Франчайзинг в деятельности предприятия питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:58, реферат

Краткое описание

Франчайзинг это форма видения бизнеса при которой одна компания (франчайзор) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзоры предлагают проверенные и испытанные "рецепты бизнесы", которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.

Оглавление

Введение
1. Преимущества и недостатки франчайзинга
2. Развитие франчайзинга в России и в мире
3. Франчайзинг в сфере общественного питания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Франчайзинг в питании.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

1. Преимущества и недостатки франчайзинга

2. Развитие франчайзинга в России и в мире

3. Франчайзинг в сфере общественного питания

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Франчайзинг это форма видения бизнеса при которой одна компания (франчайзор) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзоры предлагают проверенные и испытанные "рецепты бизнесы", которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.

При этом франчайзинг — это действительно минимальные риски для обеих сторон. Франчайзор не вкладывает в развитие сети собственные средства, а значит, не рискует деньгами. Поэтому, даже очень крупные компании предпочитают выходить на региональные рынки через деловых партнеров. В свою очередь, франчайзи получает продуманную и чаще всего проверенную схему бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку более крупная организация защищает франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации (по сути — консалтинг) и установления стандартов. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под такие проекты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме — лишь 14%, иными словами — одна из восьми.
Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции времена особую привилегию или "вольность", даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка.

За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.


1. Преимущества и недостатки франчайзинга

 

По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзор отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как его успешность доказана на практике. В ответ франчайзи делится с франчайзором частью дохода и, в какой-то степени, своей независимостью.

Франчайзинг это бизнес-система состоящая из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и множества компаний или индивидуальных предпринимателей, которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса.

Преимущества франчайзинга для франчайзора:

- развитие цепи франшизных предприятий позволяет не расширять сеть собственных предприятий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы;

- хозяин каждого предприятия - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;

- риск, сопутствующий каждому коммерческому делу, уменьшается для франчайзора, так как его собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени;

- франчайзор не занимается будничными управленческими проблемами и не имеет проблем с персоналом каждой франшизной точки;

- благодаря использованию чужих ресурсов, как финансовых, так и управленческих развитие бизнеса идет быстрее по сравнению с другими системами.

Преимущества франчайзинга для франчайзи:

- Уникальная возможность начать собственное дело с приобретения франшизы. При этом франчайзи является не работником франчайзора, а владельцем собственного бизнеса.

- Получение готовой "ниши" в бизнесе. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзором на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно "хороший" надежный бизнес.

- Использование известного товарного знака. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзора или франчайзи.

- Широкая реклама. Наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзора дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.

- Помощь и поддержка. Франчайзор передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

- Решение вопросов финансирования. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями.

- Помощь в снабжении. Обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

Недостатки франчайзинга для франчайзи:

- Нужен начальный капитал. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима сумма до нескольких миллионов долларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США.

- Во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Существует категория людей, для которых предпринимательство в форме франчайзинга противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего "старшего" партнера, которые предусмотрены франшизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзором, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком.

- Франшизный бизнес нельзя "попробовать" и затем безболезненно бросить. Для российского малого предпринимательства характерна большая диверсифицированность деятельности. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности "попробовать" и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

Указанные три недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных семи преимуществ.

Что касается франчайзоров, то основная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзора является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса.

Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзора.

Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики.

Кроме того, каждого франчайзора подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей.

Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом.

Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей для экономики страны в целом.

Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров.

Развитие франчайзинга в стране:

- повышает общую культуру предпринимательских отношений;

- способствует созданию новых рабочих мест;

- способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе;

- создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ.


2. Развитие франчайзинга в России и в мире

 

Некоторые утверждают, что франчайзинг изобрела Королева Испании, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу "франшизу" на развитие торговли с Новым Миром. Иронией судьбы в этом самом "Новом Мире" франчайзинг вновь начал развиваться в ХХ веке.

В США первой настоящей контрактной коммерческой франшизой считается франшиза компании "Зингер" по производству швейных машин, которая оформила свою франшизу в 1851 году. Чтобы прекратить "войну швейных машин", в которой четыре производителя преследовали друг друга, Исаак Зингер и его партнер-адвокат Эдвард Кларк организовали "Объединение швейных машин" с первым американским пакетом патентов, распределяющих среди производителей дистрибьюторские права.

Как и все преуспевающие франчайзоры Зингер был мощным предпринимателем с сильным деловым чутьем. Фирма имела необыкновенный успех и без труда продавала свою продукцию. Была создана очень важная дистрибьюторская и маркетинговая концепция. Эта концепция превратилась в тот современный франчайзинг, который нам сегодня известен.

Франчайзинг продолжал расти по мере того, как индустриальная революция в США набирала темпы и массовое производство привело к необходимости улучшения дистрибьюторских систем.

Франчайзинг в автоиндустрии - один из самых старых видов франчайзинга в экономике. Компания "Дженерал Моторс" оказала огромное влияние на франчайзинг. Не имея достаточного капитала, чтобы начать розничную торговлю, эта компания начала продавать свои автомобили через систему дилеров, которая до сих пор используется в автомобильной индустрии. Среди первых франчайзи "Дженерал Моторс" были владельцы велосипедных магазинов, которые занимались также продажей автомобилей.

Когда Генри Форд начал массовое производство знаменитой "Модели Т", ему понадобилась эффективная система распределения, чтобы доставить свои автомобили до потребителя. Как и "Дженерал Моторс" Форду не хватало капитала, чтобы открыть множество розничных точек за короткий период времени, поэтому компания развила франчайзинговую систему дилеров везде, где только было возможно. Поскольку эта система имела успех, многие производители автомобилей решили внедрить такую же. Сегодня значительный процент продаж франшиз приходится на автомобильную индустрию.

Преимущества концепции франчайзинга были подтверждены после Второй Мировой Войны в ресторанной и гостиничной индустриях. Первый серьезный прорыв во франчайзинге произошел в 50-х годах, когда имели большой успех франшизы известных ресторанов быстрого питания.

В 1955 году возникла классическая франшиза - "Макдоналдс". Сеть ресторанов быстрого питания, продававших гамбургеры, была открыта Рэем Кроком, поставщиком продукции, известной как Мультимиксер. Он продавал свои машины в кафе-мороженое и рестораны. Когда он начал продавать свою продукцию "Макдоналдсу", он был поражен количеством клиентов. Он решил проследить за деятельностью компании. Больше всего его удивило то, что люди стояли в длинных очередях, чтобы заказать еду в "Макдоналдсе". Крок начал запатентовывать права на свою деятельность. Он собрал всю свою проницательность и силы для того, чтобы во всем мире был признан этот бизнес с высокими стандартами качества и сервиса. Он использовал все свои возможности, чтобы разработать новую продукцию и рекламу для создания гиганта в области франчайзинга. Однако самое важное, что он действительно понял, это то, что благодаря франчайзингу он мог использовать энергию и потенциал тысяч предпринимателей, чтобы сделать свою мечту реальностью.

Информация о работе Франчайзинг в деятельности предприятия питания