обязательства работодателя входит выплата зарплаты работнику, предоставление безопасного рабочего места, необходимость вести себя честно по отношению к работнику и не совершать таких действий, которые могут подорвать доверие к трудовым отношениям. У работника также есть свои обязательства, среди которых: подчиняться работодателю, быть компетентным, добросовестным и проявлять лояльность.

Трудовые отношения также проявляются и в рамках психологического контракта, который подразумевает, что на начальном этапе трудовые отношения строятся исходя из уникальной комбинации мнений работника и его работодателя по поводу взаимных ожиданий. При этом достаточно часто возникает разочарование по поводу несбывшихся ожиданий, как со стороны руководства, так и со стороны работника. Психологический контракт порождает установки и эмоции, которые формируют и направляют как поведение работника, так и поведение работодателя. Психологический контракт не выражен прямо, кроме этого он динамичен: он развивается со временем по мере накопления опыта, изменений условий работы и переоценки работником своих ожиданий.

На сущность трудовых отношений сильно влияют все действия администрации прямо или косвенно связаны с персоналом. Особенно важно то, какими методами работают с людьми в таких сферах, как отбор персонала, организация рабочего времени, обучение и аттестация, оценка работы и вознаграждения, карьерный рост, дисциплинарные процедуры, сокращение штата. Для создания и развития позитивных трудовых отношений в организации менеджеры и специалисты по управлению человеческими ресурсами используют следующие приемы:

• разрабатывается и доводится до всех членов организации политика в области управления персоналом – правила приема на работу, развитие персонала и карьерный рост, вознаграждения и система льгот, дисциплинарные процедуры,

• при проведении собеседований в момент отбора новых работников им предоставляется полная и реалистичная информация, как о благоприятных, так и неблагоприятных сторонах данной работы,

• разрабатывается и применяется такая система вознаграждения, которая позволяет добиться справедливости, беспристрастности и последовательности во всех аспектах оплаты и предоставления льгот,             

• поощряется максимальный контакт между руководителями и членами их команд для улучшения понимания ожиданий друг друга и выработки средств двусторонней коммуникации,

• применяется политика максимальной прозрачности по всем вопросам деятельности персонала в организации для того, чтобы работники отчетливо представляли, что происходит в организации и как это отразится на их занятости, развитии и перспективах.

              Трудовые отношения характеризуются следующими специфическими чертами: Во-первых эти отношения протекают в условиях внутреннего распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности; во-вторых, работник включается в трудовой коллектив организации; в-третьих, включение работника  в трудовой коллектив оформлено юридически (трудовой договор или контракт и т.д); в-четвертых,  содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работ по его специальности, квалификации, должности за заработную плату, заранее установленную трудовым договорам (контрактом).

Трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты индивидуумов и социальных групп, обусловленных трудовой деятельностью.

              Анализ трудовых отношений обычно проводят по трем направлениям: субъекты, предметы, типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Субъекты и уровни трудовых отношений

Субъектами трудовых отношений могут выступать наемный работник или группа работников (профсоюз), работодатель (организация, предприятие, индивидуальный  предприниматель), государство. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, государство. По субъектам социально-трудовые отношения делятся на индивидуальные, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник, и коллективные или групповые, когда работники и работодатели взаимодействуют между собой.

. Наемный работник- это гражданин (физическое лицо), заключивший  трудовой договор  вступившее в трудовые отношения с работодателем.  Этот  договор определяет трудовые отношения между участниками. Вместе с тем  наемный работник, безусловно, максимально обобщенное понятие. На уровне наемного работника система трудовых отношений обеспечивает организацию процесса труда, его содержание, режим и оценку трудовой.

Развитые трудовые отношения предполагают, что существуют институты, выступающие  от имени наемных работников. Традиционно такой организацией являются профсоюзы. Профессиональный союз -  создается  для защиты интересов наемных работников определенной отрасли или смежных отраслей. Важнейшим направлением деятельности профсоюзов являются: обеспечение занятости, условия и оплаты труда.

Работодатель как субъект трудовых отношений – это человек, работающий самостоятельно и нанимающий для работы одного или много лиц. Работодатель обычно  является собственником средств производства. Однако в хозяйственной практике России работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору, например директор государственного завода, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства. На уровне работодателя (предприятия) трудовые отношения позволяют эффективно использовать рабочую силу, развивать человеческий фактор производства, воспитывать партнера для достижения совместных целей путем трудового согласия и солидарности.

На уровне государства трудовые отношения складываются из интересов государства и интересов остальных субъектов, делегирующих свои полномочия государству в лице законодательных и исполнительных институтов власти. Деятельность государства в сфере трудовых отношений чаще всего выполняет следующие роли:

      Законодатель

      Защитник прав

      Регулировщик

      Работодатель

      Миротворец при трудовых спорах

Каждая из этих функций государства, их сочетание в каждый конкретный момент времени определяется историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль государства  в трудовых отношениях может изменяться. Но в любом случае государство  должно быть заинтересовано в эффективном сотрудничестве и наемных работников, и работодателей, так как только социально активные наемный работник  и работодатель могут быть равноправными партнерами, достичь согласия, избежать конфликтов.   Процесс формирования трудовых отношений в обществе происходит под влиянием различных факторов, таких как: социальная политика, глобализация экономики, развитие общественного труда и производства на уровне организации трудовых отношений определяется системой факторов, основными из которых являются: концепция и стратегия развития организации, система рабочих мест, кадровая политика, трудовое поведение и т. д. Регулирование трудовых отношений включает формирование взаимоотношений субъектов трудовых отношений; идентификацию социально - экономических процессов с точки зрения интересов сторон; выработку системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов трудовых отношений, изучение, анализ и обобщение опыта зарубежных стран в области трудовых отношений.  Для регулирования трудовых отношений государство создает систему программной и нормотворческой деятельности, охватывающую такие направления, как занятость, социальная политика, условия труда, миграционная и демографическая политика и т. д..

Информация о работе Организация трудовых отношений