Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Трудовые отношения – продукт, рожденный сочетанием обстоятельств и конкретных факторов, влияющих на них. Поэтому для специалиста в области экономики труда необходимы знания и навыки для распознания определяющих черт различных типов трудовых отношений, а также для выявления и оценки конкретных факторов на трудовые отношения. Именно такой подход является основой эффективного регулирования трудового поведения работников, понимания эффективности, гуманизма или произвола в поведении работодателя, а также справедливой оценки роли государства.
Введение
Стр.3
1. Сущность трудовых отношений
Стр.4
2.Субъекты и уровни трудовых отношений
Стр.7
3.Предметы трудовых отношений и их структура
Стр.10
4. Принципы и типы трудовых отношений
Стр.13
5.Элементы управления трудовыми отношениями
Стр.16
Заключение
Стр.21
Список литературы
Взаимосвязи между субъектами трудовых отношений возникают на следующих уровнях: индивидуальном (работник - работник, работник - работодатель, работодатель - работодатель); групповом (профсоюз-работодатель, союз работодателей - профсоюз); смешанном (работодатель - государство, работник – государство). Кроме того, трудовые отношения могут быть выделены на уровне предприятия (организации), отрасли, региона, на федеральном уровне.
Субъекты трудовых отношений – партнеры в решение экономических и социальных задач. Профсоюзы выступают не только с позиции защиты работников, но и эффективности производства и экономики в целом. Партнерские отношения обеспечивают достижение эффективности от согласованной деятельности людей и социальных групп.
3.Предметы трудовых отношений и их структура
Для каждого уровня трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними.
В качестве предметов трудовых отношений на уровне индивидуумов выступают определенные стороны в трудовой жизни человека, содержание которых зависит от жизненного цикла человека, целей и задач, решаемых им на данном этапе жизни. Жизненный цикл человека включает несколько стадий: 1) период от рождения до окончания образования,2) период поступления на работу и обзаведения семьей, период трудовой жизни, 3) период старости. На каждом из этапов жизненного цикла человек отдает предпочтение тем или иным целям – предметам. На первом этапе жизненного цикла предметами трудовых отношений могут выступать: трудовое самоопределение, профориентация, профобучение и др. На следующем этапе определяющую роль в трудовых отношениях будут играть: прием-увольнение, профессиональное развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда, его вознаграждение. На последующем этапе предметом трудовых отношений может стать степень трудовой активности.
В качестве предметов трудовых отношений на групповом уровне, между работниками и работодателями, может выступать: кадровая политика в целом или ее отдельные элементы, аттестация кадров, контроль и анализ трудовой деятельности, оценка эффективности труда, организация труда, нормирование труда, трудовые конфликты и их развитие, трудовая мотивация, вознаграждение персонала и др..
Все многообразие социально- экономических явлений, которые выступают в качестве предметов можно структурировать на три самостоятельных предметных блока:
Отношения занятости
Отношения, связанные с организацией и эффективностью труда
Отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд
Данная структуризация трудовых отношений продуктивна, так как позволяет четко определить систему факторов, обуславливающих трудовые отношения в каждом из этих блоков и методы их регулирования.
В российском обществе наблюдается новый тип расслоения населения по жизненному уровню, трудовой мотивации, социальной и профессиональной ориентации, трудовому поведению и по возможности адаптации к рыночным формам хозяйствования. С этой точки зрения можно выделить следующие группы населения:
1. Наименее способное к адаптации население, сюда относятся работники с низкими доходами и низким социальным статусом, для которых основная заработная плата является единственным источником существования. Для них характерно малоактивное поведение на рынке труда и слабая самоидентификация в качестве субъектов трудовых отношений.
2. Это население отличает более высокий уровень жизни, постановка и поиски путей достижения определенных социальных и потребительских целей. Эти люди активны в трудовых отношениях. Эти работники повышают свой жизненный уровень, используя возможности сверхурочной работы, более интенсивного, изнурительного и даже вредного для здоровья труда (квалифицированные рабочие, научные работники, врачи, педагоги и т.д.).
3. Население, уровень жизни которого формируется от доходов в тех сферах экономики, где наиболее благоприятные условия для их роста (банки, совместные предприятия, биржи и т.д.).
4. Население, которое основным источником существования имеет доходы от теневой, незаконной деятельности и соответствующее представление о трудовых отношения.
В каждой из групп население варьируется по наборам качественных характеристик, к которым относятся : возраст, квалификация, профессия, здоровье, способность к систематическому труду, нравственность и т.д.. В каждой группе формируется определенное единство представлений о своей роли в трудовых отношениях, о ценности трудовых отношений, о способах их регулирования.
.
