Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
создание определенной рыночной модели хозяйствования с применением современных стратегии совершенствования и регулирования системы организации оказания платных услуг на предприятии ОАО «Гомельстекло».
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Определить основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло» ;
2. Проанализировать современное состояние системы оказания платных услуг населению в структуре ОАО «Гомельстекло»;
3. Выявить ключевые проблемы в развитии отрасли оказания платных услуг населению;
4 Разработать модель эффективного управления оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло»;
5. Обосновать основные направления определенного стратегического развития в системе организации оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТРАСЛИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные направления государственной политики по управлению платных услуг населению в Республике Беларусь ………………………………..6
1.2 Нормирование и торфообразование в сфере оказания платных услуг населению …………………………………………………………………………..12
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло»)
2.1 Характеристика исследуемого предприятия ……………………………...19
2.2 Ценообразование в сфере оказания платных услуг населению …………….24
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов …………………………….28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СФЕРЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
3.1 Программы развития сферы услуг в Республике Беларусь …………………32
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования, сферы оказания платных услуг населению ………………………………………………35
3.3 Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению …………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсач новый.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

Работа  по  стандартизации  увеличения  эффективности  создает  единый  узнаваемый  образ.  Защитой  стандарта  обслуживания  является  система  качества  внутри  фирмы,  в  отраслевом  объеме,  в  международном.

4. услуг  к  хранению,  то  есть  важной  отличительной  чертой  услуг  является сиюминутность.  Если  спрос  на  услугу  становится  больше  предложения,  то этого  нельзя  исправить.  Колебание  спроса  на  услугу  присуще почти всем видам  услуг.  Как  правило,  спрос  меняется  в  зависимости  от  времени  года,  дней  недели  и  т.п.

Неспособность  услуг  к  хранению  требует  разработки  стратегий,  которые  обеспечивают  соответствие  спроса  и  предложения  на  услуги.

При  всем  разнообразии  услуг  их  можно  объединить  в  несколько  групп:

1. (инжиниринг, лизинг,  ремонт  оборудования  и  др.)

2. (торговля,  транспорт,  связь)

3. (банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные  и  другие  фирмы)

4. (услуги, связанные с  домашним хозяйством и времяпровождением)

5. (ТВ, радио, образование,  культура)

В  обществе  постоянно  появляются  новые  виды  услуг:

1. балансов  и  отчетов;

2. обучению  детей -гувернантки,  частные  сады  и  школы;

3. по  уходу  за  животными  -  их  лечение,  кормление,  прогулка  и  временное  содержание;

4. разнообразные  виды  услуг,  в  которых  появляется  потребность  в  обществе.

Одновременно  в  мире  появляется  тенденция  диверсификации  сферы  услуг. Многие  ранее  обособленные  виды  услуг объединяются  в  рамках  своей  компании.  Предлагая  целый  комплекс  услуг,  компания  может  повысить  свою  конкурентоспособность,  ослабить  возможные  риски  за  счет  их  диверсификации.  Так,  банковские,  биржевые  и  посреднические  услуги  сливаются  в  единый  комплекс  финансовых  услуг.

Сфера услуг - сводная  обобщающая категория, включающая  воспроизводство  разнообразных  видов  услуг,  оказываемых  предприятиями,  организациями,  а  также  физическими  лицами.

Сфера  услуг  имеет  ряд  специфических  особенностей  по  сравнению  с  материальным  производством.

Во-первых, в отличие  от товаров,  услуги  производятся  и потребляются  в основном одновременно,  не подлежат  хранению. Это порождает  проблему  регулирования  спроса  и  предложения  услуг. 

Во-вторых, услуги  часто  противопоставляются  продукции, хотя  и  в  промышленности увеличивается  роль  обслуживания, которое может  включать  ремонт оборудования,  послепродажное  обслуживание  и  другие  услуги,  связанные  с  продажей  товаров. Можно сказать, что во многих  случаях в услуге  присутствует  элемент  продукции,  точно так  же,  как  при  продаже  продукции  присутствует  элемент  услуги. Тесное  переплетение  продажи  товаров  и  предоставления  услуг  затрудняет  выделение  и  учет  услуг.

В-третьих,  сфера  услуг  обычно  больше  защищается  государством  от  иностранной  конкуренции,  чем  сфера  материального  производства. Более того  во многих  странах  транспорт  и связь, финансовые  и страховые услуги,  наука, образование, здравоохранение,  коммунальные услуги  традиционно  находятся в полной  или частичной собственности  государства  или  же строг контролируются и регламентируются  государством.  Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и  суверенитету, поэтому он  регламентируется  более  жестко по сравнению  с  торговлей  товарами.

