Формы организации педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определенное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.
Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получения педагогически запланированного результата

Файлы: 1 файл

Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Введение

Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определенное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.

     Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получения педагогически запланированного результата.

     Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Среди основных форм учебной деятельности в любых образовательных учреждениях выделяют урок, лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференцию, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

 Форма проведения занятия выбирается в зависимости от целей, задач, методов, стандартов образования. Понимание сущности форм учебной деятельности позволит правильно подготовиться к занятию и наиболее успешно освоить требования рабочих программ по различным дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место формы  в педагогическом процессе

 

     Последний компонент педагогического процесса – формы организации. Его место особое – завершающее:


                                            СОДЕРЖАНИЕ

 ЦЕЛЬ      ПРИНЦИПЫ          МЕТОДЫ                   ФОРМЫ                    


                                            СРЕДСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация форм

  1. По степени сложности:
    • простые формы;
    • составные формы;
    • комплексные формы.

     Простые формы - построены на минимальном количестве методов и средств, как правило, посвящены одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; инструктаж; диспут; выставка.

     Составные формы – строятся на развитии простых форм, или на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер; вечер памяти; субботник, воскресник; конференция; митинг; собрание.

     Комплексные формы – создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. К ним относятся: дни открытых дверей; дни посвященные выбранной профессии, физкультурника; мира и солидарности, знаний, здоровья и тд.; недели театра, книги, музыки, спорта.

 

2. По характеру связей между участниками в процессе деятельности:

    • индивидуализированные;
    • формы взаимодействия;
    • кооперативные формы.

     Индивидуализированные (когда цели, и пути их достижения разные): консультация, урок производственного обучения, зачет, экзамен.

     Формы взаимодействия (когда одна цель достигается успехом каждого в отдельности): субботник и другие эстафеты, групповые соревнования, диспуты.

     Кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между студентами): игры, собрания, сборы, кооперативный труд студентов.

3. Формы организации обучения:

1) Формы теоретического обучения: лекция; консультация; лабораторно-практ.занятие; семинар; зачет; экзамен; дополнительные занятия.

2) Формы практического обучения: урок производственного обучения; производственная практика; выпускной квалификационный экзамен.

3) Внеурочные формы проф.подготовки: учебный цех; факультатив; кооператив; профессиональные кружки.

4) Самообразование: самостоятельное изучение наук, искусств, производства; наблюдение за окружающей жизнью; деятельность по интересам.

4. По Харламову:  Форма отражает внешнюю организацию  учебного процесса, которая связывает  с временем, местом, количеством  учащихся.

     1 группа форм: непосредственное общение ученика с учителем опосредованное;

2 группа форм: классно-урочная — наиболее популярная организация процесса обучения, при которой студенты одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

 

Утверждение классно-урочной  системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я.А. Коменский; впоследствии система была развита и дополнена К.Д. Ушинским.

    • мониториальный способ обучения (обучение при большом количестве учащихся, возник в XIX в.)
    • бригадно-лабораторная (коллективная форма работы, 20-30-е гг., Россия)
    • 40-50-е гг. - возвращение классно-урочной системы, возникает идея полиморфности обучения.

 

Организация обучения (способы  взаимодействия):

1. фронтальная (цель перед всеми, одинаковые задания, учитель руководит),

2. групповая (учебная цель одна, задания дифференцируются в зависимости от познавательной возможности ученика),

3. индивидуальная (самостоятельное выполнение задания, помощь ученику),

4. коллективная (цель одна, одинаковые задания, но повышается роль учителя).

     Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

     

 

 

 

 

 

 

 

Основные организационные  формы педагогической деятельности

         Урок – это ограниченная во времени, организованная система обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. В школе урок является основной формой проведения занятий и может включать в себя другие различные элементы воспитательно-образовательного процесса. Но высшее образование в настоящее время в силу своих особенностей опирается на иные формы организации учебной деятельности студентов. Основными среди них являются лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия.                                                                                                                                                                                              

Лекция (лат. lectio - чтение) - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса.

Дидактические и воспитательные цели лекции:

  • дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;
  • обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;
  • воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала:

  •   вводная лекция,
  • информационная лекция
  • обзорная лекция.

     Консультация – форма внеаудиторной работы, в рамках которой студент имеет возможность задать детальные вопросы преподавателю.

Консультации бывают:

    • "очные" консультации, проводимые преподавателем в учебном центре (филиале); они составляют 10-15 % времени, отводимого учебным планом на консультации;
    • off-line консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации.

     Практическое занятие – вид аудиторной учебной работы, в рамках которой происходит освоение умений и навыков по дисциплине, предусмотренных ее программой; в рамках практического занятия возможно также проведение текущего контроля знаний.

Практические занятия  предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях:

- идет осмысление теоретического материала,

-формируется умение  убедительно формулировать собственную  точку зрения,

-приобретаются навыки  профессиональной деятельности.

     Лабораторная работа - форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса.

     Семинар (лат. seminarium — буквально:"рассадник") — форма учебных практических занятий, при которой учащиеся (студенты) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя.

     Зачет – вид аттестации по двухбалльной шкале (зачет/незачет); часто является промежуточным видом аттестации по части курса; в ряде вузов выставляется по итогам практических занятий и является допуском для сдачи экзамена.

     Экзамен – форма выборочного (т.е. неполного в смысле охвата объема программы) итогового контроля знаний по дисциплине.

     Экзамен государственный – форма контроля знаний выпускников; осуществляется, как правило, по ряду дисциплин, выносимых вузом в соответствии с ГОС на экзамен государственный; может осуществляться, по решению вуза и в форме междисциплинарного экзамена.

     Производственная практика — часть учебного процесса, связанная с опытом реальной (обычно не очень высококвалифицированной) работы, выполняемой учащимся ВУЗа или среднего специального заведения. Эта работа выполняется обычно на том или ином профильном предприятии.

     Факультативный курс или факультативный предмет (facultatif - от facultas - «возможность») - необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента.

     Кооператив — основанное на членстве объединение людей и организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.

  Внеаудиторная  самостоятельная работа студентов  (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в среднем во всем мире составляет 1:3,5. В традиционной педагогике при очном обучении СРС включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено СРС в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных.

Расширение сферы самостоятельной  работы студентов при  обучении с использованием дистанционных образовательных технологий приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с лекционным (теоретическим) материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении студенческой исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля СРС может составлять около двух третей семестровой учебной нагрузки студента.

   Расширение объема  самостоятельной работы студентов   сопровождается расширением информативного  поля, в котором работает студент.  Информационные технологии позволяют  использовать как основу для СРС не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).

     Организация научно-исследовательской работы студентов при очном обучении традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов.

 Совершенствование  навыков работы преподавателей  в системе дистанционного обучения позволяет организовать не только самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, но и групповую научно-исследовательскую работу по типу обучения в сотрудничестве, использовать проблемные, поисковые методы, что позволяет перенести акценты с репродуктивных на творчески-познавательные методы учебной деятельности.

   Дистанционные образовательные технологии, позволяют реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов.

      Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов.     Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу.

Информация о работе Формы организации педагогического процесса