Пути развития
системы жизнеобеспечения населения.
Третий блок оценочных
показателей - показатели, характеризующие жизнеобеспечение
как управленческий процесс.
Развитие системы жизнеобеспечения
населения подразумевает, прежде всего,
совершенствование управления этой системой.
Непременное
условие развития системы жизнеобеспечения
населения – это качественное управление
этой системой абсолютно на всех административно-территориальных
уровнях. Оно должно быть направлено на
стабильное функционирование действующей
системы и последовательное наращивание
её потенциальных возможностей.
Ключевым
моментом управления системой жизнеобеспечения
населения является мотивация и ценностные
установки самого управленца. «Всё
для блага населения!» Это не идеологический
лозунг, а по существу предъявляемое требование
к управленцу и своеобразный тест на профессиональную
пригодность. Работники
органов управления, включая и руководителей
всех уровней, содержатся на народные
деньги, на деньги налогоплательщиков.
Получаемая управленцем
заработная плата – это не оплата за сам
факт его назначения на должность, а своеобразное
кредитование управленческого аппарата
в расчете на то, что предоставленные кредиты
вернутся к налогоплательщику с процентами в виде вполне
определенных и ощутимых благ. И возврат
этого кредита должен осуществляться
в самой простой и доходчивой форме –
от любой деятельности, от любых мер, осуществляемых
органами управления, население должно
испытывать на себе пусть даже не намного,
но реальное повышение уровня комфортности
и улучшение социального самочувствия.
Процесс
управления системой жизнеобеспечения
населения региона включает
следующие основные элементы:
- разработка стратегии,
тактики, механизмов и технологий жизнеобеспечения населения
применительно к каждой конкретной административной
единице;
- определение реальных
целей, задач, ориентиров и приоритетов;
- производство благ
и услуг на конкретной территории в необходимых
объёмах;
- импорт (завоз) в необходимых
объемах тех товаров, которые нужны населению, но на территории не производятся;
- организация их распределения
и доступа к ним;
- организация обмена
и формирование условий купли-продажи
благ и услуг;
- организация потребления
благ и услуг;
- формирование комфортной
среды обитания;
- мониторинг уровня
и процесса жизнеобеспечения населения
данной территории;
- корректировка действий
территориальных органов управления и
системы жизнеобеспечения в зависимости
от складывающейся ситуации и достигнутых
результатов
В «конструкции»
системы управления жизнеобеспечением
населения можно выделить три составляющих: стратегическую,
тактическую и оперативную.
Стратегические функции всех уровней управления
развитием системы жизнеобеспечение населения:
- отслеживать состояние
и вести постоянный мониторинг жизнеобеспечения
населения по основным показателям,
дающим представление об удовлетворении
самых насущных потребностей населения;
- анализировать тенденции
развития системы жизнеобеспечения населения,
динамику результатов и условий жизнеобеспечения;
- разрабатывать и определять предельно
допустимые минимальные уровни жизнеобеспечения
по основным показателям;
- разрабатывать в качестве
ориентиров рациональные уровни жизнеобеспечения
населения (по основным показателям), обеспечивающие
здоровую долголетнюю жизнь, нормальное
развитие и реализацию креативных способностей
каждого человека;
- принимать незамедлительные
и исчерпывающие меры при наступлении
или угрозе чрезвычайной ситуации, характерным
признаком которой является снижение
уровня жизнеобеспечения по отношению к предельно
допустимой отметке хотя бы по одному
их жизненно важных показателей;
- разрабатывать и осуществлять
стратегию поэтапного приближения к рациональным,
общемировым и прогрессивным стандартам
жизнеобеспечения;
- постоянно создавать
новые и более благоприятные
условия для развития человеческого потенциала;
- формировать рациональные
нормативы жизнеобеспечения нетрудоспособного
населения.
Функции
«верхних этажей» системы управления жизнеобеспечением
населения состоят, главным образом, в
том, чтобы создавать необходимые условия
для нормального функционирования и стратегического
развития всей системы жизнеобеспечения
населения страны в целом.
Основными
функциями «нижних этажей» системы являются:
во-первых, конкретное
воплощение в жизнь на соответствующей
территории определенной «верхом» стратегической
линии;
во-вторых, выполнение тактических
и оперативных функций, вытекающих из характерных особенностей
конкретной территории или направления
(участка) деятельности. При этом на уровне
«нижних этажей» система жизнеобеспечения
населения выполняет «приземленные» функции,
связанные с непосредственной организацией
процесса производства жизненных благ,
с одной стороны, и, с другой стороны, процесса
справедливого и законного распределения
этих благ и удовлетворения на этой основе
важнейших жизненных потребностей всего
населения.
