Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа
Цель работы:
создание определенной рыночной модели хозяйствования с применением современных стратегии совершенствования и регулирования системы организации оказания платных услуг на предприятии ОАО «Гомельстекло».
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Определить основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло» ;
2. Проанализировать современное состояние системы оказания платных услуг населению в структуре ОАО «Гомельстекло»;
3. Выявить ключевые проблемы в развитии отрасли оказания платных услуг населению;
4 Разработать модель эффективного управления оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло»;
5. Обосновать основные направления определенного стратегического развития в системе организации оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТРАСЛИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные направления государственной политики по управлению платных услуг населению в Республике Беларусь ………………………………..6
1.2 Нормирование и торфообразование в сфере оказания платных услуг населению …………………………………………………………………………..12
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло»)
2.1 Характеристика исследуемого предприятия ……………………………...19
2.2 Ценообразование в сфере оказания платных услуг населению …………….24
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов …………………………….28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СФЕРЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
3.1 Программы развития сферы услуг в Республике Беларусь …………………32
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования, сферы оказания платных услуг населению ………………………………………………35
3.3 Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению …………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45
В рамках сферы
услуг в настоящее время
• сектор социально-культурных услуг (образование, культура, здравоохранение);
• комплекс материально-бытовых услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, система рекреационных услуг);
• сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг.
В данном параграфе будут рассмотрены услуги, относящиеся к первым двум секторам.
Особенности сферы услуг обусловливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий.
Во-первых, рассмотрим особенности спроса и предложения в сфере услуг как основных ценообразующих факторов.
Исходя из особенностей услуги можно отметить, что спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем.
Вместе с тем потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно (например, для высвобождения свободного времени он сначала обращается в службу быта, а затем для его рационального использования потребляет услуги театрально-зрелищных предприятий). Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства, а доля затрат на услуги в доходах населения в развитых странах превышает 30%.
Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. Использование местных трудовых и природных ресурсов оказывает значительное воздействие на уровень затрат и цен. Это может проявляться по-разному. Так, в небольших населенных пунктах объем предложения ряда услуг коммунального хозяйства вследствие спросовых ограничений меньше технически эффективного, что обусловливает более высокий уровень затрат и цен на эти услуги, чем в крупных городах. В то же время в некоторых случаях объем предложения может находиться под определяющим влиянием местных условий (наличие источников минеральных вод, уникальных природных объектов и памятников архитектуры), что ограничивает возможность удовлетворения спроса и может привести к дефицитности этих услуг.
При наличии
естественной монополии возникает
необходимость управления ценообразованием
и регулирования рынка
Во-вторых, на
процесс формирования цен в сфере
услуг оказывает влияние
Одновременно
следует подчеркнуть, что ряд
услуг можно отнести к
В-третьих, высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса. Причем любые колебания в объеме производства услуг приводят к резкому изменению уровня доходности предприятия в связи с тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (50-70%).
В свою очередь,
эти колебания в значительной
мере обусловлены высокой
И, наконец, с точки зрения ценообразования, чрезвычайно важным является то, что сфере услуг присуща асимметричность информации. Потребитель далеко не всегда имеет надлежащую информацию о качестве оказываемой ему услуги, поэтому цена рассматривается им как показатель качества и важный рыночный сигнал.
Особенности
сферы услуг обусловливают
Кроме термина «цена» в сфере услуг используется термин «тариф» как исторически сложившееся название разновидности цены в ряде отраслей сферы услуг (коммунальное хозяйство, городской транспорт). В сфере услуг используются как свободные, так и регулируемые цены (в отраслях, относящихся к естественной монополии), твердые, подвижные и сезонные цены, а также специальные скидки с цен.
Хотя цена услуги является по структуре оптовой, ее состав в различных отраслях неодинаков. Она может включать в себя, как только себестоимость и прибыль (квартирная плата и тарифы на услуги городского и пригородного пассажирского транспорта, цены на услуги учреждений народного образования, культуры и искусства, ритуальные услуги и некоторые другие), так и налоги (НДС включается в цену при реализации бытовых, туристических и некоторых других видов услуг).
Значительное влияние на процесс формирования цены в сфере услуг, выбор маркетинговой стратегии и метода ценообразования оказывает структура рынка, на котором работает предприятие.
В условиях конкурентного
рынка функционируют
В условиях монополии, а точнее, естественной монополии, действуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, цены на услуги которых, как уже отмечалось, регулируются государством в лице соответствующих органов исполнительной власти субъектов РБ. В то же время надо иметь в виду, что в сфере услуг естественная монополия может возникнуть и в силу ограниченности (локальности) рынка. Так, в маленьком населенном пункте может быть одно предприятие службы быта, один кинозал и т. д., что может оказать повышающее влияние на уровень цен при экономической неэффективности создания дополнительных предприятий.
В реальных условиях
существования конкурентного
При наличии
некоторой монопольной власти и
отсутствии у потребителей знаний об
услугах-субститутах можно прим
Поскольку в
сфере услуг практически
Делая вывод можно сказать, что формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации.
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов
Важнейшими основными фондами, используемыми в процессе производства продукции, оказания услуг на любом предприятии, являются производственные здания (здания водопроводных станций, электрических подстанций, котельных, гаражей), сооружения (кабельные и контактные сети, скважины, резервуары, водонапорные башни), машины и оборудование (паровые котлы, электрогенераторы, двигатели, преобразователи), транспортные средства (автомобили, автотранспорт), производственный и хозяйственный инвентарь.
Таблица 2.3 - Структура основных фондов на предприятии ОАО «Гомельстекло» за 2010-2011гг.
Виды основных фондов |
2010 г., на н.г. тыс. руб. |
Удельный вес, % |
2011 г., на н.г. тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Здания и сооружения |
148293 |
48,66 |
154202 |
46,80 |
Машины и оборудование |
127066 |
41,70 |
142067 |
43,12 |
Транспортные средства |
4896 |
1,61 |
5979 |
1,81 |
Передаточные устройства |
23122 |
7,59 |
25717 |
7,81 |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
1295 |
0,42 |
1465 |
0,44 |
Многолетние насаждения |
- |
0 |
32 |
0,01 |
Прочие основные средства |
59 |
0,02 |
19 |
0,01 |
Итого |
304731 |
100 |
329481 |
100 |
По всем видам основных фондов происходит увеличение стоимости, кроме прочих основных средств. Структура основных производственных фондов за анализируемый период принципиально не изменилась: наибольший удельный вес в ней за этот период занимают здания и сооружения 46,80%. Большое значение для предприятия имеет тот факт, что увеличилась как стоимость машин и оборудования на 1,42%, так и их удельный вес с 41,70% до 43,12%.
Аналогичное увеличение наблюдается и в транспортных средствах на 0,2%, передаточных устройствах, инструментах и др.
Проанализируем объем платных услуг населению за 2008-2010гг.
Таблица 2.3.1 – Объемы платных услуг населению за 2008-2010гг.
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Отклонение 2008-2009гг. |
Отклонение 2008-2010гг. |
Отклонение 2009-2010гг. |
Транспортные услуги |
33,5 |
55,6 |
51,3 |
22,1 |
17,8 |
-4,3 |
Жилищного хозяйства услуги |
53,2 |
59,9 |
68,0 |
6,7 |
14,8 |
8,1 |
Услуги культуры |
35,8 |
32,2 |
32,2 |
-3,6 |
-3,6 |
0 |
Услуги физической культуры |
21,9 |
30,4 |
40,3 |
8,5 |
18,4 |
9,9 |
Коммунальные услуг |
202,5 |
229,7 |
242,9 |
27,2 |
40,4 |
13,2 |
Анализируя данную таблицу, следует отметить, что к 2010 году платные услуги значительно выросли в своих показателях за исключением транспортных услуг. Большой скачек в увеличении занимают коммунальные услуги, которые в среднем выросли в 26,94 раза, а также услуги жилищного хозяйства, которые в 8,1 раза увеличились к 2010 году в сравнении с 2009 годом.
В приложении В, более подробно можно рассмотреть отчет об объёме платных услуг населению.
Таблица 2.3.1 - Анализ наличия и движения основных средств на предприятии ОАО «Гомельстекло» за 2010гг.
Информация о работе Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению