Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятия питания и гостиниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.
Туризм является не отдельной отраслью экономики, а комплексом составных частей, относящихся и к экономической и к социальной жизни общества. Первая группа составляющих туристской инфраструктуры характеризуется тем, что основную роль в формировании и развитии играет система средств размещения и питания туристов.

Файлы: 1 файл

Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятий питания.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

3. Методика  анализа конкурентного положения гостиниц

3.1 Оценка конкурентоспособности объектов размещения на рынке

 

     Рассмотрим  пример проведения практического исследования конкурентоспособности услуг гостиниц.

     I. Оценка конкурентоспособности  объектов

     Оценка  уровня конкурентоспособности объектов определяется на основе экспертной оценки.

     Для измерения конкурентоспособности  необходима качественная информация о  гостиничных объектах, которую мы получаем в результате маркетингового исследования, включающего анализ информации и опрос клиентов.

     Для решения этой задачи необходимо заполнить  таблицу 3.1 и:11

     — определить показатели качества, установив на какие характеристики услуг ориентируются покупатели;

     Таблица 3.1

     Оценка  конкурентоспособности гостиниц-конкурентов

Степень значимости в % Показатели  качества Конкурент А Конкурент Б Конкурент В Конкурент Г
35 Обслуживание 6 5 4 6
25 Постоянство 6 6 3 4
20 Надежность 5 3 2 5
15 Точность 5 3 5 1
5 Быстрота подтверждения 2 5 5 5
- Средневзвешенная  оценка 5,5 4,6 3,7 4,3
- Фактическая цена в $ 290 210 150 220
- Доля на рынке  в % 27 45 20 8

     — рассчитать средневзвешенные показатели качества, определив какие характеристики услуги покупатели считают наиболее важными;

     — оценить показатели качества конкурентных услуг, составив рейтинг услуг конкурентов по установленным показателям качества;

     — выявить предпочтения между ценой и качеством, определив наиболее предпочитаемые покупателем комбинации цены и качества.

     Анализ  вышеприведенных данных показывает, что синтетическим показателем конкурентоспособности является доля на рынке, занимаемая гостиницей, который подтверждается и средневзевешенной оценкой качества услуг. Хотя для конкурента А средневзвешенная оценка качества услуг является наивысшей, она, вероятно, не соответствует цене, которая гостиница установила на номер.

3.2 Метод определения конкурентоспособности гостиницы

 

     С целью определения конкурентоспособности  гостиницы создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5-ти человек (таблица 2.2). 12

     Таблица 3.2

     Оценка  конкурентоспособности услуг отдельной  гостиницы

Эксперт Оценка  экспертов
Качество  услуги Цена услуги Доброжелательность  персонала Эксплуатационные  затраты
1. Руководитель гостиницы 3 3 4 3
2. Управляющий  по маркетингу 4 3 4 4
3. Управляющий  по качеству 4 3 4 4
4. Руководитель  подразделения 3 3 3 3
5. Экономист 4 4 4 3
Сумма балов 18 16 19 17
Средний бал 3,6 3,2 3,8 3,4
 

     Выполняется подготовительная работа, включающая издание приказа об организации оценки конкурентоспособности, знакомство с методикой управления конкурентоспособностью, сбор и обработка исходных данных для оценки. Затем формируется система балов, включающая факторы оценки конкурентоспособности, количество балов и весомость факторов.

     Система баллов устанавливает, что каждому  фактору конкурентоспособности  эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна 4 из 5-ти для качества услуги, 3 из 5-ти для цены услуги, 2 из 5-ти для доброжелательности персонала и 1 из 5-ти для эксплуатационных затраты.

     Конкурентоспособность гостиничной услуги рассчитывается по следующей формуле:

  N  
  ∑Б ij: n  
Ку = ─────── х а j,
  Ом  

     где Ку — конкурентоспособность гостиничной  услуги (значение колеблется от 2 до 10)

     n – количество экспертов;

     Бij — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности услуги;

     аj — весомость j-го фактора (от 4 до 1);

     Ом — максимальная оценка фактора – 5.

     Расчет  конкурентоспособности гостиничной  услуги соответственно составит:

               (3+4+3+4+4): 5              (3+3+3+3+4): 5

     Ку = ———————— х 4 + ———————— х 3 +

                                5                        5

               (4+4+3+4+4): 5     (3+4+3+4+3): 5

     + ———————— х 2 + —————————  х 1=

                       5                                         5

     = 2,88 +1,92 + 1,52 + 0,68 =7,0

     Таким образом, экспертная оценка конкурентоспособности  гостиницы составила 7 баллов из 10, т. е. у гостиницы имеются значительные резервы (30%) повышения конкурентоспособности  по всем направлениям. 

     Параметрические методы ценообразования13

     Таблица 3.3

     Оценка  конкурентоспособности номеров  в гостинице

Тип 
номера
Цена  за номер в $ Факторы оценки конкурентоспособности
Доброжелательность  персонала Оснащенность  номера Уровень комфортности Удобства ванной комнаты Ср. взв. бал 
Ср. бал
Номер (Б) 400 3 5 5 5 4,5 
4
Номер (А) 120 3 3 4 4 3,5 
4
Уд. вес фактора - 20 20 20 40 100
 

     Для оценки конкурентоспособности цены возможно использование метода бальной  оценки. Сравним основные характеристики номеров и качества обслуживания в гостинице «****»: стандартный 2-х местный номер (А) и люкс 2-х местный номер (Б).

     Рассчитаем  средний балл потребительской ценности гостиничной услуги как по формуле  средней арифметической простой, так  и по формуле средней арифметической взвешенной, при большем числе параметров качества.

 

     

                 ∑ Б                            ∑ Б f

     Б пр = ————; Б взв = ————,

                n ∑ f

     где Б пр — средний балл, рассчитанный по формуле простой средней арифметической;

     Б — балл по каждому параметру качества;

     n — число параметров;

     Б взв — средний балл, рассчитанный по формуле средней арифметической взвешенной;

     f — частота повторения баллов;

     ∑ f — сумма частот (количество параметров).

     Расчет: 

                    3 +5+5+5+3+3+4+4               32

     Б пр (А,Б) = ————————— = —— = 4,0.

                                    8                           8

                  3×1+5×3                                       3×2+ 4×2

     Б взв (Б) = ————— = 4,5; Б взв(А) = ————— = 3,5.

                           4                                                4

     Таким образом, средний балл потребительской  ценности по номеру (Б) на единицу превышает  данный показатель у номера (А) и 0,5 балла  выше общего среднего показателя, или  на:

     4,5

     ——  х 100% — 100% = 28,6%

     3,5

     Это свидетельствует о большей конкурентоспособности номера (Б) в части потребительских свойств, по сравнению с номером (А) традиционного типа.

     Теперь  определим стоимость среднего бала единицы качества услуги, которая  будет составлять:

                               400

     Р номер (Б) = ——— = 88,89 $;

                             4,5

                             120

     Р номер (А) = ——— = 34,29 $.

                             3,5

     Таким образом, при разнице по параметрам технического качества в 1 балл (4,5 — 3,5) в пользу номера (Б), цена одного среднего балла номера (Б) обходится значительно выше, чем цена среднего балла номера (А).

     Разница в цене (∆Р номер) составляет:

     ∆Р  номер = ∆Р номер (Б) — ∆Р номер (А) = 88,89 $ — 34,29 $. = 54,60 $

     или 

             Р номер (Б)                           88,89 $

     I ц = ————— х 100% — 100% = ——— х 100% — 100% = 159,23%,

           Р номер (А)                              34,29 $

Информация о работе Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятия питания и гостиниц