Этапы развития психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Оглавление

Введение……………………………………...……………………………………3
Глава 1 Этапы развития психики………………………………………………...4
Психика как результат эволюции материи………………………………….4
1.2 Структура психики человека………………………………………………....6
1.3 Развитие высших психических функций у человека……………………….9
1.4 Формы проявления психики человека……………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………...…………………15

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 30.44 Кб (Скачать)

 


Содержание

Введение……………………………………...……………………………………3

Глава 1 Этапы развития психики………………………………………………...4

    1. Психика как результат эволюции материи………………………………….4

1.2 Структура психики человека………………………………………………....6

1.3 Развитие высших психических  функций у человека……………………….9

1.4 Формы проявления психики  человека……………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………...…………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая конкретная наука  отличается от других наук особенностями  своего предмета, но если в каждой науке  предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение  вызывает определенные трудности, так  как здесь и объектом и предметом  является человек.

Человек – высшая ступень  жизни на Земле. Он наделен сознанием  как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне  от всех других представителей животного  мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого  ответа на этот вопрос нет до сих  пор.

Большинство современных  ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов  и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения  и развития психики в филогенезе.

В основе научных психологических  знаний лежит учение о психике  человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).

Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой  его активности и поведения.

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Этапы развития психики

1.1 Психика как результат эволюции материи

Филогенез – процесс изменения  психики как продукта эволюции.1В отечественной психологии методологической основой изучения проблемы эволюции форм сознания является диалектический и исторический материализм. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются:

  • Выделение главных этапов эволюции психики животных;
  • Выявление условий перехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции;
  • Выделение главных этапов эволюции форм сознания;
  • Установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.2

Механизмы проявления психики:

  • Психика – это свойство только живой материи, и лишь той, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность существования психики.
  • Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой способна к получению информации об окружающем мире
  • Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции среды живого организма и формирования его поведения, определяя тем самым возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых  существ с окружающей средой. В  природе существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными  психическими способностями. Эти формы  живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических  свойств. Элементарная способность  реагировать избирательно на воздействия  внешней среды наблюдается уже  у простейших (одноклеточных) организмов.

Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы  на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень  развития организма, тем более сложную  форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды  обитания. Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тропизм), можно  наблюдать даже у растений.

Таксис (тропизм) - механически  ориентирующиеся компоненты поведенческих  актов. Врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных  или от неблагоприятных условий  среды, раздражений.3 Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет возникновение у них более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Чувствительность – это  способность реагировать на нейтральные  биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют  о появлении жизненно важных воздействий. Чувствительность по отношению к  нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в формах жизни. Живое существо начинает активно  ориентироваться в окружающей среде  и реагировать на каждое изменение  в ней. Сложный комплекс реакций  живого организма на воздействие  окружающей среды это - поведение.

1.2 Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические  состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение  психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как  внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся  ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию  поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее  психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.         

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и  их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые  интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему  потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально  волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Развитие высших психических функций у человека

Психика выполняет ряд важных функций:

1.Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функций. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно  развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом  отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся  особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному  отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в  разное время и при различных  условиях.

В-третьих, психическое отражение  – это правильное, верное отражение  действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Формы проявления психики человека

Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.5

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Познавательные психические  процессы:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Воображение

Информация о работе Этапы развития психики