Анализ и пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения эффективности управления товарными запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Оглавление

Введение….……………………………………………................................ 3
1 Теоретические аспекты управления товарными запасами…………….5
1.1 Характеристика и виды товарных запасов…………………………… 5
1.2 Формирование товарных запасов…………………………………….. 7
1.3 Управление товарными запасами на предприятиях торговли………11
2 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»….15
2.1 Организационно – экономическая характеристика магазина «Продукты»….………………………15
2.2 Управление товарными запасами в магазине «Продукты»…………18
2.3 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»…21
3 Пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………..……………………………….29
Список использованных источников……………. …………….………….30

Файлы: 1 файл

курсов.docx

— 155.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В МАГАЗИНЕ «ПРОДУКТЫ»

 

 

    1. Организационно - экономическая  характеристика  магазина «Продукты»

 

 

Розничное предприятие магазин  «Продукты» организован и зарегистрирован  регистрационной палатой 26 ноября 2003 года на базе торгово-производственного  республиканского дочернего унитарного предприятия «Отдел рабочего снабжения  Гомельского отделения Белорусской  железной дороги».

Деятельность магазина «Продукты» связана с реализацией продукции  через розничную торговую сеть.

Режим работы магазина с 8-20 часов  без выходных и без перерыва на обед.

Всего в магазине «Продукты»  работает 10 человек.

Общая площадь магазина – 120 м2, из них 70 м2 – площадь торгового зала.

Соотношение численности  персонала по категориям функционального  разделения труда:

а) управленческий персонал (заведующий магазином, старший продавец) – 2 человека;

б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием  покупателей в торговом зале –  продавцы, кассиры) – 6 человек;

в) вспомогательный персонал (уборщица, грузчик) – 2 чел.

Общий обзор результатов  работы магазина «Продукты» является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет  дать общую оценку работы предприятия, а также дать возможность непосредственно  ознакомиться с особенностями его  деятельности.

Оценка экономической  стороны деятельности исследуемого объекта проводится с помощью  экономического анализа бухгалтерской  отчетности.

Цель анализа выявить  его финансовое положение, платежеспособность и доходность.

Динамика основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности за исследуемый период представлена в таблице 1.

На основании данных таблицы 1 мы можем сказать, что на протяжении всего исследуемого периода один из главных показателей деятельности, такой как оборот розничной торговли имеет тенденцию к росту. Так, в 2009 году в сравнении с 2008 годом оборот в действующих ценах возрос на 38,6% или на 1356,5 млн. руб.,  а в 2010 году в сравнении с 2009 годом он же возрос на 17,6% или на 858,1 млн. руб.

 

Таблица 1– Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Продукты» за 2008 – 2010 гг.

 

Показатели

Года

Отклонение   (+ , -)

Темп роста, %

 

2008

2009

2010

2008/2009

2009/2010

2008/2009

2009/2010

Оборот розничной торговли, млн. руб.

3511,8

4868,3

5726,4

1356,5

858,1

138,6

117,6

Валовой доход, млн. руб.

1005

1318

1805

313

487

131,1

136,9

Уровень валового дохода, %

28,62

27,07

31,52

-1,55

4,45

x

x

Издержки

обращения,

млн. руб.

865

1026,6

1407,5

161,6

380,9

118,7

137,1

Издержки обращения  к обороту, %

24,63

21,09

24,58

-3,54

3,49

x

x

Прибыль (+), убыток (-),

млн. руб.

140

291,4

397.5

151,4

106,1

208

136

Рентабельность продаж, %

16,2

28,4

28,2

12,2

-0,2

x

x


 

 

Валовой доход в 2009 году в  сравнении с 2008 годом возрос на 31,1%, что в сумме составило 313 млн. руб., при этом уровень валового дохода снизился на 1,55 процентных пункта. Данное сокращение обусловлено увеличением покупной стоимости товаров. А в 2010 году по сравнению с 2009 годом этот показатель возрос на 36,9% или на 487 млн. руб., а его уровень увеличился на 4,45 процентных пункта.

Издержки обращения в  течение всего исследуемого периода  возрастали, сначала, в 2009 году по отношению  к 2008 году на 18,7%, а в процентном отношении  к обороту они сократились  на 3,54 процентных пункта. А в 2010 году по отношению к 2009 году – на 37,1%, а в процентах к обороту увеличились на 3,49 процентных пункта.

Прибыль в 2009 году по отношению  к 2008 году увеличилась на 151,4 млн. руб. или же более, чем в два раза, а в 2010 году в сравнении с 2009 годом увеличилась всего на 106,1 млн. руб. или же на 36%.

В связи с этим, уровень  рентабельности в 2009 году по отношению  к 2008 году увеличился на 12,2 процентных пункта, а в 2010 году в сравнении с 2009 годом этот показатель уменьшился на 0,2 процентных пункта.

Поставщиками товаром  в магазин «Продукты» являются: КУП  «Гормолзавод», ОАО «Жлобинский мясокомбинат», ОАО «Оршасырзавод», ОАО «Брандко», ОАО «Спартак», ОАО «Гомельский жировой комбинат», СООО «Ингман мороженое», ОАО «Криница», ОАО «Минскрыбпром», ОАО «Слодыч», ООО «Салита», КУП ВКК «Витьба» и т.д.

Доля иногородних производителей  с каждым годом увеличивается, однако местные производители занимают лидирующее положение.

Эффективность прямых хозяйственных  связей выражается в закупках товаров  у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых  каждым посредником.

Значительная часть товаров  завозится в магазин «Продукты» с оптовых предприятий. Такие  товары, как хлеб и хлебобулочные  изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные  товары повседневного спроса, поступают  в магазин непосредственно с производственных предприятий – хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п.

В практике магазина «Продукты» расчеты с поставщиками производятся наличными деньгами по факту или  в кредит.

Расчеты с поставщиками в  кредит закрепляются оформлением договора. Договор розничной купли продажи  в кредит составляется в двух экземплярах  и подписывается сторонами. В  договоре указывается предмет договора (срок оплаты, количество товара и ассортимент, процент за просрочку платежа), цена товара, обязанности сторон, ответственность  сторон, порядок разрешения споров, срок действия договора.

Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка. Она составляется по установленной  форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое  количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает  директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары доставляются в  магазин централизованным методом, при котором доставка товаров  осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных  торговых предприятий в согласованные  сроки. Применение этого метода позволяет  организовать более четкое снабжение  магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий  от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров  эффективнее используется рабочая  сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При централизованной доставке завоз товаров в магазины может  осуществляться собственным транспортом  поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

В магазине «Продукты» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:

– изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;

– формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;

– рекламно-информационная деятельность;

– выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

– организация оказания торговых услуг покупателям.

Можно сделать вывод, предприятие  находится в хорошем финансовом состоянии, так как, проанализировав  динамику основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности магазина «Продукты» за 2008 – 2010 гг. видно, что на протяжении всего исследуемого периода такие важные показатели деятельности,  как оборот розничной торговли, валовой доход, прибыль имеют тенденцию к росту.

 

 

2.2 Управление  товарными запасами в магазине «Продукты»

 

Периодичность поступления товаров в магазин «Продукты» зависит от заявок, которые составляются заведующим магазина. При формировании заявки он следит за тем, чтобы не было недостатков в ассортименте товаров первой необходимости. В небольших количествах заказываются новые продукты, для изучения спроса на них.

Товарные запасы в магазине «Продукты» размещаются и хранятся как в торговом зале, так и на складе. Склад обеспечивает режим хранения с учетом особенностей и свойств товаров. Здесь в основном размещается продукция длительного хранения (крупы, мука, макаронные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, консервы и т.д.). Скоропортящиеся товары и товары краткосрочного хранения, такие как молочные продукты, колбасные изделия, кондитерские и хлебобулочные изделия, находятся непосредственно в торговом зале на стеллажах и витринах.

Магазин «Продукты» не очень большое предприятие, именно этим обусловлено наличие небольшого склада. Общая площадь склада 50 м2 . Склад разделен на две части, которые отделены друг от друга проходом. Это позволяет наиболее оперативно отыскать нужный товар.

 На складе имеется необходимое количество стеллажей, ячеек, поддонов, весоизмерительный прибор. Также имеется холодильник для рыбы и холодильное оборудование, предназначенное для временного хранения  мясных полуфабрикатов, молочных продуктов, мороженого и т.д. На нижних полках  хранятся быстрооборачивающиеся товары с меньшим сроком годности. Непосредственно на проходе отведено место для высвободившейся тары (рис. 1).

 

Холод.  для  рыбы


Холод-мороз.  шкаф



 

стеллаж



0,8м


0,7м





1,5м



 

тара



стеллаж



 

стеллаж



 

2,8м



 

 

 

 



      1,3м



 

1,4м


стеллаж


стеллаж



 

                                                                    


 

 

Рисунок 1 – Планировка склада магазина «Продукты»

 

Рассмотрев  планировку склада, рассчитаем  показатели эффективности использования складской  площади и объема. Эти показатели позволяют определить, насколько  эффективно используется складское  пространство при применении конкретных видов складского оборудования.

