Пути развития системы жизнеобеспечения населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 18:54, лекция

Краткое описание

Развитие системы жизнеобеспечения населения подразумевает, прежде всего, совершенствование управления этой системой.

Непременное условие развития системы жизнеобеспечения населения – это качественное управление этой системой абсолютно на всех административно-территориальных уровнях. Оно должно быть направлено на стабильное функционирование действующей системы и последовательное наращивание её потенциальных возможностей.

Файлы: 1 файл

Lektsia_9571_3a_s_kor_Puti_razvitia_SZhN1.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

 

 

 Пути развития системы жизнеобеспечения населения.

 

 

Третий блок оценочных показателей - показатели, характеризующие жизнеобеспечение как управленческий процесс.

 

Развитие системы жизнеобеспечения населения подразумевает, прежде всего, совершенствование управления этой системой.

 

Непременное условие развития системы жизнеобеспечения населения – это качественное управление этой системой абсолютно на всех административно-территориальных уровнях. Оно должно быть направлено на стабильное функционирование действующей системы и последовательное наращивание её потенциальных возможностей.

 

Ключевым моментом управления системой жизнеобеспечения населения является мотивация и ценностные установки самого управленца. «Всё для блага населения!» Это не идеологический лозунг, а по существу предъявляемое требование к управленцу и своеобразный тест на профессиональную пригодность. Работники органов управления, включая и руководителей всех уровней, содержатся на народные деньги, на деньги налогоплательщиков.

Получаемая управленцем заработная плата – это не оплата за сам факт его назначения на должность, а своеобразное кредитование управленческого аппарата в расчете на то, что предоставленные кредиты вернутся к налогоплательщику с процентами в виде вполне определенных и ощутимых благ. И возврат этого кредита должен осуществляться в самой простой и доходчивой форме – от любой деятельности, от любых мер, осуществляемых органами управления, население должно испытывать на себе пусть даже не намного, но реальное повышение уровня комфортности и улучшение социального самочувствия.

 

 

Процесс управления системой жизнеобеспечения населения региона включает следующие основные элементы:

 

  1. разработка стратегии, тактики, механизмов и технологий жизнеобеспечения населения применительно к каждой конкретной административной единице;
  2. определение реальных целей, задач, ориентиров и приоритетов;
  3. производство благ и услуг на конкретной территории в необходимых объёмах;
  4. импорт (завоз) в необходимых объемах тех товаров, которые нужны населению, но на территории не производятся;
  5. организация их распределения и доступа к ним;
  6. организация обмена и формирование условий купли-продажи благ и услуг;
  7. организация потребления благ и услуг;
  8. формирование комфортной среды обитания;
  9. мониторинг уровня и процесса жизнеобеспечения населения данной территории;
  10. корректировка действий территориальных органов управления и системы жизнеобеспечения в зависимости от складывающейся ситуации и достигнутых результатов

 

В  «конструкции» системы управления жизнеобеспечением населения можно выделить три составляющих: стратегическую, тактическую и оперативную.

 

 

Стратегические функции всех уровней управления развитием системы жизнеобеспечение населения:

 

  1. отслеживать состояние и вести постоянный мониторинг жизнеобеспечения населения  по основным показателям, дающим представление об удовлетворении самых насущных потребностей населения;
  2. анализировать тенденции развития системы жизнеобеспечения населения, динамику результатов и условий жизнеобеспечения;
  3. разрабатывать и определять предельно допустимые минимальные уровни жизнеобеспечения по основным показателям;
  4. разрабатывать в качестве ориентиров рациональные уровни жизнеобеспечения населения (по основным показателям), обеспечивающие здоровую долголетнюю жизнь, нормальное развитие и реализацию креативных способностей каждого человека;
  5. принимать незамедлительные и исчерпывающие меры при наступлении или угрозе чрезвычайной ситуации, характерным признаком которой является снижение уровня жизнеобеспечения по отношению к предельно допустимой отметке хотя бы по одному их жизненно важных показателей;
  6. разрабатывать и осуществлять стратегию поэтапного приближения к рациональным, общемировым и прогрессивным стандартам жизнеобеспечения;
  7. постоянно создавать новые и более благоприятные условия для развития человеческого потенциала;
  8. формировать рациональные нормативы жизнеобеспечения нетрудоспособного населения.

 

 Функции «верхних этажей» системы управления жизнеобеспечением населения состоят, главным образом, в том, чтобы  создавать необходимые условия для нормального функционирования и стратегического развития всей системы жизнеобеспечения населения страны в целом.

 

Основными функциями «нижних этажей» системы  являются:

 во-первых, конкретное воплощение в жизнь  на соответствующей территории определенной «верхом» стратегической линии; 

во-вторых, выполнение тактических и оперативных функций, вытекающих из характерных особенностей конкретной территории или направления (участка) деятельности. При этом на уровне «нижних этажей» система жизнеобеспечения населения выполняет «приземленные» функции, связанные с  непосредственной организацией процесса производства жизненных благ, с одной стороны, и, с другой стороны, процесса справедливого и законного распределения этих благ и удовлетворения на этой основе важнейших жизненных потребностей всего населения.

Региональные и муниципальные органы управления должны осуществлять следующие основные тактические функции, обусловливающие работу системы жизнеобеспечения населения в нормальном каждодневном режиме и решение текущих задач по её последовательному совершенствованию и развитию:

 

  1. организация сбалансированной работы всех элементов региональной и муниципальной систем жизнеобеспечения населения;
  2. стимулирование развития производства насущных товаров, благ и услуг; создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства и домашних хозяйств;
  3. проведение целенаправленных мер по увеличению занятости трудоспособного населения и сокращению безработицы, обеспечению постоянным источником доходов для поддержания приемлемого уровня благосостояния;
  4. позитивное воздействие на количественные и качественные показатели потребления населения; регулирование уровня и динамики цен на потребительском рынке;
  5. формирование позитивной мотивации социального, производственного и семейного поведения жителей региона;
  6. развитие регионального, муниципального и внутрифирменного корпоратизма как инструмента умножения социального капитала и улучшения качества жизни;
  7. развитие системы оказания населению эффективной медицинской помощи (включая обеспечение лекарственными препаратами, медицинским оборудованием и материалами);
  8. развитие системы обеспечения населения качественным жильем на приемлемых экономических условиях;
  9. совершенствование сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг, исключая при этом бесконтрольное со стороны общества и бесцеремонное со стороны чиновничества «вывёртывание карманов» у населения (с учетом уровня реальных доходов населения);
  10. принятие необходимых мер для последовательного сокращения численности лиц, входящих в группу риска (носители СПИДа, больные туберкулезом, бомжи, наркоманы, проститутки, преступники-рецедивисты и другие антисоциальные и представляющие угрозу обществу люди);
  11. формирование и удовлетворение позитивных культурных запросов населения, направленных на укрепление лучших культурных и нравственно-эстетических исторически сформировавшихся традиций с учетом новых национальных, территориальных и мировых тенденций, исключающих проповедь насилия, человеконенавистничества, духовного разрушения личности.

 

Кроме того, региональная и муниципальная системы жизнеобеспечения населения выполняют следующие оперативные задачи, связанные с текущим функционированием:

 

  1. отслеживание расчетной и реальной наполняемости потребительской «корзины» (в разрезе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета) для различных социальных групп населения региона;
  2. оперативное доведение пенсий, пособий и льгот до нетрудоспособных жителей;
  3. организация социальной защиты населения;
  4. подготовка молодежи к самостоятельной профессиональной (трудовой) деятельности;
  5. профессиональная переподготовка нуждающейся в этом части населения;
  6. формирование и поддержание системы социальной и трудовой адаптации и реабилитации;
  7. принятие исчерпывающих мер по оказанию помощи женщинам в выполнении их материнского долга, связанного с рождением и воспитанием здорового потомства;
  8. отработка системы постоянного получения, анализа и обработки информации о состоянии результатов и процессов жизнеобеспечения населения;
  9. принятие конкретных мер, исключающих насилие и посягательство на жизнь, здоровье и свободу жителей;
  10. изучение и учет в практической деятельности специфических потребностей и условий жизнедеятельности различных социальных групп населения.

 

Управленческий процесс, создающий необходимые условия функционирования и развития системы жизнеобеспечения населения региона, характеризуются следующими основными показателями:

 

