Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
создание определенной рыночной модели хозяйствования с применением современных стратегии совершенствования и регулирования системы организации оказания платных услуг на предприятии ОАО «Гомельстекло».
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Определить основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло» ;
2. Проанализировать современное состояние системы оказания платных услуг населению в структуре ОАО «Гомельстекло»;
3. Выявить ключевые проблемы в развитии отрасли оказания платных услуг населению;
4 Разработать модель эффективного управления оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло»;
5. Обосновать основные направления определенного стратегического развития в системе организации оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТРАСЛИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные направления государственной политики по управлению платных услуг населению в Республике Беларусь ………………………………..6
1.2 Нормирование и торфообразование в сфере оказания платных услуг населению …………………………………………………………………………..12
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло»)
2.1 Характеристика исследуемого предприятия ……………………………...19
2.2 Ценообразование в сфере оказания платных услуг населению …………….24
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов …………………………….28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СФЕРЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
3.1 Программы развития сферы услуг в Республике Беларусь …………………32
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования, сферы оказания платных услуг населению ………………………………………………35
3.3 Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению …………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсач новый.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

- не отработан  механизм перепродажи коммунальных  услуг, что ставит потребителей  в неравные условия по одинаковым  видам услуги противоречит основам законодательства.

Не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство  является одной из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия. Проблему снижения энергоресурсоемкости в ЖКХ можно по праву назвать одной из самых обсуждаемых в настоящее время.

Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по нормативам - тарифам. Под нормативом потребления понимается некоторый объем конкретного вида услуг (холодная и горячая вода, тепло, канализование, содержание зданий), который производитель обязан предоставить, а потребитель - использовать.

Норматив  по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя и быть другими в существующей системе расчетов не могут.

В настоящее  время действуют четыре вида нормативов:

=санитарно-гигиенические;

=проектные;

=установленные для взаиморасчетов;

=эксплуатационные.

Характерной особенностью коммунальных систем в  нашей стране является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения. При этом производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта, действительно подлежащие включению в состав себестоимости и в тариф.

Таким образом, разделение коммунальных платежей на тариф и норму является одним  из порочных наследий бесхозяйственности прошлого, и в связи с этим проблема энергоресурсосбережения в ЖКХ сегодня не имеет прочной экономической и юридической основы, так как финансовые потоки не соответствуют товарным.

Все сказанное  свидетельствует о несовершенстве существующей двухэтапной процедуры ценообразования норма тариф и нормативной системы взаиморасчетов за коммунальные услуги. На основании изложенного имеет смысл изменить структуру оплаты услуг ЖКХ, не разделяя тариф и норму, воду и канализацию.

Другим важнейшим  аспектом совершенствования механизмов нормирования и торфообразования в сфере оказания платных услуг населению, является проблема перекрестного финансирования. Эта схема предполагает завышение тарифов промышленным предприятиям и учреждениям социально-культурной сферы для обеспечения низкого тарифа для населения. Соотношение тарифов между группами потребителей регулируется таким образом, что для населения они становятся ниже себестоимости продаваемой продукции. Как правило, с этой целью повышаются отпускные тарифы для энергетических предприятий как наиболее платежеспособных.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о важности услуг в нашей жизни. Рынок услуг постоянно находится в развитии и совершенствовании. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одним из решений этой проблемы является применение комплексов твердой, мягкой и гибридных технологий. Твердая технология связана с заменой оборудования, например использованием электронных систем подтверждения кредита взамен ручной проверки кредитоспособности. Эту технологию нельзя применить там, где нужны значительная личная квалификация и контакт, например, при оказании медицинских, юридических услуг, в парикмахерских.

 

1.3 Порядок бюджетного  финансирования возмещения убытков

 

Особенность деятельности организаций по оказанию платных услуг населению - необходимость расчетов с населением по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Работая при  этом по регулируемым ценам (тарифам), установленным ниже себестоимости, организации по оказанию платных услуг населению получают средства из бюджета на покрытие убытков.

Убытки организаций по оказанию платных услуг населению могут быть:

=от реализации отдельного вида оказания платных услуг населению;

=от реализации отдельного вида оказания платных услуг в целом всем потребителям;

=по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации в целом.

Убытки могут  быть конкретизированы исходя из определенных условий:

1) фактически  произведенные организацией расходы,  не покрытые полученными доходами от населения или всех потребителей (непокрытые затраты по счету 20 "Основное производство" и доля расходов в виде обязательных налогов и платежей, уплачиваемых за счет финансовых результатов);

2) фактически  произведенные организацией расходы  с учетом планового уровня  рентабельности;

3) планируемые  бюджетные поступления из расчета разницы в цене (в этом случае только в части реализации услуг населению);

4) планируемые  возможные бюджетные поступления.

Таким образом, если виды убытков рассмотреть с  учетом каждого из приведенных условий  конкретизации их размеров, получается 10 вариантов понятия "убыток", из которых органу местного самоуправления в целях субсидирования предприятия нужно выбрать один. Однако существование 10 вариантов не означает, что все они правомерны.

Правомерен  лишь один убыток - от реализации отдельного вида жилищно-коммунальной услуги населению в планируемой сумме из расчета разницы в цене без учета налогов.