Возрастание  роли  и  влияния сферы услуг на  экономику вызвало необходимость проведения  исследований  с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.

В настоящее время  сфера услуг является одной из самых  перспективных, быстроразвивающихся  отраслей  экономики.  Она  охватывает  широкое  поле  деятельности:  от  торговли  и  транспорта  до  финансирования,  страхования  и  посредничества  самого  разного  рода.  Гостиницы  и  рестораны,  прачечные  и  парикмахерские,  учебные  и  спортивные  заведения,  туристические  фирмы,  радио -  и телестанции,  консультационные  фирмы,  медицинские учреждения,  музеи,  театры  и кинотеатры  относятся к сфере услуг.  Практически все организации оказывают в той или иной  степени услуги.

Как  показывает  практика  развитых  стран,  по  мере  усложнения производства  и  насыщения  рынка  товарами  растет  и  спрос  на  услуги. В Республике Беларусь сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную  сферу по темпам роста и по появлению  новых видов услуг, по ее приспособлению  к  потребностям  рынка  и  потребителей.

Рынок услуг совершенно не  похож  на  другие  рынки  главным  образом  по  двум  причинам:

1. не  существует  до  ее  предоставления.  Это  делает  невозможным  сравнение  и   оценку  услуг  до  их  получения.  Сравнивать  можно  только  ожидаемые  выгоды  и  полученные.

2. присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение,  а продавцам затрудняет  продвижение  услуг  на рынок.

Так как сфера услуг является одним из главных секторов экономики, то  проблема  ее  регулирования  ни  чуть  не  меньше,  чем  в  других  отраслях  экономики.

В соответствии с общи классификатором оказания услуг  населению, выделяют следующие основные виды платных услуг населению:

  1. Услуги пассажирского транспорта;
  2. Услуги связи;
  3. Услуги учреждений культуры;
  4. Услуги физической культуры и спорта;
  5. Услуги правового характера;
  6. Услуги банков;
  7. Услуги в системе образования;
  8. Услуги торговли и общественного питания;
  9. Услуги жилищно-коммунальных хозяйств;
  10. и другие.

Сфера оказания платных услуг населению в  Республики Беларусь находится в сложном техническом и экономическом состоянии, вызванном как общими для Белоруссии государственными проблемами (многолетней практикой финансирования отрасли по остаточному принципу, низким уровнем развития материально-технической базы и инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов, транспортных и информационных коммуникаций), так и климатическими и географическими особенностями.

Руководство РБ уделяет особое внимание совершенствованию сферы оказания платных услуг населению. Эта работа базируется на законодательных, нормативных и экономических документах.

Меры, направленные на повышение эффективности управления сферы оказания платных услуг населению, можно разделить на три категории: антикризисные, среднесрочные и перспективные.

Проникать  на  другие  рынки  с  услугами  гораздо  сложнее,  чем  с  товарами.  Установление  контроля  над  новейшими  сферами  услуг  в  области  банковского  дела,  телекоммуникаций,  информации  и  другими  ключевыми  услугами,  посредством  которых  осуществляется  управление  современным  производством,  может  представлять  угрозу  национальному  суверенитету,  именно  поэтому  все  страны  разрабатывают  меры  регулирования  сферы  услуг.

Что касается регулирования сферы оказания платных  услуг населению, то можно условно  выделить 3 уровня: национальный,  двухсторонний,  многосторонний.

Наиболее  важные национальные меры регулирования  направлены  на установление и поддержание стандартов обслуживания в национальных сферах, таких, как медицина, образование и другие  важные  отрасли  услуг, на защиту внутреннего рынка услуг от  иностранных  конкурентов  и стимулирование экспорта  услуг.

Как  правило,  в  основе  мер  регулирования  внутреннего  рынка  услуг лежат политические, экономические и социальные интересы  страны: занятость местной рабочей силы, поддержка местных  предпринимателей в ключевых сферах услуг, учет интересов  национальной обороны, стимулирование роста внутренних  капиталовложений, сохранение национальных культурных  ценностей и т.д.

Выделяют 6 основных направлений национального регулирования.

1. по  ограничению операций с иностранной  валютой  в  целях  улучшения  состояния  платежного  баланса  страны:  определенные  правила обмены валюты, ограничение сумм, вывозимых за  границу,  отсрочка  платежей  в иностранной валюте.

2. государственных закупок, направленная на расширение потребления услуг национального производства  -  транспорт,  связь и т.  д.

3. стимулирование  развития национальных отраслей услуг  путем предоставления льгот в целях повышения и  конкурентоспособности на  внутреннем  и внешнем рынке -  субсидии,  льготные  кредиты,  льготное  налогообложение. Это может быть авиационный транспорт, кинопромышленность  и  т.  д.  Например,  использование  национального тоннажа часто стимулируется предоставлением  грузоотправителю налоговых  и таможенных  льгот;  в договорах,  заключаемых на  государственном уровне,  может присутствовать  требование  обязательной доставки грузов национальным  транспортом.

