Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
создание определенной рыночной модели хозяйствования с применением современных стратегии совершенствования и регулирования системы организации оказания платных услуг на предприятии ОАО «Гомельстекло».
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Определить основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло» ;
2. Проанализировать современное состояние системы оказания платных услуг населению в структуре ОАО «Гомельстекло»;
3. Выявить ключевые проблемы в развитии отрасли оказания платных услуг населению;
4 Разработать модель эффективного управления оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло»;
5. Обосновать основные направления определенного стратегического развития в системе организации оказания платных услуг населению на предприятии ОАО «Гомельстекло».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТРАСЛИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ, КАК ВАЖНЕЙШЕЙ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные направления государственной политики по управлению платных услуг населению в Республике Беларусь ………………………………..6
1.2 Нормирование и торфообразование в сфере оказания платных услуг населению …………………………………………………………………………..12
1.3 Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков ……………...14
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НСЕЛЕНИЮ (на примере ОАО «Гомельстекло»)
2.1 Характеристика исследуемого предприятия ……………………………...19
2.2 Ценообразование в сфере оказания платных услуг населению …………….24
2.3 Анализ наличия и движения основных фондов …………………………….28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СФЕРЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
3.1 Программы развития сферы услуг в Республике Беларусь …………………32
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования, сферы оказания платных услуг населению ………………………………………………35
3.3 Улучшение финансовых показателей предприятия по оказанию платных услуг населению …………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсач новый.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

В рамках сферы  услуг в настоящее время выделяются:

 

•           сектор социально-культурных услуг (образование, культура, здравоохранение);

 

•           комплекс материально-бытовых услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое  обслуживание, система рекреационных  услуг);

 

•           сектор деловых, информационных и инженерно-технологических  услуг.

В данном параграфе  будут рассмотрены услуги, относящиеся к первым двум секторам.

Особенности сферы услуг обусловливают как  особенности формирования цен и  методов их определения, так и  проведения ценовой политики и стратегии  предприятий.

Во-первых, рассмотрим особенности спроса и предложения в сфере услуг как основных ценообразующих факторов.

Исходя из особенностей услуги можно отметить, что спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет  местный характер и практически  невзаимозаменяем.

Вместе с  тем потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно (например, для высвобождения свободного времени он сначала обращается в службу быта, а затем для его рационального использования потребляет услуги театрально-зрелищных предприятий). Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства, а доля затрат на услуги в доходах населения в развитых странах превышает 30%.

Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. Использование местных трудовых и природных ресурсов оказывает значительное воздействие на уровень затрат и цен. Это может проявляться по-разному. Так, в небольших населенных пунктах объем предложения ряда услуг коммунального хозяйства вследствие спросовых ограничений меньше технически эффективного, что обусловливает более высокий уровень затрат и цен на эти услуги, чем в крупных городах. В то же время в некоторых случаях объем предложения может находиться под определяющим влиянием местных условий (наличие источников минеральных вод, уникальных природных объектов и памятников архитектуры), что ограничивает возможность удовлетворения спроса и может привести к дефицитности этих услуг.

При наличии  естественной монополии возникает  необходимость управления ценообразованием и регулирования рынка соответствующих  услуг. В Постановлении Правительства  РБ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» указано, что органы исполнительной власти субъектов РБ осуществляют среди прочего регулирование цен (тарифов) на коммунальные и ритуальные услуги, оплату жилья, услуг систем водоснабжения и канализации, проезд пассажиров и перевозку багажа всеми видами городского транспорта, включая метрополитен.

Во-вторых, на процесс формирования цен в сфере  услуг оказывает влияние высокая  общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования не всегда эффективны, и, следовательно, регулирующая спрос. И предложение цена должна быть дополнена такими финансовыми рычагами, как льготы и дотации производителям и субсидии потребителям. Эта проблема характерна в первую очередь для услуг здравоохранения, образования, культуры.

Одновременно  следует подчеркнуть, что ряд  услуг можно отнести к исключаемым  общественным благам (образование, здравоохранение), что обусловливает необходимость  сочетания бесплатности и платности предоставляемых услуг, осуществления ценовой дискриминации (в первую очередь сегментации рынка) для отдельных групп потребителей.

В-третьих, высокая  чувствительность услуг к конъюнктуре  рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса. Причем любые колебания в объеме производства услуг приводят к резкому изменению уровня доходности предприятия в связи с тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (50-70%).

В свою очередь, эти колебания в значительной мере обусловлены высокой эластичностью  спроса на услуги от уровня цен и доходов. Резкий рост цен на услуги после либерализации цен (в период с декабря 1992 г. по декабрь 1993 г. цены на услуги выросли почти в 24 раза при росте цен на продовольственные товары примерно в 9 раз, а на непродовольственные – менее чем в 8 раз) привел к резкому сокращению потребления всех видов услуг (кроме коммунальных) и практически полному отказу населения с низкими и средними доходами от целого ряда услуг, в первую очередь бытовых, и переходу на самообслуживание.

И, наконец, с точки зрения ценообразования, чрезвычайно важным является то, что сфере услуг присуща асимметричность информации. Потребитель далеко не всегда имеет надлежащую информацию о качестве оказываемой ему услуги, поэтому цена рассматривается им как показатель качества и важный рыночный сигнал.

Особенности сферы услуг обусловливают специфику  цены услуги, которая заключается  в том, что, будучи по структуре оптовой, она выполняет функции как  оптовой, так и розничной цены. Причем цены на услуги могут рассчитываться как на единицу потребляемой услуги (билет в кино, музей), так и как интегральные, представляющие собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт бытовой техники, обуви, стоматологические услуги), или комплексные цены, используемые при реализации взаимодополняющих услуг (цена тура в туристско-экскурсионном обслуживании, цена за лечение в стационаре). Также цены на услуги могут быть построены по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема (водоснабжение, использование проездного билета в городском транспорте).

Кроме термина  «цена» в сфере услуг используется термин «тариф» как исторически  сложившееся название разновидности  цены в ряде отраслей сферы услуг (коммунальное хозяйство, городской транспорт). В сфере услуг используются как свободные, так и регулируемые цены (в отраслях, относящихся к естественной монополии), твердые, подвижные и сезонные цены, а также специальные скидки с цен.

Хотя цена услуги является по структуре оптовой, ее состав в различных отраслях неодинаков. Она может включать в себя, как только себестоимость и прибыль (квартирная плата и тарифы на услуги городского и пригородного пассажирского транспорта, цены на услуги учреждений народного образования, культуры и искусства, ритуальные услуги и некоторые другие), так и налоги (НДС включается в цену при реализации бытовых, туристических и некоторых других видов услуг).

Значительное  влияние на процесс формирования цены в сфере услуг, выбор маркетинговой стратегии и метода ценообразования оказывает структура рынка, на котором работает предприятие.

В условиях конкурентного  рынка функционируют предприятия  службы быта, туристско-экскурсионного обслуживания, стоматологические клиники. Предприятия этой группы очень ограничены в своих действиях по установлению уровня цены, и в то же время цены на их услуги являются свободными и могут быстро меняться при изменении конъюнктуры рынка.

В условиях монополии, а точнее, естественной монополии, действуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, цены на услуги которых, как уже отмечалось, регулируются государством в лице соответствующих органов исполнительной власти субъектов РБ. В то же время надо иметь в виду, что в сфере услуг естественная монополия может возникнуть и в силу ограниченности (локальности) рынка. Так, в маленьком населенном пункте может быть одно предприятие службы быта, один кинозал и т. д., что может оказать повышающее влияние на уровень цен при экономической неэффективности создания дополнительных предприятий.

В реальных условиях существования конкурентного рынка  большинство потребителей не имеют  полной информации об уровне цен на интересующие их виды услуг. Вследствие этого у производителей появляется возможность осуществлять активную ценовую политику, применяя стратегии «проникновения на рынок», «льготных цен», разновидностей «ассортиментного ценообразования».

При наличии  некоторой монопольной власти и  отсутствии у потребителей знаний об услугах-субститутах можно применять стратегии «снятия сливок» и «ценообразования с приманкой», которое в сфере услуг получило название «двухчастных цен». Эта стратегия широко применяется в случае установления цен на услугу, потребление одной части которой связано с необходимостью дополнительной оплаты другой части. Классический пример такой услуги – парк аттракционов, где потребитель должен оплатить вход, а затем отдельно, право пользования аттракционами. Владелец парка, в свою очередь, решает – назначить ли высокую цену за вход и низкую за пользование аттракционом или наоборот.

Поскольку в  сфере услуг практически отсутствует  возможность перепродажи услуги другому лицу, то в процессе ценообразования  может осуществляться ценовая дискриминация  обычно в виде сегментации рынка  и выделении групп потребителей, приобретающих услугу по более низкой или более высокой цене (коммунальные услуги, услуги городского пассажирского транспорта, ряд бытовых услуг). В некоторых отраслях возможно применение совершенной ценовой дискриминации (услуги адвоката, консультанта по финансовым вопросам).

Делая вывод  можно сказать, что формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации.

 

 

2.3 Анализ наличия   и движения основных фондов

 

Важнейшими  основными фондами, используемыми в процессе производства продукции, оказания услуг на любом предприятии, являются производственные здания (здания водопроводных станций, электрических подстанций, котельных, гаражей), сооружения (кабельные и контактные сети, скважины, резервуары, водонапорные башни), машины и оборудование (паровые котлы, электрогенераторы, двигатели, преобразователи), транспортные средства (автомобили, автотранспорт), производственный и хозяйственный инвентарь.

 

Таблица 2.3 - Структура основных фондов на предприятии ОАО «Гомельстекло» за 2010-2011гг.

Виды основных фондов

2010 г.,

на н.г.

тыс. руб.

Удельный вес, %

2011 г., на н.г.

тыс. руб.

Удельный вес, %

Здания и 

сооружения

148293

48,66

154202

46,80

Машины и  оборудование

127066

41,70

142067

43,12

Транспортные средства

4896

1,61

5979

1,81

Передаточные устройства

23122

7,59

25717

7,81

Инструмент, инвентарь  и принадлежности

1295

0,42

1465

0,44

Многолетние насаждения

-

0

32

0,01

Прочие основные средства

59

0,02

19

0,01

Итого

304731

100

329481

100


 

По всем видам основных фондов происходит увеличение стоимости, кроме прочих основных средств. Структура основных производственных фондов за анализируемый период принципиально не изменилась: наибольший удельный вес в ней за этот период занимают здания и сооружения 46,80%. Большое значение для предприятия имеет тот факт, что увеличилась как стоимость машин и оборудования на 1,42%, так и их удельный вес с 41,70% до 43,12%.

Аналогичное увеличение наблюдается и в транспортных средствах на 0,2%, передаточных устройствах, инструментах и др.

Проанализируем объем  платных услуг населению за 2008-2010гг.

 

Таблица 2.3.1 – Объемы платных услуг населению за 2008-2010гг.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение 2008-2009гг.

Отклонение 2008-2010гг.

Отклонение 2009-2010гг.

Транспортные услуги

33,5

55,6

51,3

22,1

17,8

-4,3

Жилищного хозяйства услуги

53,2

59,9

68,0

6,7

14,8

8,1

Услуги культуры

35,8

32,2

32,2

-3,6

-3,6

0

Услуги физической культуры

21,9

30,4

40,3

8,5

18,4

9,9

Коммунальные услуг

202,5

229,7

242,9

27,2

40,4

13,2


 

Анализируя данную таблицу, следует отметить, что к 2010 году платные  услуги значительно выросли в  своих показателях за исключением  транспортных услуг. Большой скачек в увеличении занимают коммунальные услуги, которые в среднем выросли в 26,94 раза, а также услуги жилищного хозяйства, которые в 8,1 раза увеличились к 2010 году в сравнении с 2009 годом.

В приложении В, более подробно можно рассмотреть отчет об объёме платных услуг населению.

 

Таблица 2.3.1 - Анализ наличия и движения основных средств на предприятии ОАО «Гомельстекло» за 2010гг.

Информация о работе Основные проблемы в развитии системы оказания платных услуг населению