  1. уровень профессионализма аппарата управления регионом, муниципальным образованием,
  2. степень владения руководящим составом верхнего и среднего звеньев регионального управления прогрессивными управленческими технологиями,
  3. степень нацеленности (четкое понимание значимости задачи, волевой настрой, способность сконцентрировать материальные, организационные, интеллектуальные и социальные ресурсы) на выполнение конкретных задач, на получение положительного результата в функционировании и развитии региональной и муниципальной систем жизнеобеспечения населения и её составных элементов,
  4. степень отхода фактических показателей жизнеобеспечения от кризисных пороговых значений,
  5. степень приближения (во времени) фактических показателей жизнеобеспечения к запланированным, к эталонным образцам (научно обоснованным нормам),
  6. сбалансированная структура региональной системы жизнеобеспечения населения,
  7. степень формального закрепления за всеми субъектами системы жизнеобеспечения статусных позиций (место в системе управления, главные цели и задачи, функции, обязанности, права, располагаемые ресурсы и т.п.),
  8. степень соответствия принятой модели мониторинга и «пакета» основных оценочных показателей объективным потребностям и тенденциям развития,
  9. положительная динамика результатов жизнеобеспечения (повышение уровня и улучшение качества жизни, рост человеческого потенциала) и развития (наращивание мощностей и ресурсов) системы жизнеобеспечения региона, муниципального образования; темпы роста (снижения) основных показателей жизнеобеспечения населения,
  10. повышение ассортимента и качества товаров и услуг,
  11. позитивные сдвиги в структуре потребления,
  12. степень реализации главной цели человеческого развития – расширение выбора и обеспечение равного доступа к возможностям развития и реализации творческого потенциала населения,
  13. повышение эффективности общественного контроля в общественной и экономической жизни региона,
  14. повышение уровня самоорганизации и самоуправления населения региона,
  15. повышение эффективности производства жизненных благ (увеличение объемов и качества производимых благ при сокращении затраченных на их производство ресурсов),
  16. увеличение наукоёмкости производимых в регионе товаров и услуг; увеличение глубины переработки добываемого сырья; увеличение доли добавленной стоимости в производимых товарах,
  17. улучшение инвестиционного климата в регионе,
  18. динамика формирования финансовых средств, направляемых на развитие жизненно важных объектов региона,
  19. степень реализации предвыборных обещаний,
  20. повышение (снижение) рейтинга руководителей, проводимого независимыми экспертами,
  21. повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг,
  22. степень использования сильных сторон управления  и возможностей, предоставленных внешней средой,
  23. степень нейтрализации в процессе управления слабых сторон    и ослабления воздействия угроз, формирующихся во внешней среде,
  24. увеличение степени позитивного влияния на долю товаров, производимых и реализуемых в регионе.

 

Как же управлять разношерстными компонентами жизнеобеспечения? На Западе и в отечественной практике всё большее распространение получает, так называемое, управление по результатам. Его смысл состоит в том, что для каждого субъекта управления на известный отрезок времени определяется главная цель, которая по существу и становится объектом исключительного внимания, объектом управления и объектом концентрации управленческих ресурсов. Именно по тому, как реализуется эта цель, определяется эффективность управленческой деятельности и дается оценка работе органа управления и, прежде всего, руководителя, что, в свою очередь, создает основания для оргвыводов и карьерных перемещений. Вполне понятно, что главная цель должна быть простой и ясной, легко контролируемой, не допускающей разных и тем более противоречивых толкований и поддающейся однозначной количественной оценке.

Эффективность системы жизнеобеспечения населения обусловлена получением объективной информации о состоянии жизнеобеспечения, выбором обоснованной совокупности целей, выверенной стратегии, надежной системы реализации намеченных целевых программ, эффективной самоорганизацией населения для его посильного участия в жизнеобеспечении, эффективной системой общественного контроля.

 

Основные пути формирования эффективной системы жизнеобеспечения населения сводятся к следующим:

 

  1. отработка систем получения достоверной информации о реальной ситуации в стране и в каждом регионе, связанной с жизнеобеспечением населения; организация мониторинга по основным параметрам жизнеобеспечения;
  2. разработка, утверждение и внедрение в практическую деятельность органов власти эталонных уровней жизнеобеспечения (прогрессивный; оптимальный; минимальный; кризисный), а также социальных стандартов по всем показателям жизнеобеспечения;
  3. разработка единой (сопоставимой) методологической и статистической базы для проведения исследований в области жизнеобеспечения населения, имея в виду разрезы по уровню управления, основным направлениям деятельности и целям исследования;
  4. объективный анализ ситуации и построение «дерева» проблем и целей по степени важности, остроты и неотложности решения;
  5. разработка стратегических, тактических и оперативных программ построения и функционирования системы жизнеобеспечения с учетом общих и специфических задач;
  6. распределение и закрепление полномочий при решении проблем жизнеобеспечения населения: федеральный, региональный, муниципальный, уровень предприятий и организаций;
  7. формирование и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые условия для достойной жизни и деятельности человека;
  8. формирование и отработка механизмов эффективного функционирования системы жизнеобеспечения населения региона;
  9. формирование и отработка механизмов ответственности за жизнеобеспечение населения региона (политических, экономических, финансовых, организационно-административных, юридических, социальных); внедрение их в практику и трансформация совокупности механизмов в единую эффективно действующую систему;
  10. внедрение в практику интегральных показателей (индексов), определяющих производство и потребление важнейших жизненных благ; закрепление их в виде целей управленческой деятельности; установление системы оценки деятельности руководителей и региональных органов управления по реализации этих целей и ответственности за невыполнение;
  11. развитие и повышение действенности системы местного самоуправления и самообеспечения населения;
  12. повышение эффективности и открытости управленческого контроля и контроллинга;
  13. формирование эффективной организационной структуры системы жизнеобеспечения, имея в виду основные направления деятельности (безопасность, здоровье, среда обитания, занятость, стабильность и достаточность доходов, производство и обеспечение достаточного уровня потребления продуктов, товаров и услуг) и развитую социальную инфраструктуру (здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, бытовое и социальное обслуживание, образование и пр.).

Информация о работе Пути развития системы жизнеобеспечения населения