Основные этапы развития систем качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение управления качеством продукции. В соответствии с целью, в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены основные понятия, термины и определения качества продукции;
- проанализированы методы оценки и основные этапы развития систем качества;
- выполнена практическая часть контрольной работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Качество продукции: основные понятия, термины и определения……...5
Методы оценки уровня качества продукции…………………………….11
Основные этапы развития систем качества…………………………...…15
Организация и виды технического контроля качества………………….22
Практическая часть………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………...…31

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 128.13 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………………...3

  1. Качество продукции: основные понятия, термины и определения……...5
  2. Методы оценки уровня качества продукции…………………………….11
  3. Основные этапы развития систем качества…………………………...…15
  4. Организация и виды технического контроля качества………………….22
  5. Практическая часть………………………………………………………..26

    Заключение…………………………………………………………………….29

    Список  использованной литературы……………………………………...…31 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 

    Одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых  услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и  ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Вопросу определения  термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так  и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря  которой он является именно данным, а не иным предметом.

     Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя  год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому  каждый руководитель должен отслеживать  ситуацию в мире, быть в курсе  всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для  создания более совершенного продукта или услуги. Совершенствование продукта или услуги предполагает внесение, каких-либо новшеств, преобразований, ликвидацию дефектов, тем самым, повышая  качество предыдущего товара, производитель  получает конкурентоспособный товар  соответствующий новым условиям рынка. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

     В условиях рыночных отношений в любых  организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение  такого уровня качества продукции и  услуг, который может полностью  удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

     Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной  необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими  словами можно сказать, что любое  предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции  и максимизировать свою прибыль  должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все  вышесказанное и обуславливает  актуальность изучения темы «управление  качеством на предприятии» в современных  условиях.

     Целью данной контрольной работы является изучение управления качеством продукции. В соответствии с целью, в работе поставлены и решены следующие задачи:

     - рассмотрены основные понятия, термины и определения качества продукции;

     - проанализированы методы оценки и основные этапы развития систем качества;

     - выполнена практическая часть  контрольной работы.

     Методологией  исследования явились специальная  литература, ресурсы интернета, а также материалы периодической печати по теме исследования.   
 
 

    1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

    Технико-экономическое  понятие “качество продукции” в  отличие от философского понятия  “качество” обеспечивает только те истинные свойства продукции, которые позволяют  с необходимой возможностью удовлетворять  продукцией определенных общественных или личных потребностей в её соответствии с её назначением. Продукция в данном случае рассматривается как материальный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.

     Понятие качества продукции имеет очень  важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

     В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

     Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.

     Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

     Дефект  – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

     Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

     Подходы к количественной оценке качества продукции  определяет специальная наука –  квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

     В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия  после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники  брака и намечаются мероприятия  по его предупреждению.

     Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.

     Затраты на качество обычно делятся на следующие  категории (рис.1.1):

     -затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;

     -затраты на и контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

     -внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);

     -внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери); 

     

     Рис. 1.1. Составляющие затрат на качество

     Расчёт показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них – сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. С ростом требований, предъявляемых потребителями к качеству продукции, неизбежно растёт цена выпускаемой продукции и её себестоимость. Эта зависимость отражена на рис. 1.2. Часть диаграммы, заключенная между кривыми себестоимости и цены изделия и ограниченная точками их пересечения Q1 и Q2, отражает величину прибыли. Точку наибольшего отдаления кривых Q0 можно назвать качеством продукции, обеспечивающим наибольшую прибыль (минимальные затраты и максимальная цена), т. е. оптимальным значением качества.

     

     Рис. 1.2. Зависимость себестоимости и цены изделия от уровня его качественных характеристик.

     На  рис. 1.2 Q1 – Q2 – возрастание убытков в сфере эксплуатации (возрастают расходы на ремонт и обслуживание); Q1 – Q2 – непомерное возрастание себестоимости (затрат). Однако наличие на рынке сбыта конкурирующих изделий иногда заставляет предприятие менять тактику: либо остановиться на качестве продукции Q1, производя изделия высокого класса и жертвуя некоторой долей собственной прибыли, либо решиться принять качество Q2 с низкой себестоимостью. Все это – вопросы маркетинговой стратегии и тактики предприятия.

     Различают следующие методы калькуляции затрат на обеспечение качества:

     1. Метод калькуляции затрат на качество касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты на внутреннюю хозяйственную деятельность и на затраты, связанные с внешними работами (рис.1.3). Составляющие затрат на внутреннюю хозяйственную деятельность анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты).

     

     Рис.1.3. Затраты на качество продукции:

     1 – расходы на контроль качества; 2 – основные издержки производства;

     3 – потери из-за дефектности; 4 – общая сумма издержек на  производство. 

     2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами, основан на использовании понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

     а) стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых  запросов потребителей при безотказности  существующего процесса;

     б) стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего  процесса.

     3. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объёма сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты являющиеся следствием дефектов.

     4. Метод калькуляции затрат на полном жизненном цикле (ЖЦ) продукции используют для оценки стоимости полного ЖЦ с расчленением ее на элементарные стоимостные составляющие по всем стадиям. Стоимостные элементы должны быть выделены для опознания из множества других, достоверно определены и оценены во множестве остальных элементов ЖЦ. Идентификация проводится по признакам выделяемых уровней с использованием трёхразмерной матрицы.

     При полном соответствии уровня качества потребностям потребителя, когда они  удовлетворяются с наименьшими  затратами и для потребителя  и для производителя, – оптимальный  вариант, поскольку сумма затрат на изготовление и эксплуатацию минимальна. Таким образом, оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество можно повышать, в других оставлять неизменным, в третьих, возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделий.

Информация о работе Основные этапы развития систем качества