4. ограничивающие  прямые  иностранные  капиталовложения  в  интересах  укрепления  национальных  отраслей  экономики,  в  том  числе  определенных  отраслей  услуг  -  страхование,  банковское  дело,  реклама,  бухгалтерский  учет,  кинопрокат  и  т.  д. 

5. по найму  иностранных граждан иностранными фирмами  Законодательства ряда стран, регулирующие деятельность банков и страховых  фирм,  часто содержат оговорку о том, что  руководящие  посты в иностранных фирмах должны занимать граждане  принимающей  страны.

6. налогообложение иностранных предприятий. Филиалы  иностранных  фирм  могут  облагаться  более  высокими  налогами,  чем  местные  предприятия. 

Кроме перечисленных мер, государство может разрабатывать специальные меры  регулирования  отдельных отраслей  услуг:

Во-первых,  законодательное  регулирование  национальных  сфер  услуг  (Закон  РБ  "О банках  и банковской  деятельности",  Закон "Об  образовании"). Скажем,  в  соответствии  с  законом  РБ  "Об  образовании" подлежат обязательной государственной регистрации все негосударственные образовательные учреждения,  затем такие учреждения  должны  получить  лицензию  в органах управления  образованием.  При лицензировании  оцениваются  не  учебные  программы  и  планы,  а  соответствие  условий  образовательной  деятельности  установленному  государством  отраслевому  стандарту.

Во-вторых, прямое ограничение или  запрет на импорт  определенных услуг. Так, в области  информационных  услуг  существуют  ограничения  на доступ  иностранных пользователей к национальным банкам  данных.  Во  многих  государствах  запрещен  импорт  рекламных фильмов,  радио -  и телевизионных передач.

В-третьих, установление  определенных  рамок  для  деятельности  иностранных  компаний  на  внутреннем  рынке  услуг.  Например,  разрешение иностранным юридическим фирмам давать  консультации только по международному праву,  запрет  на  участие  в судебных  разбирательствах.

В  многостороннем  регулировании  рынка  услуг  выделяют  2  направления:  разработка  соглашений  в  рамках  международных  организаций  широкого  профиля;  разработка  соглашений  в  рамках  специализированных  межправительственных  организаций.

Происходящие  изменения  в  отраслях  сферы  услуг  отражаются  на  других  отраслях  общественного  производства,  на  экономике  страны  в  целом,  а  также  на  условиях  жизни  населения,  различных  его  социально-экономических  группах.

Развитие  сферы  услуг и ее  влияние  на  экономику  в  целом,  во взаимодействии  с другими секторами экономики,  а также в ее воздействии на качество жизни  населения страны,  экономических районов  и  областей  может  быть  охарактеризовано  целостной системой показателей, которые используются  статистической наукой для  осуществления  широкого  спектра  международных сопоставлений в данной сфере: показателей  производства, финансовых результатов,  числа предприятий,  используемых в них фондов, численности работников,  удовлетворения  потребностей  населения  и  общества  в  услугах.

О развитии любого государства судят главным образом  по уровню благосостояния населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от качества и эффективности оказания платных услуг населению.

 

 

1.2 Нормирование и торфообразование в сфере оказания платных  услуг населению

 

Известно, что  любой товар и услуга имеют  свою расценку. Что касается сферы  услуг, то цены в этой отрасли устанавливаются  в зависимости от вида оказываемых  услуг.

К примеру, банковские услуги. Каждая банковская операция имеет свою тарификацию в соответствии с Закон РБ, классификатором банковский услуг и нормативными документами банка. Где четко прописано стоимость той или иной оказываемой услуги, на какой срок, в каком количестве и под какой процент.

Если рассматриваться  услуги в системе образования, то они также тарифицируются в соответствии с Законом РБ. Следует отметить, что рост стоимости данной услуги во многом зависит от экономического положения в стране и спроса на данный вид услуг.

Если рассматривать  услуги ЖКХ, то в настоящее время цены на содержание жилья и услуг по подаче воды, тепла, электроэнергии и приему стоков неуклонно растут. Переход к рыночным отношениям в отрасли оказался проблематичным по следующим причинам:

- не сформированы эффективные формы собственности на жилье, способные обеспечить весь жизненный цикл жилых домов;

- отсутствует  рынок коммунальных услуг, что  приводит к их концентрации  в руках естественных монополий  и делает бесконтрольными механизмы  нормирования и тарифообразования;

Информация о работе Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению