Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:54, реферат
Предмет зоопсихологии - психика животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.
Введение
1. Основные этапы эволюционного развития психики животных
1.1 Концепция Леонтьева - Фабри
2. Элементарная сенсорная психика
2.1 Низший уровень сенсорной психики
2.1.1 Простейшие
2.1.2 Кишечнополостные
2.1.3 Плоские черви
2.1.4 Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики
2.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики
2.2.1 Кольчатые черви
2.2.2 Моллюски
2.2.3 Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики
3. Перцептивная психика
3.1 Низший уровень развития перцептивной психики
3.1.1 Насекомые
3.1.2 Головоногие моллюски
3.1.3 Рыбы
3.1.4 Амфибии
3.1.5 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
3.1.6 Пути эволюции перцептивной психики
3.2 Высший уровень развития перцептивной психики
3.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных
3.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных
3.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных
Заключение
Список литературы
Введение
1. Основные этапы
эволюционного развития
1.1 Концепция
Леонтьева - Фабри
2. Элементарная
сенсорная психика
2.1 Низший уровень
сенсорной психики
2.1.1 Простейшие
2.1.2 Кишечнополостные
2.1.3 Плоские черви
2.1.4 Общая характеристика
низшего уровня элементарной сенсорной
психики
2.2 Высший уровень
элементарной сенсорной психики
2.2.1 Кольчатые
черви
2.2.2 Моллюски
2.2.3 Общая характеристика
высшего уровня элементарной
сенсорной психики
3. Перцептивная
психика
3.1 Низший уровень
развития перцептивной психики
3.1.1 Насекомые
3.1.2 Головоногие
моллюски
3.1.3 Рыбы
3.1.4 Амфибии
3.1.5 Общая характеристика
низшего уровня перцептивной
психики
3.1.6 Пути эволюции
перцептивной психики
3.2 Высший уровень
развития перцептивной психики
3.2.1 Развитие
нервной системы высших
3.2.2 Развитие
основных направлений изучения
поведения позвоночных
3.2.3 Ориентировочно-
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Предмет зоопсихологии
- психика животных - представляет собой
результат некоторой предварительной
обработки: некоторого предварительного
расчленения и структурирования действительности.
В зависимости от принципов (методов) структурирования,
принятых в данное время, и определяется
предмет науки. Предмет познания развивается
вместе с развитием познавательной деятельности.
Предмет зоопсихологии, как и предметы
других наук, с течением времени претерпевал
изменения.
Зоопсихология
изучает психику животных.
Психика детерминируется
(определяется) двояко: с одной стороны,
психическое определяется органическим
субстратом (мозгом у человека, нервной
системой различных типов у животных),
т.е. внутренним фактором, с другой стороны,
она определяется отражаемым, т.е. внешним
фактором. Существует двойная зависимость
психического (у животных): от органа отражения
и от предметного мира.
Предмет науки
определяется так же целями и задачами,
которые данная наука ставит. Одна
из основных задач зоопсихологии - изучение
развития психики животных в процессах
филогенеза и онтогенеза. Современное
представление о развитии психики животных
можно охарактеризовать следующими положениями:
1) Основной принцип
- эволюционный. Более совершенные
в эволюционном плане таксоны
(систематические группы) животных
обладают потенциальной возможностью
к более совершенному отражению (следует
помнить, что таксоны современных животных
представляют собой конечные этапы эволюционного
процесса и их взаимное расположение по
уровню развития - относительное понятие);
2) В рамках близких
таксонов фактором, определяющим уровень
психического отражения, выступает образ
жизни животного;
3) Существует
единство и взаимосвязь
4) Развитие психики
связано с развитием нервной системы и
органов чувств - вынесенных элементов
нервной системы, снабженных дополнительными
морфологическими структурами. Параллельно
с развитием нервной системы развитие
психики связано с развитием защитных
оболочек и механизмов, функция которых
направлена на защиту от действия стимулов
внешней Среды. “ В ходе развития и строение
нервной системы животных, и ее психофизические
функции выступают и как предпосылка,
и как результат изменяющегося в ходе
развития образа жизни”. (Рубинштейн,
Основы общей психологии);
5) Появление
новых структур или функций,
второстепенных в более низких
таксонах, становится определяющим
признаком в более высоких
таксонах. Скачок нового качества
отражения определяется внутри
предшествующей стадии. Новые структуры
могут быть не обязательно связаны со
строением нервной системы. Так, одной
из предпосылок возникновения нервной
системы явилось образование эпителия
как способа защиты от воздействия внешнего
мира (пример: истерия у наиболее “умных”
млекопитающих, возникающая в случае неспособности
решить сложную задачу.);
6) Для живого
организма защита от стимула
представляется более важной
функцией, чем ассимиляция стимула.
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Эволюция психики
живых организмов Земли осуществлялась
на основе всех общих закономерностей
этого процесса. Повышение общего уровня
жизнедеятельности организмов, усложнение
их взаимоотношений с окружающим миром
приводило в ходе эволюции к необходимости
более интенсивных контактов со всем многообразием
среды обитания, к совершенствованию передвижения
и к активному обращению с окружающими
предметами. Совершенствование ориентации
во времени и пространстве, способствующее
выживанию наиболее приспособленных особей,
могло обеспечить только усложнение поведения
и психического отражения. При этом необходимо
обратить внимание на взаимозависимость
и параллелизм развития психики и двигательной
активности. Как указывает К.Э. Фабри, именно
движение (первично Локомоция - (от лат.
locus - место и motio - движение) движение животных
и человека, обеспечивающее активное перемещение
в пространстве; важнейшее приспособление
к обитанию в разнообразных условиях среды
(плавание, летание, ходьба) являлось решающим
фактором эволюции психики. С другой стороны,
без прогрессивного развития психики
не могла бы совершенствоваться двигательная
активность животных, не могли бы осуществляться
биологически адекватные двигательные
реакции и, следовательно, не могло бы
быть эволюционного развития.
Конечно, психическое
отражение не оставалось неизменным в
ходе эволюции, а само претерпевало глубокие
качественные преобразования.
1.1 Концепция
Леонтьева - Фабри
Относительно
становления и развития психики
и поведения у животных существует
целый ряд гипотез.
Одну из них,
касающуюся стадий и уровней развития
психического отражения, от простейших
животных и до человека, в своей книге
"Проблемы развития психики" выдвигает
А.Н. Леонтьев.
В основу описанных
им стадий психического развития Леонтьев
положил признаки наиболее глубоких
качественных изменений, которые претерпела
психика в процессе эволюции животного
мира. Согласно этой концепции, в развитии
психики и поведения животных можно выделить
ряд стадий и уровней. А.Н. Леонтьев выделял
две основных стадии развития психики:
элементарную сенсорную и перцептивную.
Первая включает в себя два уровня: низший
и высший, а вторая - три уровня: низший,
высший и наивысший. Как отмечал А.Н. Леонтьев,
в процессе эволюционного развития эти
процессы тесно взаимосвязаны. Совершенствование
движений ведет к улучшению приспособительной
деятельности организма, которая, в свою
очередь, способствует усложнению нервной
системы, расширению ее возможностей,
создает условия для развития новых видов
деятельности и форм отражения. Все это
вместе взятое способствует совершенствованию
психики.
Четкая, наиболее
существенная грань проходит между
элементарной сенсорной и перцептивной
психикой, знаменуя собой основную
веху грандиозного процесса эволюции
психики.
Подобное подразделение,
однако, слишком поверхностно и не
охватывает всего многообразия животного
мира.
Позднее, с учетом
многих исследований, касающихся поведения,
эта гипотеза была доработана и уточнена
К.Э. Фабри. Поэтому рассматриваемую
в нашем учебном курсе гипотезу
развития психики принято называть
концепцией Леонтьева - Фабри.
