Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятия питания и гостиниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.
Туризм является не отдельной отраслью экономики, а комплексом составных частей, относящихся и к экономической и к социальной жизни общества. Первая группа составляющих туристской инфраструктуры характеризуется тем, что основную роль в формировании и развитии играет система средств размещения и питания туристов.

Файлы: 1 файл

Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятий питания.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     где I ц – индекс роста цены

     Следовательно, качество номера (Б) более, чем в 2,5 раза (2,592), или на 152,23%, обходится дороже, чем качество номера (А).

     Этим  показывается более высокая конкурентоспособность  гостиничного номера с большими затратами  по его оснащению.

     Подтвердим  этот вывод, определив цену иного  номера (Р иной) с помощью балльного  метода по данным табл. 2.3. и только на основе параметров качества номера (Б):

                              Р номер (Б)                                    400

     Р номер иной = —————— х Б номер (Б) = ——— х 18 = 514,29 $

                              Б номер (А)                                  14

     Б номер (Б), Б номер (А) – сумма балов по строке в таблице.

     Таким образом, по методу балльной оценки без  учета затрат и только на основе параметров качества цена номера (Б) должна была бы составить 514,29 $, а не 400$ с  учетом затрат, что почти в 1,3 раза выше расчетной цены, что является доказательством конкурентоспособности этой гостиничной услуги и возможности получить дополнительные доходы.

     Параметрические методы ценообразования, к которым  относятся методы балльной оценки, служат определению конкурентоспособности  гостиничных услуг и являются ориентиром для повышения доходности.

3.3  Корреляционный анализ факторов конкурентоспособности гостиниц

 

     Часто в практике бизнес-анализа требуется  выявить степень взаимного влияния  исследуемых факторов.14

     Одним из методов, используемых для этих целей, является корреляционный анализ. Корреляционный анализ применяется для количественной оценки взаимосвязи двух наборов данных, представленных в безразмерном виде.

     В данном случае, рассматривая конкурирующие  гостиницы «А» — «Г», под каждым набором данных мы будем понимать перечень одноименных характеристик для исследуемых объектов, см. Табл.2.1.

     Для более удобного представления преобразуем  данные в Табл. 2.4, поменяв местами  столбцы и строки, а также уберем средневзвешенные оценки и степени  значимости факторов.

     Как показано в Табл.3.4, первый массив (X1) будет состоять из оценок, поставленных за качество обслуживания гостиницам «А» — «Г».

     Аналогичным образом определяются остальные  массивы: постоянство, надежность, точность, быстрота подтверждения, фактическая цена, доля на рынке.

     Далее проведем попарно корреляционный анализ представленных массивов данных.

     Таблица 3.4

     Факторы конкурентоспособности гостиниц-конкурентов

Конкуренты Показатели  качества
X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7
Обслуживание Постоянство Надежность Точность Быстрота подтверждения Фактическая цена в $ Доля на рынке  в %
Конкурент А 6 6 5 5 2 290 27
Конкурент Б 5 6 3 3 5 210 45
Конкурент В 4 3 2 5 5 150 20
Конкурент Г 6 4 5 1 5 220 8

     Существует  множество программных продуктов  с возможностью проведения корреляционного анализа: SPSS, Statistica, EXCEL и др. Более подробно работа с данными функциями представлена в справочном разделе вышеупомянутых программ.

     Остановимся только на некоторых основных моментах работы с программой EXCEL. Исходные данные для корреляционного анализа представлены в Таблице 4, которую необходимо поместить на листе EXCEL.

     В общем виде коэффициент корреляции может быть рассчитан по следующей  формулой (Пирсона):

                  n (∑XY) — (∑X) (∑Y)

     r = ———————————————,

         √[ n∑X2 - (∑X)2 ] [ n∑ Y 2 -(∑ Y)2 ]

     где X, Y – парные величины,

     n – длина массива,

     r – искомый коэффициент корреляции.

     Результаты  корреляционного анализа целесообразно  представить в виде таблицы. При  проведении корреляционного анализа  важно не только использовать полученные данные (коэффициенты корреляции), но также дать разумное обоснование полученных результатов.

     В Таблице 3. 5 представленные парные коэффициенты корреляции для исследуемых факторов: качество обслуживание, постоянство, надежность, точность, быстрота подтверждения, фактическая цена, доля на рынке.