Региональные
и муниципальные органы управления должны осуществлять
следующие основные тактические
функции, обусловливающие работу системы
жизнеобеспечения населения в нормальном
каждодневном режиме и решение текущих
задач по её последовательному совершенствованию
и развитию:
- организация сбалансированной
работы всех элементов региональной и
муниципальной систем жизнеобеспечения
населения;
- стимулирование развития
производства насущных товаров,
благ и услуг; создание благоприятных
условий для развития малого предпринимательства
и домашних хозяйств;
- проведение целенаправленных
мер по увеличению занятости трудоспособного
населения и сокращению безработицы, обеспечению
постоянным источником доходов
для поддержания приемлемого уровня благосостояния;
- позитивное воздействие
на количественные и качественные показатели
потребления населения; регулирование
уровня и динамики цен на потребительском
рынке;
- формирование позитивной
мотивации социального, производственного
и семейного поведения жителей региона;
- развитие регионального,
муниципального и внутрифирменного корпоратизма
как инструмента умножения социального
капитала и улучшения качества жизни;
- развитие системы оказания
населению эффективной медицинской
помощи (включая обеспечение лекарственными
препаратами, медицинским оборудованием
и материалами);
- развитие системы обеспечения
населения качественным жильем на приемлемых
экономических условиях;
- совершенствование
сферы предоставления жилищно-коммунальных
услуг, исключая при этом бесконтрольное
со стороны общества и бесцеремонное со
стороны чиновничества «вывёртывание
карманов» у населения (с учетом уровня
реальных доходов населения);
- принятие необходимых
мер для последовательного сокращения численности лиц,
входящих в группу риска (носители СПИДа,
больные туберкулезом, бомжи, наркоманы,
проститутки, преступники-рецедивисты
и другие антисоциальные и представляющие
угрозу обществу люди);
- формирование и удовлетворение
позитивных культурных запросов населения,
направленных на укрепление лучших культурных
и нравственно-эстетических исторически
сформировавшихся традиций с учетом новых
национальных, территориальных и мировых
тенденций, исключающих проповедь насилия,
человеконенавистничества, духовного разрушения личности.
Кроме того, региональная
и муниципальная системы жизнеобеспечения
населения выполняют следующие оперативные
задачи, связанные с текущим
функционированием:
- отслеживание расчетной
и реальной наполняемости потребительской
«корзины» (в разрезе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета) для различных социальных групп населения региона;
- оперативное доведение
пенсий, пособий и льгот до нетрудоспособных
жителей;
- организация социальной
защиты населения;
- подготовка молодежи к самостоятельной
профессиональной (трудовой) деятельности;
- профессиональная
переподготовка нуждающейся в этом части
населения;
- формирование и поддержание
системы социальной и трудовой адаптации
и реабилитации;
- принятие исчерпывающих
мер по оказанию помощи женщинам в выполнении
их материнского долга, связанного с рождением
и воспитанием здорового потомства;
- отработка системы
постоянного получения, анализа и обработки
информации о состоянии результатов и
процессов жизнеобеспечения населения;
- принятие конкретных мер, исключающих
насилие и посягательство на жизнь, здоровье
и свободу жителей;
- изучение и учет в практической
деятельности специфических потребностей
и условий жизнедеятельности различных
социальных групп населения.
Управленческий
процесс, создающий необходимые
условия функционирования и развития
системы жизнеобеспечения населения региона, характеризуются
следующими основными показателями:
- уровень профессионализма
аппарата управления регионом, муниципальным
образованием,
- степень владения руководящим составом верхнего
и среднего звеньев регионального управления
прогрессивными управленческими технологиями,
- степень нацеленности
(четкое понимание значимости задачи,
волевой настрой, способность сконцентрировать
материальные, организационные, интеллектуальные и социальные
ресурсы) на выполнение конкретных задач,
на получение положительного результата
в функционировании и развитии региональной
и муниципальной систем жизнеобеспечения
населения и её составных элементов,
- степень отхода фактических
показателей жизнеобеспечения
от кризисных пороговых значений,
- степень приближения
(во времени) фактических показателей
жизнеобеспечения к запланированным,
к эталонным образцам (научно обоснованным
нормам),
- сбалансированная
структура региональной системы жизнеобеспечения населения,
- степень формального
закрепления за всеми субъектами системы
жизнеобеспечения статусных позиций (место
в системе управления, главные цели и задачи,
функции, обязанности, права, располагаемые
ресурсы и т.п.),
- степень соответствия
принятой модели мониторинга и
«пакета» основных оценочных показателей
объективным потребностям и тенденциям
развития,
- положительная динамика
результатов жизнеобеспечения (повышение
уровня и улучшение качества жизни, рост
человеческого потенциала) и развития
(наращивание мощностей и ресурсов)
системы жизнеобеспечения региона, муниципального
образования; темпы роста (снижения) основных
показателей жизнеобеспечения населения,
- повышение ассортимента
и качества товаров и услуг,
- позитивные сдвиги
в структуре потребления,
- степень реализации главной
цели человеческого развития – расширение
выбора и обеспечение равного доступа
к возможностям развития и реализации
творческого потенциала населения,
- повышение эффективности
общественного контроля в общественной
и экономической жизни региона,
- повышение уровня самоорганизации
и самоуправления населения региона,
- повышение эффективности
производства жизненных благ (увеличение
объемов и качества производимых благ
при сокращении затраченных на их производство
ресурсов),
- увеличение наукоёмкости производимых
в регионе товаров и услуг; увеличение
глубины переработки добываемого сырья;
увеличение доли добавленной стоимости
в производимых товарах,
- улучшение инвестиционного
климата в регионе,
- динамика формирования
финансовых средств, направляемых на развитие жизненно
важных объектов региона,
- степень реализации
предвыборных обещаний,
- повышение (снижение)
рейтинга руководителей, проводимого
независимыми экспертами,
- повышение качества
и конкурентоспособности производимых
товаров и услуг,
- степень использования сильных
сторон управления и возможностей, предоставленных внешней средой,
- степень нейтрализации
в процессе управления слабых сторон и ослабления воздействия угроз, формирующихся во внешней среде,
- увеличение степени
позитивного влияния на долю товаров, производимых
и реализуемых в регионе.