К.Э. Фабри считает,
что как в пределах элементарной
сенсорной, так и в пределах перцептивной
психики следует выделить существенно
различающиеся уровни психического
развития: низший и высший, допуская
при этом существование и промежуточных
уровней. Важно отметить, что крупные систематические
группы животных не всегда и не вполне
укладываются в эти рамки. Это неизбежно,
так как в пределах крупных Таксон - (от
лат. taxare - оценивать) совокупность дискретных
объектов, связанных определенной общностью
свойств и признаков, характеризующих
эту совокупность. Это можно объяснить
тем, что качества высшего психического
уровня всегда зарождаются на предшествующем
уровне.
По мнению Фабри,
расхождения между
Итак, с одной стороны, образ жизни определяет развитие приспособлений в эффекторной сфере, а с другой стороны, функционирование эффекторных систем, т.е. поведение, обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей, обмена веществ в ходе взаимодействия организма с внешней средой.
С точки зрения
А.Н. Северцова , изменения условий
жизни порождают необходимость
изменения поведения, а это затем
приводит к соответствующим
Указанные функциональные
и морфологические преобразования
определяют качество и содержание психического
отражения в процессе эволюции.
При этом врожденное
и приобретаемое поведение не
являются последовательными ступенями
на эволюционной лестнице, а развиваются
и усложняются совместно, как
два компонента одного единого процесса.
Прогрессивному развитию инстинктивного,
генетически фиксированного поведения
соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого
поведения. Инстинктивное поведение достигает
наибольшей сложности как раз у высших
животных, и этот прогресс влечет за собой
развитие и усложнение у них форм обучения.
2. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ
СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА
Согласно представлениям
Леонтьева, стадия элементарной сенсорной
психики характеризуется
На высшем уровне
развития этой стадии психики у животных
отмечается выделение специализированного
органа, осуществляющего сложные Манипуляция.
Манипулятивный - вид психологического
воздействия, используемого для достижения
одностороннего выигрыша посредством
скрытого побуждения партнера по общению
к совершению определенных действий, предполагает
известный уровень сноровки и мастерства
при его проведении. Таким органом у низших
животных являются челюсти. Они заменяют
им руки, которые есть только у человека
и некоторых высших живых существ. Челюсти
сохраняют свою роль как основной орган
манипуляций и исследования окружающего
мира в течение длительного периода эволюции,
вплоть до освобождения для этой цели
передних конечностей животного.
2.1 Низший уровень
сенсорной психики
На низшем уровне
психического развития находится довольно
большая группа животных; среди них
встречаются и такие животные, которые
стоят еще на грани животного и растительного
мира (жгутиковые), а с другой стороны,
и сравнительно сложно устроенные одноклеточные
и многоклеточные животные.
2.1.1 Простейшие
К наиболее типичным
представителям рассматриваемой здесь
группы животных относятся простейшие.
Организм представителей этого типа состоит
из единственной клетки, обеспечивающей
все жизненные потребности животного.
Филогенез простейших шел фактически
параллельно развитию многоклеточных
животных, что нашло свое отражение в формировании
у простейших аналогов систем органов,
так называемых Органеллы. Органелла -
1) "органы" простейших, выполняющие
различные функции: двигательные и сократительные,
рецепторные, нападения и защиты, пищеварительные,
экскреторные и секреторные. Часто термин
"органеллы" употребляют как синоним
органоидов; 2) (Organelle) специализированная
субклеточная частица, выполняющая определенную
функцию. На низшей ступени развития жизни
у простейших одноклеточных животных
наблюдается разнообразное поведение.
Под микроскопом в капле воды можно видеть,
как движутся, питаются, размножаются
и погибают амёбы и инфузории. Сложность
движений этих организмов поразительна.
Движения простейших
отличаются большим разнообразием,
причем у представителей этого типа встречаются
способы локомоции, присущие только им
и совершенно отсутствующие у многоклеточных
животных. Это, например, своеобразный
способ передвижения амеб при помощи "переливания"
плазмы из одного участка тела в другой.
Другие представители простейших, грегарины,
передвигаются своеобразным "реактивным"
способом - путем выделения из заднего
конца тела слизи, толкающей животное
вперед. Существуют и простейшие, пассивно
парящие в воде.
Информация о работе Основные этапы развития психики животных