По формуле (6) мы можем рассчитать коэффициент   полезно   используемой  площади склада:

 

 = 37/50 = 0,74

 

Этот  параметр в зависимости от типа складского помещения, его планировки, используемого  оборудования и других факторов может  иметь значение от 0,25 до 0,7. Чем больше эти цифры, тем эффективнее используются складские площади.

Коэффициент равный 0,74 говорит о том, что складские  площади магазина «Продукты» используются эффективно.

Коэффициент полезно используемого объема склада рассчитаем по формуле (7):

 

= (37*3,8)/(50*5) = 0,5

 

В зависимости  от способа хранения товаров и  характера груза этот показатель может принимать значения от 0,3 до 0,5.

Коэффициент равен 0,5, а это значит, что объем  склада магазина «Продукты» используется также эффективно, как и площадь  склада.

На складе магазина «Продукты» осуществляется периодическая  сортировка товарных запасов по сроку  годности, потому что поступающие  на склад товары не всегда имеют  новейшие сроки производства. В связи  с этим существует необходимость  внутрискладских перемещений товаров. Товарные запасы магазина представлены достаточно широким ассортиментом товаров.

Структура товарооборота по некоторым  товарным группам в динамике представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Структура товарооборота магазина «Продукты» по товарным группам за 2009 – 2010 гг.

 

Товарные группы

2009 год

2010 год

(+,-) уд.вес, %

тыс.руб.

уд.вес, %

нат.ед.

тыс.руб.

уд.вес, %

нат.ед.

1

2

3

4

5

6

7

8

Колбасные изделия

99648,1

14,3

955,8

97118,1

14,0

932,5

-0,3

Ликеро-водочные

72138,7

10,4

53,5

72691,3

10,5

53,9

+0,1

Кондитерские изделия

74707,2

10,7

591,4

74302,4

10,7

588,2

-

Молокопродукты

65233

9,4

6391,2

65969,5

9,5

6463,4

+0,1

Хлебобулочные изделия

54508,3

7,8

5541,2

54658,8

7,9

5556,5

+0,1

Мясо и птица

36548,8

5,3

515,2

38192,8

5,5

538,4

+0,2

Рыба с/м

48033,8

6,9

668,8

48409,1

7,0

674,0

+0,1

Фрукты

22017,8

3,2

361,6

22715,7

3,3

373,1

+0,1

Пиво

25174,8

3,6

99,2

25387,8

3,7

100,0

+0,1

Сыры твердые и плавленые 

19746,1

2,8

228,8

18449,2

2,7

213,8

-0,1

Вино

23306,4

3,4

21,0

23383,0

3,4

21,2

-

Безалкогольные напитки

14521,5

2,1

144,3

14977,1

2,2

148,8

+0,1

Мороженое

12398,1

1,8

179,0

12893,9

1,9

186,2

+0,1

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

Сахар

10089,9

1,5

524

9116,2

1,3

473,4

-0,2

Консервы фрукт.-ягод

13699,6

2,0

189

13582,7

2,0

204

-

Коньяк

13332,0

1,9

32

11499,5

1,7

27,6

-0,2

Масло животное

6759,5

1,0

95,5

6743,2

1,0

95,3

-

Табачные изделия

6255,4

0,9

485,9

6307,0

0,9

420,3

-

Яйцо птицы

6275,4

0,9

4047,5

6249,7

0,9

4030,9

-

Консервы овощные

7603,3

1,1

174

7638,6

1,1

190

-

Майонез

6438,8

0,9

173,4

6274,4

0,9

169,0

-

Сельдь соленая

9715,1

1,4

215,9

9721,8

1,4

216,0

-

Овощи

5265,0

0,8

47,9

5223,0

0,8

47,5

-

Масло растительное

5655,2

0,8

143,3

6039,7

0,9

153,0

+0,1

Шампанское

6532,5

0,9

5,7

6050,7

0,9

5,3

-

Крупы

5323,7

0,8

481,9

5075,5

0,7

459,4

-0,1

Кофе

6027,8

0,9

7,4

6032,7

0,9

7,4

-

Консервы рыбные

5800,3

0,8

227,1

5992,4

0,9

234,6

+0,1

Чай

5258,8

0,8

25,5

5944,2

0,9

28,8

+0,1

Макаронные изделия

3072,8

0,4

224,3

3172,1

0,5

231,5

+0,1

Мука

2115,5

0,3

149,8

2183,2

0,3

154,6

-

Консервы мясные

1266,3

0,2

18,8

1288,8

0,2

19,1

-

Маргариновая продукция

1164,6

0,2

46,0

1783,2

0,3

52,3

+0,1

Информация о работе Анализ и пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»