Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ процесса планирования на предприятии. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие «прибыль», процесс её формирования на предприятии;
• Изучить теоретические основы планирования, раскрыть его место в системе управления предприятием;
• Проанализировать модель системы планирования прибыли на предприятии;
• Предложить основные направления совершенствования прибыли на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЁ ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1. Экономическое содержание и значение прибыли предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия 16
1.3. Методы планирования прибыли 20
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАКДОНАЛДС» 29
2.1. Общая информация о деятельности предприятия 29
2.2. Характеристика маркетинговой деятельности 35
2.3. Характеристика финансовой деятельности 38
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ООО «МАКДОНАЛДС» 61
3.1. Основные элементы прибыльности предприятия 61
3.2. Система планирования прибыли предприятия 62
3.3. Основные направления по совершенствованию прибыли предприятия 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Существует зависимость между уровнем ККЧ и Д и потенциальным товарооборотом. Лучший метод увеличения итоговой прибыли - это повышение товарооборота.
Рекламные программы
При планировании отражаются рекламные программы, которые проводились в данном месяце в прошлом году, но которых не будет в этом. Может быть, в прошлом году была программа, которая позволила повысить товарооборот на 3,5%. В этом году в данном месяце ее не будет. Поэтому ставится фактор минус (-) 3,5% товарооборота.
Тенденции изменения товарооборота в ресторане
При планировании определяется, как средний товарооборот повышался или снижался в последние несколько месяцев.
Крупные реинвестиции
Прежде чем делать крупные реинвестиции, например, полный ремонт ресторана, обновление дизайна, увеличение посадочных мест в зале или пристройку Макгородка, необходимо спланировать ожидаемый прирост товарооборота. Эта цифра будет выражаться в положительном проценте. Например, если к ресторану планируется пристроить Макгородок, в результате чего ожидается повышение товарооборота на 10%, то необходимо добавить 10% к планируемому товарообороту на 12 месяцев после завершения строительства Макгородка.
Новые продукты
Планируется влияние на товарооборот новых продуктов так же, как и влияние крупных реинвестиций.
Новые конкуренты
Если открывается новое предприятие конкурента, то это может привести к снижению товарооборота в ресторане. Величина снижения зависит от конкурента, уровня ККЧ и Д в ресторане и плана по маркетингу.
Строительные работы в вашей местности
Любые строительные работы по реконструкции дорог, работы на мосту, строительство новых зданий и т.п. оказывают влияние на товарооборот. Благодаря строительству некоторых объектов у ресторана появятся новые посетители, как во время строительства, так и после него. А также строительство других объектов помешает посетителям приходить чаще.
Погода
Нельзя предсказать, какая погода будет в том месяце, товарооборот на который планируется. Тем не менее, используя записи о погодных условиях в этом же месяце в прошлом году, можно определить положительный или отрицательный процент.
Расчет планируемого товарооборота на месяц
После того, как определена цифра процента для каждого учитываемого фактора, необходимо приступить к расчету планируемого товарооборота на выбранный месяц. Для этого используется таблица планирования.
1. Складываются все проценты
Складываются все проценты, и получается общий коэффициент (процент) планирования.
2. Записывается чистый продуктовый товарооборот за тот же месяц в прошлом году
На основании записей за предыдущий год заносится фактический чистый продуктовый товарооборот за месяц.
3. Умножается чистый продуктовый товарооборот на общий коэффициент планирования
Необходимо умножить цифру, которую получили как общий коэффициент планирования за прошлый год для месяца, на который происходит планирование, на чистый продуктовый товарооборот в прошлом году. Итоговое значение даст планируемое повышение или понижение.
4. Складывается чистый продуктовый товарооборот и планируемое повышение или понижение
Необходимо сложить чистый продуктовый товарооборот за прошлый год с планируемым повышением или понижением. Это даст планируемые цифры на рассматриваемый месяц.
Таблица 4
Таблица планирования товарооборота
Планирование товарооборота и количества гостей на год
Рассчитывается планируемый годовой товарооборот, сложив планируемый товарооборот за все календарные месяцы и с учетом тенденций ресторана и тенденций рынка. Сравниваются планируемые цифры с фактическим товарооборотом за три предыдущих года.
Планирование почасового, дневного и недельного товарооборота
Планируемый почасовой, дневной и недельный товарооборот используется для составления расписания и заказа продукции.
До того, как начать точно планировать почасовой и дневной товарооборот, необходимо проследить фактическую историю по товарообороту и количеству гостей за час изо дня в день.
Процедуры планирования почасового и дневного товарооборота и количества гостей
5. Необходимо проанализировать исторические данные по товарообороту и количеству гостей
Используя форму учета товарооборота, анализируется товарооборот и количество гостей за предыдущие три недели по каждому часу или за определенное количество часов дня.
6. Вычисление средних значений
Необходимо проверить, находятся ли в одном диапазоне цифры товарооборота и количества гостей, планируемые на определенный период времени, и цифры товарооборота и количества гостей в тот же период в предыдущие 3 недели. Если они находятся в одном диапазоне, используется среднее из трех почасовых показаний как планируемая цифра на тот же период на следующей неделе. Если одна из цифр по товарообороту или количеству гостей значительно выше или ниже (более 10%) двух других за этот же временной период, вероятно, в этот день произошло что-то необычное (автобус с туристами, специальное школьное мероприятие, плохая погода).
