Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:24, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения эффективности управления товарными запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.
Введение….……………………………………………................................ 3
1 Теоретические аспекты управления товарными запасами…………….5
1.1 Характеристика и виды товарных запасов…………………………… 5
1.2 Формирование товарных запасов…………………………………….. 7
1.3 Управление товарными запасами на предприятиях торговли………11
2 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»….15
2.1 Организационно – экономическая характеристика магазина «Продукты»….………………………15
2.2 Управление товарными запасами в магазине «Продукты»…………18
2.3 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»…21
3 Пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………..……………………………….29
Список использованных источников……………. …………….………….30
ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn – товарные запасы на конкретные даты, руб.;
n – количество периодов.
Или по формуле средней арифметической простой (3):
ТЗср
= (ТЗн + ТЗк) / 2 ,
где ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
ТЗн – товарные запасы на начало периода, руб.;
ТЗк – товарные запасы на конец периода, руб.
Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период по формуле (4):
Тоб =
ТЗср / Орто
,
где Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;
ТЗср – средние товарные запасы, руб.;
Орто – объём однодневного товарооборота, руб.
Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов и рассчитывается по формуле (5):
Тоб =
РТО / ТЗср
,
где Тоб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов;
РТО – розничный товарооборот, руб.;
ТЗср – средние товарные запасы, руб.
Показатели времени и
скорости товарного обращения
Товарооборачиваемость – это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы [6, c.347-348].
Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия [7, c.386].
К основным факторам, влияющим на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
1 Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, – изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2 Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3 Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
4 Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5 Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6 Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.
По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы [8, c.154]:
1) текущего хранения;
2) сезонного хранения;
3) досрочного завоза.
Основную массу всех запасов
торгового предприятия
Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.
При управлении
товарными запасами соответствующее
внимание следует уделить показателям
эффективности использования
1 Коэффициент полезно используемой площади склада, который рассчитывается по формуле (6):
,
где – коэффициент полезно используемой площади;
– полезная площадь склада, ;
– общая площадь склада,.
Этот параметр в зависимости от типа складского помещения, его планировки, используемого оборудования и других факторов может иметь значение от 0,25 до 0,7. Чем больше эти цифры, тем эффективнее используются складские площади.
2 Коэффициент
полезно используемого объема
склада. Он вычисляется как отношение
объема стеллажей и штабелей
с товарами к общему
, (7)
где – коэффициент полезно используемого объема склада;
– часть объема склада, занимаемая оборудованием, на котором хранится продукция, ;
– общий объем склада,;
– полезная площадь склада, ;
– высота складского помещения, используемая под хранение продукции, м;
– общая площадь склада,;
– высота складского помещения, м.
В зависимости от способа хранения товаров и характера груза этот показатель может принимать значения от 0,3 до 0,5.
Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.
Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном – обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование [10, c.144].
Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.
Разработанные для оптовых
предприятий необходимые
Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.
Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.
В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.
Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.
Необходимые размеры товарных
запасов для магазинов
Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:
1) снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т.д.;
2) просчеты работников
магазина при определении
3) низкое качество поставляемых товаров;
4) несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.
После выявления причин завышения
фактических запасов товаров
следует принять меры по ускорению
реализации этих товаров, а также
ограничить их завоз в магазин. Ускорить
реализацию товаров можно путем
более активного их рекламирования
или организации ярмарок-
Поскольку на розничных торговых
предприятиях сконцентрирована основная
часть товаров, то от уровня управления
ими в магазине в значительной
степени зависит
Для управления товарными
запасами в магазинах все более
широкое распространение