Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятия питания и гостиниц

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.
Туризм является не отдельной отраслью экономики, а комплексом составных частей, относящихся и к экономической и к социальной жизни общества. Первая группа составляющих туристской инфраструктуры характеризуется тем, что основную роль в формировании и развитии играет система средств размещения и питания туристов.

Файлы: 1 файл

Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятий питания.doc

— 226.00 Кб (Скачать)
Российский  государственный  торгово - экономический  университет
 
 
 
 
 
 
Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние  на деятельность предприятия питания  и гостиниц
 
 
 
 
 
 

Ананченко Наталья

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

Москва 
Содержание
 

 

Введение 

     Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами.

     Туризм  является не отдельной отраслью экономики, а комплексом составных частей, относящихся  и к  экономической и к социальной жизни общества. Первая группа составляющих туристской инфраструктуры характеризуется тем, что основную роль в формировании и развитии играет система средств размещения  и питания туристов.

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

     Актуальность  рассмотрения темы данной работы обусловлена  тем, что в условиях нарастающей  конкурентной борьбы предприятиям гостиничного хозяйства необходимо приумножать  свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту.

     Влияние на организацию такого фактора как  конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия  четко понимает, что если не удовлетворять  нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

     Недооценка  конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

     Цель  данной работы –рассмотреть влияние конкуренции на гостинично –ресторанный бизнес.

     Задачи  работы:

     1.Определить  понятие, сущность и факторы  влияния конкуренции.

     2.Ознакомиться  с факторами, влияющими на уровень конкурентоспособности услуг.

     3.Рассмотреть  метод проведения оценки конкурентоспособности услуг ресторанно – гостиничнй отрасли. 

 

1.Конкуренция  и ее влияние

1.1 Понятие конкуренции

 

     Понятие конкуренции включает в себя все  актуальные или потенциальные соперничающие  предложения или товары – субституты, находящиеся в поле внимания покупателя.1

     Выделяют  четыре вида конкуренции:

     -          Конкуренция торговых  марок. Компания рассматривает в качестве соперников поставщиков товара, аналогичных ее собственным продуктам или услугам, предлагаемых тем же самым целевым потребителям по сходным ценам.

     -          Отраслевая конкуренция. Компания считает своими соперниками фирмы- производители тех же самых продуктов или класса товара.

     -          Формальная конкуренция. Соперниками компании выступают все фирмы, которые производят продукцию, удовлетворяющую одни и те же потребности.

     -          Генерическая конкуренция. Компания считает своими соперниками все те компании, которые борются за деньги одних и тех же потребителей.2

     Выделяют пять факторов, определяющих внутреннюю привлекательность долгосрочной прибыли, которую компания может получить на рынке или в его сегменте: конкуренты, потенциальные участники рынка, товары-субституты, покупатели и поставщики.

     И каждый из них несет с собой  потенциальную угрозу для компании-производителя:

     Угроза  интенсивного соперничества. Рыночный сегмент оценивается как непривлекательный, если на рынке оперируют сильные  или агрессивные конкуренты,  работа  на  нем  представляется  еще   менее    целесообразной, если уровень продаж товаров стабилизировался или снижается, если для увеличения уровня прибыли необходимы производственные инвестиции, если уровень постоянных издержек или барьеры на выходе высоки. Для подобного рода рынков характерны ценовые войны, рекламные сражения и необходимость разработки новых продуктов, что резко повышает издержки конкурентной борьбы.                

     Угроза  появления новых участников. Привлекательность  сегмента зависит от высоты барьеров на входе в него и на выходе. Наиболее привлекательным представляется рыночный сегмент с высокими входными барьерами и отсутствием особых препятствий на выходе, когда появление на нем новых компаний маловероятно, а фирмы, дела которых не заладились, имеют возможность перепрофилировать производство.

     Если  барьеры на входе и выходе высоки, отрасль имеет высокий потенциал прибыли, однако повышается и степень риска, так как компании, дела которых идут вяло, остаются на рынке и вынуждены вести борьбу до конца. Когда барьеры низки, фирмы без особых затрат приходят в новую отрасль и покидают ее, их доходы в этом случае относительно  невысоки,  но  стабильны. 