7. Записываются планируемые цифры в таблицу
Необходимо записать в таблицу планируемые цифры по товарообороту и количеству гостей за выбранный период.
8. Планирование цифр на оставшийся период
Используя тот же метод, рассчитывается товарооборот и количество гостей на остальной период времени.
9. Рассчитываются планируемые показатели на день
Суммирование планируемых почасовых цифр за весь день будет равна планируемому товарообороту и количеству гостей за день.
10. Сравнение планируемых цифры за день с историческими данными
Рассчитав планируемый товарооборот и количество гостей за день, сравниваются полученные цифры с фактическим дневным товарооборотом за предыдущие три недели.
11. Еще раз проверяются почасовые планируемые цифры
Планирование товарооборота и количества гостей на неделю
Планирование на неделю основано на дневном планировании. При планировании товарооборота и количества гостей на неделю руководствуются следующими указаниями:
Суммируется планируемый дневной товарооборот и количество гостей за все дни недели, которую планируются. Это будет планируемый недельный товарооборот и количество гостей.
Рассмотрим выполняемость планов ООО «Макдоналдс» по итогам 2009 года, используя данные Приложения.
Таблица 5
Анализ выполнения плана по прибыли ООО «Макдоналдс», руб.
Показатели |
план |
факт |
Отклонение | |
руб. |
% | |||
Выручка |
8530177000 |
9003581174 |
473404174 |
5,55 |
Себестоимость |
3379209931 |
3647724942 |
268515011 |
7,95 |
Валовая прибыль |
5150967069 |
5355856232 |
204889163 |
3,98 |
Коммерческие и управленческие расходы |
4842544700 |
5092828123 |
250283423 |
5,17 |
Прибыль от реализации |
308422369 |
263028109 |
-45394260 |
-14,72 |
Прочие доходы |
91404100 |
82725003 |
-8679097 |
-9,50 |
Прочие расходы |
83073900 |
75487647 |
-7586253 |
-9,13 |
Общая сумма прибыли до налогообложения |
316752569 |
270265465 |
-46487104 |
-14,68 |
Налоги из прибыли |
63350514 |
54053093 |
-9297420,8 |
-14,68 |
Чистая прибыль |
253402055 |
216212372 |
-37189683 |
-14,68 |
Рис. 9. Анализ выполения плана по прибыли предприятия
Как показывают данные, приведенные в Таблице 3, план по балансовой прибыли в 2009 году недовыполнен на 14,68%. При этом, по выручке и валовой прибыли план перевыполнен на 5,55% и 3,98% соответственно.
В итоге по итогам 2009 года предприятие получило на 14,68% или на 37189683 руб. меньше чистой прибыли, чем планировало.
Как показывают данные Таблицы, прибыль от реализации продукции (услуг) в 2009 году по факту оказалась на 45394260 руб. или на 14,72% меньше, чем планировало ООО «Макдоналдс».
На значительное уменьшение фактической прибыли оказало влияние рост себестоимости продукции на 7,95% и увеличение коммерческих и управленческих расходов на 5,17% (в денежном выражении рост составил 268515011 руб. и 250283423 руб. соответственно).
Отмечу, что по итогам 2009 года предприятие недополучило прочих доходов на 8679097 руб., хотя и расходы предприятия были на 7586253 руб. меньше.
Расчет показателей рентабельности представлен в Таблице 6.
Таблица 6
Анализ рентабельности ООО «Макдоналдс», %
Показатели |
план |
факт |
Рентабельность продаж по основной деятельности |
3,62 |
2,92 |
Рентабельность затрат по основной деятельности |
3,75 |
3,01 |
Рентабельность продаж в целом по предприятию |
2,97 |
2,40 |
Рентабельность продаж в целом по предприятию |
3,08 |
2,47 |
Рис. 10. Анализ рентабельности предприятия
Анализируя рассчитанные коэффициенты рентабельности, можно еще раз сделать вывод, что предприятию не удалось добиться выполнения плана, рентабельность предприятия оказалась меньше, чем планировалось. Это позволяет говорить о необходимости совершенствования системы управления прибылью предприятия, оптимизации планирования и прогнозирования прибыли.
Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является максимизация прибыли.
Выявление факторов, влияющих на прибыль предприятия, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности производственного предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменение законодательства и нормативных документов в области ценообразования, кредитования, импортирование товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так в связи с изменением количества работников, изменяются затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь влияет на изменение валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на том же уровне или измениться незначительно.
Трудности, возникающие при продаже продукции в виду снижения спроса на нее, могут привести к снижению как валового дохода от реализации, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, так как существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет. Затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров.
Углубленный анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволяет выявить резервы роста прибыли, т.е. количественно измеримые возможности ее увеличения. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов увеличения прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором этапе разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
Проведенный анализ формирования прибыли позволил выявить резервы повышения прибыли «Макдоналдс» и разработать проект мероприятий по совершенствованию механизма управления прибылью исследуемого предприятия:
Как известно, внедрение новых видов продукции требует дополнительных затрат и поэтому их выпуск должен начаться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или по крайне мере сразу же, как такая тенденция наметится.
Информация о работе Планирование и прогнозирование прибыли предприятия (на примере ООО «Макдоналдс»)