Как же управлять разношерстными
компонентами жизнеобеспечения? На Западе
и в отечественной практике всё большее
распространение получает, так называемое,
управление по результатам. Его смысл
состоит в том, что для каждого субъекта
управления на известный отрезок времени
определяется главная цель, которая по
существу и становится объектом исключительного
внимания, объектом управления и объектом
концентрации управленческих ресурсов.
Именно по тому, как реализуется эта цель,
определяется эффективность управленческой
деятельности и дается оценка работе органа
управления и, прежде всего, руководителя,
что, в свою очередь, создает основания
для оргвыводов и карьерных перемещений.
Вполне понятно, что главная цель должна
быть простой и ясной, легко контролируемой,
не допускающей разных и тем более противоречивых
толкований и поддающейся однозначной
количественной оценке.
Эффективность системы
жизнеобеспечения населения обусловлена
получением объективной информации о
состоянии жизнеобеспечения,
выбором обоснованной совокупности целей,
выверенной стратегии, надежной системы
реализации намеченных целевых программ,
эффективной самоорганизацией населения
для его посильного участия в жизнеобеспечении,
эффективной системой общественного контроля.
Основные пути формирования эффективной
системы жизнеобеспечения населения сводятся
к следующим:
- отработка систем получения
достоверной информации о реальной ситуации
в стране и в каждом регионе, связанной
с жизнеобеспечением населения; организация мониторинга
по основным параметрам жизнеобеспечения;
- разработка, утверждение
и внедрение в практическую деятельность
органов власти эталонных уровней жизнеобеспечения
(прогрессивный; оптимальный; минимальный;
кризисный), а также социальных стандартов по всем
показателям жизнеобеспечения;
- разработка единой
(сопоставимой) методологической и статистической
базы для проведения исследований в области
жизнеобеспечения населения, имея в виду
разрезы по уровню управления, основным
направлениям деятельности и целям исследования;
- объективный анализ
ситуации и построение «дерева» проблем
и целей по степени важности, остроты и
неотложности решения;
- разработка стратегических,
тактических и оперативных программ построения
и функционирования системы жизнеобеспечения с учетом
общих и специфических задач;
- распределение и закрепление
полномочий при решении проблем жизнеобеспечения
населения: федеральный, региональный,
муниципальный, уровень предприятий и
организаций;
- формирование и развитие
социальной инфраструктуры, обеспечивающей
необходимые условия для достойной жизни
и деятельности человека;
- формирование и отработка
механизмов эффективного функционирования
системы жизнеобеспечения населения региона;
- формирование и отработка
механизмов ответственности за жизнеобеспечение населения
региона (политических, экономических,
финансовых, организационно-административных,
юридических, социальных); внедрение их
в практику и трансформация совокупности
механизмов в единую эффективно действующую
систему;
- внедрение в практику интегральных показателей
(индексов), определяющих производство
и потребление важнейших жизненных благ;
закрепление их в виде целей управленческой
деятельности; установление системы оценки
деятельности руководителей и региональных
органов управления по реализации этих целей
и ответственности за невыполнение;
- развитие и повышение
действенности системы местного самоуправления
и самообеспечения населения;
- повышение эффективности
и открытости управленческого контроля
и контроллинга;
- формирование эффективной
организационной структуры
системы жизнеобеспечения, имея в виду
основные направления деятельности (безопасность,
здоровье, среда обитания, занятость, стабильность
и достаточность доходов, производство
и обеспечение достаточного уровня потребления
продуктов, товаров и услуг) и
развитую социальную инфраструктуру (здравоохранение,
жилищно-коммунальная сфера, бытовое и
социальное обслуживание, образование
и пр.).