     Худший  случай — низкие  барьеры   на  входе и высокие — на выходе (хронический излишек производственных мощностей и низкие прибыли всех участников отрасли).

     Угроза  товаров-субститутов. Отрасль теряет привлекательность в тех случаях, когда с ее продукцией конкурируют товары-субституты или существует реальная угроза их появления.

     Наличие товаров-заменителей ограничивает уровень цен и прибыль предприятий, компаниям приходится строго отслеживать  движение цен на субституты. Если в конкурирующих отраслях появляются новые технологии или возрастает конкуренция, следствием становится снижение цены и прибыли в рыночном сегменте.

     Угроза  усиления рыночной власти покупателей. Сегмент оценивается как непривлекательный, если его покупатели обладают сильной или растущей рыночной властью. В таких случаях покупатели стремятся к снижению цен, требуют повышения качества услуг и настраивают конкурентов друг против друга (и все за счет величины прибыли производителей).

     Рыночная  власть покупателей возрастает в  тех случаях, когда: число их невелико или они хорошо организованны; затраты  на приобретение продукта составляют значительную часть расходов потребителей; товар однороден; цена переключения на другой продукт незначительна; чувствительность покупателей к ценам, вызванная их низкими доходами, высока; существует возможность интеграции покупателей «вверх по течению». Тактика компании-поставщиков может заключатся в работе с покупателями, обладающими низким потенциалом влияния или прочно привязанными к поставщикам. Лучшая защита – заманчивое предложение, перед которым не устоят сильные покупатели.

     Угроза  роста рыночной власти поставщиков. Если компании – производители имеют  возможность повышать цены или сокращать  объемы поставок фирме – покупателю, рыночный сегмент, на котором она оперирует, оценивается как неперспективный. Власть поставщиков возрастает с ростом уровня их концентрации или организованности, уменьшением количества товаров – субститутов, когда покупатель не имеет возможности отказаться от поставляемого продукта, когда  издержки переключения на других производителей велики и существует возможность интеграции поставщиков «вниз по течению». Наилучшие способы защиты — построение взаимовыгодных отношений с поставщиками или использование параллельных источников снабжения.3 
 
 
 
 
 

1.2   Функции конкуренции в ресторанно – гостиничном бизнесе

                             

     Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения на рынке ресторанно – гостиничного бизнеса.

     На  чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой услуг, имеют  настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет  оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

     Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации услуг ресторанно – гостиничного бизнеса.

     Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить  в производство того или иного  товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости.

     А при избытке данного вида произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства.

     В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнителем цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью.

     А для этого необходимо постоянно  обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В  настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

     В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка4.

     Рыночная  конкуренция не только весьма интенсивна, но с каждым годом обостряется. Итогом  усиления рыночной конкуренции стало понимание, что компания должна уделять своим соперникам внимания не меньше, чем целевым потребителям. Успешно работающие фирмы создают системы постоянного сбора информации о действиях конкурентов.

     Группа  компаний имеющих сходные стратегии  на данном целевом рынке, называется стратегической группой. Компания должна постоянно отслеживать стратегии  своих конкурентов, учитывая, что  самые изобретательные  из них  периодически пересматривают долгосрочные планы.

     Каждый  конкурент стремится к максимизации доходов. Однако компании придают различное  значение долгосрочным и краткосрочным  доходам.

     Каждый  из конкурентов преследует ряд целей: расширения доли рынка, увеличение денежных потоков,  высокий уровень сервиса. Значение того, как конкурент оценивает те или иные цели, облегчает прогнозирование его реакции.5

     Однако  конкуренция представляет собой  лишь одну из сил в той среде, в  которой приходится оперировать  компании - поставщику. Маркетинговая среда состоит из среды задач и широкой внешней среды.

     В группу поставщиков входят производители  сырья и услуг, такие как агентства  маркетинговых исследований, рекламные  агентства, транспортные компании, в  группу дистрибьюторов и дилеров  – торговые агенты, брокеры  организаторы презентаций  и все остальные субъекты ранка. Усилие, которое направлено на доведения конечного продукта до потребителя.

Информация о работе Конкуренция в сфере обслуживания и ее влияние на деятельность предприятия питания и гостиниц