4.Принципы и типы трудовых отношений
Типы трудовых отношений определяются способом принятия решений в трудовой сфере. Типы трудовых отношений характеризуется конкретными принципами существования трудовых отношений, их комбинацией в процессе разрешения проблем в трудовой области. Основную роль играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов трудовых отношений (табл.1).
Типы трудовых отношений | Характеристика |
Патернализм | Жесткая регламентация способов поведения субъектов трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организации. Как следствие возможна пассивность в трудовом поведение. |
Социальное партнерство | . Защита интересов субъектов трудовых отношений и их самореализации в политике согласования взаимных приоритетов по трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия. |
Конкуренция | Соперничество субъектов трудовых отношений за возможность, лучшие условия и реализацию собственных интересов в трудовой сфере. |
Солидарность | Принцип солидарности – идеал, предполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов для обеспечения конструктивного взаимодействия |
Субсидиарность | Принцип субсидиарности основан на личной ответственности за достижение своих основных целей и своих действия при решении трудовых проблем |
Дискриминация | Произвольное и незаконное ограничение прав субъектов трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынке труда |
Конфликт | Крайняя степень выражения противоречия субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, локаутов. |
Патерналистический тип отношений возникает при жесткой регламентации социально-трудовых отношений со стороны организации при одновременной заботе о благополучии работников. В отсутствие заботы о работниках возникает крайняя организационная форма такого типа — бюрократия. Солидарность, партнерство предполагает демократический тип социально-трудовых отношений, индустриальную демократию. Дискриминация как тип трудовых отношений представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда. Выделяют несколько видов дискриминации: дискриминация при найме на работу или увольнении, дискриминация при выборе профессии или продвижению по службе, дискриминация при оплате труда, дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Равные возможности в трудовых отношениях – главный признак развитости общества – обеспечивается принятием закона, препятствующего дискриминации. Конфликт как тип отношений — предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях. В состав причин, объясняющих разнообразие конфликтов, включают культурные, политические и экономические условия, стратегии, поведение и стиль менеджмента. Трудовой конфликт может иметь различные формы проявления: молчаливое недовольство, открытое недовольство, саботаж, забастовка, трудовой спор и т. д. Специалисту по труду важно понимание природы конфликта, его состояние, степени развития, важно также умение эффективно разрешать конфликты. Конфликт с одной стороны открывает дорогу инновациям, формирует новый уровень взаимопонимания и сотрудничества, но с другой стороны может разрушить трудовые отношения. Следствием трудового конфликта может быть снижение качества продукта, производительности труда, повышение уровня текучести, увеличение случаев травматизма и заболеваний и т.п..
Вышеназванные типы трудовых отношений в чистом их виде не существуют. На самом деле трудовые отношения выступают в форме моделей, комбинирующих разные типы. Например, в паре с трудовым конфликтом должно выступать социальное партнерство, согласие. Конфликт должен быть временным явлением в трудовых отношениях, а согласие, партнерство – постоянным.
По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей трудовые отношения относятся к одному из двух типов:
Конструктивные, способствующие успешной деятельности организации и общества в целом; они основаны на сотрудничестве, взаимной помощи или же на конкуренции, но организованной так, чтобы положительно влиять на достижение результатов;
Деструктивные, препятствующие успешной деятельности организации и общества в целом; в основе лежит несоответствие общей направленности интересов сотрудников и социальных групп целям организации или общества в целом
5. Элементы управления трудовыми отношениями
Постановка целей, распределение функций между работниками, оценка объема и качества работы, система оплаты труда и вознаграждения за качество работы, дисциплинарные поощрения и штрафные санкции – все это важные социально-экономические элементы трудовых отношений. Они затрагивают жизненные интересы каждого работника, предопределяют уровень жизни населения, формируют различия между слоями населения.
Кадры в структуре предприятия решают многое - от самых маленьких вопросов текущей жизнедеятельности предприятия до глобальных стратегических проблем. Поэтому невозможно понять, как работает экономика предприятия, не разобравшись в том, как управлять теми, кто работает на это предприятие.
Понятие "управление персоналом" имеет два основных аспекта - функциональный и организационный.
В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы:
1. определение общей стратегии;
2. планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;
3. привлечение, отбор и оценка персонала;
4. повышение квалификации персонала и его переподготовка;
5. система продвижения по службе (управление карьерой);
6. высвобождение персонала;
7. построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
8. политика заработной платы и социальных услуг;
9. управление затратами на персонал.
В организационном отношении управление персоналом охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом. При формировании стратегии управления персоналом на предприятии необходимо учитывать положения принятой его руководством стратегии деятельности предприятия, что предполагает:
1. определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);