Данный вариант  правомерен по следующим причинам:

- для каждого  вида оказания платных услуг по группам потребителей рассчитывается планово-расчетный экономический тариф (ПРЭТ) под определенную производственную программу;

- определяя  ПРЭТ по группе потребителей (население) долю оплаты населением, т.е. тариф для населения, орган местного самоуправления тем самым устанавливает разницу от ПРЭТ для возмещения организации с условием сохранения порядка выполнения организацией производственной программы в полном объеме;

- поскольку  при определении ПРЭТ учитывались  рентабельность и налоги с оборота, для возмещения убытка соответствующая сумма в виде "разницы в тарифе" уменьшается на сумму налогов с оборота (НДС, налог на содержание объектов жилищной и социальной сферы, налог на пользователей автодорог), но при этом содержит в себе долю рентабельности;

- закладывая  в объем бюджетного финансирования  предусмотренную расчетом сумму ассигнований и осуществляя финансирование в запланированном объеме, орган местного самоуправления вправе установить ответственность организации оказания платных услуг за прочие убытки, которые она может допустить в работе, и реализовать свое право на долю прибыли муниципального предприятия;

- все остальные цены, тарифы, расценки, применяемые организацией как для конкретного вида услуги для прочих потребителей, кроме населения, так и для прочих видов деятельности для всех потребителей, не могут быть ниже себестоимости и в обязательном порядке предусматривают рентабельность; определенные указанным образом условия бюджетного финансирования позволяют организации оказания платных услуг осуществлять свою деятельность не только безубыточно, но и с определенной прибылью, самостоятельно формировать фонды и решать вопросы стимулирования работников и расширения производства;

- соблюдается принцип равенства всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной сфере, независимо от организационно-правовой формы, т, е, какая бы организация ни оказывала конкретный вид услуг потребителям (муниципальное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), они все должны быть поставлены в равные условия: убытки возмещаются в той части финансовой деятельности, в которой они возникают.

Поскольку тариф  ниже себестоимости утверждается только для населения, любая организация будет иметь убыток от реализации услуг только населению. Во всей остальной деятельности должен соблюдаться порядок реализации работ, услуг по рыночным ценам, т. е. по налоговому законодательству не ниже себестоимости.

Главный принцип  определения финансовых взаимоотношений органа местного самоуправления (органа, регулирующего тарифы) и организации оказания платных услуг (осуществляющей свою деятельность по этим тарифам) заключается в том, что орган местного самоуправления должен нести ответственность перед организацией относительно той части ее финансовой деятельности, по которой он дает обязательные для нее указания.

Поскольку обязательные указания органа местного самоуправления, приведшие к возникновению убытка для организации, оказывающей платные услуги, исходят из деятельности, связанной с оказанием услуг населению, то именно орган местного самоуправления и должен нести ответственность по сумме соответствующего убытка.

Охарактеризуем  остальные виды убытков и условия  определения их размеров.

Второй вид  убытка возникает, когда в местном бюджете недостаточно средств для возмещения убытка от оказания услуг населению. Поскольку прибыль от реализации конкретного вида услуг прочим потребителям частично перекрывает этот убыток, размер убытка по виду деятельности меньше, чем размер убытка от оказания услуг населению.

Убыток по результатам хозяйственной деятельности организации возникает в случае низкой обеспеченности бюджетными средствами. Орган местного самоуправления, как правило, принимает первое условие определения размеры убытка. Такие варианты приводят организацию оказания платных услуг к необходимости согласовать с финансирующим органом порядок дополнительного финансирования по статье бюджетного финансирования - на создание фондов накопления и потребления, что позволит обеспечить в объеме выделенных таким образом средств какие-либо социальные блага своим работникам и дальнейшее развитие.

Условия расчета  размера убытка применяются в следующих ситуациях.

Третье условие  применяется для расчета убытка от реализации услуг только населению, поскольку характеризует разницу в цене, которая считается на основе тарифа для населения, в связи, с чем учитывается в первом виде убытка.

Первое и  второе условия устанавливаются при определении плановых сумм финансирования из расчета не выше убытка по третьему условию. Фактическое финансирование по таким видам убытков связано с суммами сложившихся убытков у организации по результатам деятельности. При этом по первому условию покрывается фактически сложившийся убыток без учета уровня рентабельности, а по второму - с учетом планового уровня рентабельности.

Четвертое условие возможно при низкой финансовой обеспеченности местных бюджетов и при принятии решения органа местного самоуправления о перекрестном субсидировании. При этом заведомо устанавливается порядок планового недофинансирования организаций, что влечет за собой корректировку в сторону уменьшения производственной программы организации (по объему эксплуатационных функций: работ по текущему ремонту и капитальному ремонту движимого и недвижимого имущества) под объем доходов, обеспеченных финансированием.

Устанавливая  порядок финансирования по четвертому условию, орган местного самоуправления должен определить максимальный размер бюджетного финансирования на случай корректировки сумм, указываемых в бюджетной росписи на начало текущего года, в сторону увеличения в течение текущего года.

Рассмотрим  особенности порядка направления финансирующим органом бюджетных средств организации на возмещение убытков в зависимости от варианта определения его видов и размеров:

- получателем  бюджетных средств на возмещение  убытков может быть только та организация, которая осуществляет операции по реализации услуг населению и у которой по результатам финансовой деятельности складывается убыток;

- бюджетные  ассигнования на возмещение убытков  такой организации направляются в размерах плановых сумм, предусмотренных бюджетной росписью. Никаких счетов на сумму бюджетных ассигнований организация, получающая средства на возмещение убытков, не выписывает и не выставляет ни бюджету, ни другой организации.

Делая вывод  по данной главе, хочется отметить, что развитие оказания платных услуг населению связано с ростом производительности труда в производстве услуг. Повышение производительности труда является главным критерием технического прогресса. Технический прогресс нацелен и на развитие человека, и на организацию условий его труда, и на экологию. Поэтому он имеет большую социальную значимость.

Информация о работе Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению