Основные этапы развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

История туризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.
Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность.

Оглавление

1. Определение истории туризма
2. Предыстория мирового туризма
3. Этапы развития туризма в России
4. Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.
5. Послереволюционный период развития туризма в России
5.1Туристские общества в России
6. Развитие советского туризма начала 30-х – начала 90-х гг.

Файлы: 1 файл

история развития туризма в россии.docx

— 33.45 Кб (Скачать)

 

 

ПЛАН:

 

  1. Определение истории туризма
  2. Предыстория мирового туризма
  3. Этапы развития туризма в России
  4. Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.
  5. Послереволюционный период развития туризма в России

5.1Туристские общества в России

6. Развитие советского  туризма начала 30-х – начала 90-х  гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ИСТОРИИ ТУРИЗМА

 

История туризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Туризм, как явление  общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца  XVIII века – предыстория туризма.

а) туризм в древности;

б) туризм во времена  средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг.

3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны  – начало становления социального туризма

4. Туризм после  второй мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

 

2. ПРЕДЫСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА.

 

Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Принято считать, что  туристские путешествия начались в  момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного  рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем  Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии  до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые  на территории своей страны развили  систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные римские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного  туризма был связан главным образом  с древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес  придавался экономической стороне  путешествий. Как греки, так и  римляне часто предпринимали  весьма далекие путешествия, при  этом греки – из-за слабого развития дорожной сети – совершали их главным  образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия  в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились  объекты наподобие современных  санаториев, а лечебные места славились  большим комфортом услуг и  разнообразием развлечений. Кроме  мест лечения римляне охотно проводили  время в горах и у моря. Уже  в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского  движения. Возникновение множества  новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало  создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных  целях. В позднейших периодах эта  форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями  в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического  характера, особенно предпринимаемых  официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с  этим организация университетов  привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные  с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство  в общей структуре туристского  движения в период от позднего средневековья  до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится  к концу XVII – началу XVIII вв., когда  учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к  современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас  Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение. Одними из первых объединились в Лондоне в 1857 г. любители горных путешествий. Они создали «Альпийский клуб». В 60-е годы XIX столетия подобные клубы создаются в ряде стран Европы и Америки.

 

3. ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

 

Возникновение туризма  на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно  соотнести с периодизацией истории  мирового туризма, добавив к этому  деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Первый этап –  предыстория российского туризма.

Географическое  положение России, расположенной  в центре пересечения торговых путей  между Западом и Востоком, с  древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой  различного рода контактов. С принятием  христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших  из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись  торговые связи. Русские купцы имели  свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники  совершали путешествия к святым местам.

Началом организованного  туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.

Молодые дворяне  могли совершить поездку в  один из немецких, итальянских и  французских университетов, после  чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

Это объявление –  одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

К концу XVII в. относится  появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает  на то, что путешествия, особенно в  столицы – Санкт-Петербург и  Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

Выпущенный в  Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое  описание Санкт-Петербурга от начала заведения  его, с 1703 по 1751 год», был написан  библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его  в соответствии с современными понятиями  вполне можно назвать туристским.

Отличительными  чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

а) примитивизм средств  передвижения;

б) путешествие не самоцель, а необходимое условие  и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

в) элитарность путешествия.

Важнейшую роль в  развитии туризма на втором этапе  сыграло развитие транспорта.

Развитие туризма  на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным  движением. Идея организации экскурсий  для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в  школьных уставах.

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием  своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.

Третий этап –  начало становления массового туризма.

Международная и  внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая  депрессия, 2-я мировая война, а  внутри России – февральская и  Октябрьская революции, гражданская  война) оказала негативное влияние  на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового  туризма в России.

 

4. ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX вв.

 

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Информация о работе Основные этапы развития туризма