     Таблица.3.5

     Парные  коэффициенты корреляции

- Обслуживание Постоянство Надежность Точность Быстрота подтверждения Фактическая цена в $ Доля на рынке  в %
Обслуживание 1,00 0,52 0,99 -0,45 -0,52 0,86 -0,23
Постоянство 0,52 1,00 0,41 0,06 -0,56 0,76 0,70
Надежность 0,99 0,41 1,00 -0,41 -0,56 0,84 -0,36
Точность -0,45 0,06 -0,41 1,00 -0,52 0,02 0,32
Быстрота  подтверждения -0,52 -0,56 -0,56 -0,52 1,00 -0,84 -0,09
Фактическая цена в $ 0,86 0,76 0,84 0,02 -0,84 1,00 0,11
Доля на рынке в % -0,23 0,70 -0,36 0,32 -0,09 0,11 1,00
 

     Подчеркнутые  цифры указывают на наличие существенной связи между факторами, исследуемыми попарно. В таких случаях коэффициент  корреляции находится в пределах от 0,5 до 1. Если коэффициент корреляции меньше 0,5, то считается, что связь между парными признаками слабая.

     Знак  «минус» указывает на обратную зависимость  между факторами: по мере увеличения значения первого фактора значение второго уменьшается.

     Представленные  факторы конкурентоспособности можно разделить на «входящие» и «выходящие». Ко «входящим» относятся следующие факторы: качество обслуживания, постоянство, надежность, точность, быстрота подтверждения, цена. Эти факторы напрямую подконтрольны управляющим структурам гостиницы.

     На  фоне перечисленных выше показателей  доля рынка является результативным, или «выходящим», параметром. Руководство  гостиницы не может изменить рыночную долю предприятия непосредственно, как это делается в случае цены или качества обслуживания. Однако улучшение качества обслуживания, снижение цен и другие мероприятия по улучшению «входящих» параметров, как показывает практика, способствуют росту «выходящего» параметра – рыночной доли.

     Корреляционный  анализ факторов конкурентоспособности  гостиниц «А» — «Г» позволяет сделать следующие выводы:

  1. Влияние какого-либо отдельно взятого фактора на результат (в данном случае рыночную долю), как правило, незначительно, на что указывают в приведенной таблице коэффициенты корреляции в строке «Доля на рынке в %». Для большинства показателей значения коэффициента корреляции оказались меньше 0,5, что указывает на их слабую связь с результатом (рыночной долей).
  2. Наибольшее влияние на рыночную долю оказывает фактор постоянства, на что указывает коэффициент корреляции, равный 0,7 – наиболее близкий к единице. Таким образом, успех гостиницы на рынке во многом обусловлен ее постоянством – способностью оправдывать потребительские ожидания в любое время.
  3. Постоянство, в свою очередь, обусловлено ценой и качеством обслуживания, на что указывают коэффициенты корреляции в столбце «Постоянство» — соответственно 0,76 и 0,52. Иными словами, потребительские ожидания должны постоянно оправдываться с точки зрения цены и качества обслуживания. Хотя качество обслуживания имеет большое значение, доминирующим признаком постоянства остается цена (r=0,76), которая на практике часто является первичным фактором принятия решения о покупке. Вторичным фактором принятия решения о покупке является качество. Если цена и качество оправдывают потребительские ожидания, то это способствует совершению повторных покупок, в том числе гостиничных услуг. В свою очередь, рост числа повторных покупок способствует росту объемов продаж и рыночной доле компании.
  4. Цена тесно связана с такими факторами, как качество обслуживания, постоянство, надежность (r=0.86; 0,76; 0,84 соответственно). Иными словами, цена должна постоянно оправдывать потребительские ожидания по качеству обслуживания и надежности работы гостиничных служб.
  5. Качество обслуживания тесно связано с надежностью (r=0.99) работы гостиничной системы в целом и ее отдельных служб. Надежность, в свою очередь, зависит от других факторов, не представленных в данном примере, таких как уровень производственной и технологической дисциплины, технического состояния гостиничного здания и оборудования и др.

     Таким образом, на повышение конкурентоспособности  и увеличение рыночной доли гостиничного предприятия существенным образом  влияют факторы постоянство и  надежность качества услуг, соответствующие уровню цен.

     Основой поддержания постоянство качества в гостинице является понимание, правильное использование и насыщение  обслуживанием точек соприкосновения  с клиентами, которое означает, что  услуга предоставляется вне зависимости  от того, какое количество клиентов проживает в гостинице в данный момент.

     При рассмотрении проблемы обеспечения  качества услуги необходимо рассматривать  как техническое, так и функциональное качество в их взаимовоздействии  и единстве. Критерием оценки качества является сопоставление ожидаемого и предоставленного обслуживания. Если уровень предоставленного обслуживания соответствует или превышает уровень ожидаемого обслуживания, мы удовлетворены его качеством.

 

Заключение

     Конкуренция(от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

     Конкурентная  борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка  товарами.

     Положительные стороны влияния конкуренции  на ресторанно – гостиничный бизнес:

  1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать новые возможности услуг;
  2. конкуренция требует совершенствовать качество услуг;
  3. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  4. конкуренция ориентирует на ассортимент услуг повышенного спроса;
  5. конкуренция вводит новые формы управления.

     Отрицательные стороны конкуренции:

Информация о работе Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятия питания и гостиниц