Анализ и пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения эффективности управления товарными запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности.
Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Оглавление

Введение….……………………………………………................................ 3
1 Теоретические аспекты управления товарными запасами…………….5
1.1 Характеристика и виды товарных запасов…………………………… 5
1.2 Формирование товарных запасов…………………………………….. 7
1.3 Управление товарными запасами на предприятиях торговли………11
2 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»….15
2.1 Организационно – экономическая характеристика магазина «Продукты»….………………………15
2.2 Управление товарными запасами в магазине «Продукты»…………18
2.3 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»…21
3 Пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………..……………………………….29
Список использованных источников……………. …………….………….30

Файлы: 1 файл

курсов.docx

— 155.02 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение….……………………………………………................................

  3

1 Теоретические аспекты управления товарными запасами…………….

  5

1.1 Характеристика и виды товарных запасов……………………………

  5

1.2 Формирование товарных запасов……………………………………..

  7

1.3 Управление товарными запасами на предприятиях торговли………

11

2  Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»….

15

2.1 Организационно  –  экономическая       характеристика      магазина «Продукты»….………………………………………………………………

 

15

2.2 Управление товарными запасами в магазине «Продукты»…………

18

2.3 Анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»…

21

3 Пути совершенствования управления  товарными запасами в магазине  «Продукты»………………………………………………………………….

 

25

Заключение…………………………………..……………………………….

29

Список использованных источников……………. …………….………….

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Товарные запасы  – продукция, находящаяся в процессе обращения (на складах производственных предприятий, торговых и сбытовых организаций, в розничной торговой сети и в пути) и предназначенная для реализации. Основная роль товарных запасов – обеспечение непрерывности процесса воспроизводства.

Актуальность данной темы определяется необходимостью повышения  эффективности управления товарными  запасами на предприятиях торговли, а  также повышения конкурентоспособности.

 Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

 Поскольку оборот  запасов  находится в прямой зависимости  от объема реализации, необходимо  использовать все возможные методы  стимулирования сбыта и ускорения,  оборачиваемости материальных запасов. 

 Способом ускорения  оборачиваемости материальных запасов  является вложение минимальных  средств. При увеличении оборачиваемости  вырастает объем реализации и  прибыль. При высоком уровне  запасов следует помнить, что  физическое и моральное старение  и порча при хранении влекут  за собой убытки. Конструктивные  изменения, предпочтение потребителями  других видов товаров, могут  вызвать устаревание товаров.  Нежелателен и слишком низкий  уровень запасов. Из–за неизбежных  задержек связанных с размещением  заказов, перевозками, складской  обработкой товаров, предприятию  нельзя закупать товары  лишь  в момент получения заказа  от потребителя. Поддержания запасов  на  определенном уровне в соответствии  с прогнозом сбыта способствует  устойчивости и ритмичности реализации.

 Регулирование запасов  осуществляется на основе расчёта  уровня запасов и связанных  с ними издержек в частности  издержек на текущие запасы.

 Основные управленческие  решения в отношении материальных  запасов касаются  определения  сроков и количества заказов  и влияют на стоимость закупаемых  товаров, величину затрат, связанных  с оформлением заказов, величину  расходов, на хранение запасов  и размер ущерба, возможного отсутствия  запасов.  

Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость  формирования новых методических основ  и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.

Объектом исследования данной курсовой работы является анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты», предметом исследования – товарные запасы.

Целью курсовой работы является анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты» и разработка мероприятий по его совершенствованию.

Для реализации этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

1) теоретические аспекты управления товарными запасами;

2) организационно–экономическую  характеристику магазина «Продукты»;     

3) управление товарными запасами в магазине «Продукты»;

4) анализ управления товарными запасами в магазине «Продукты»;

5) пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты».

При написании курсовой работы были использованы следующие литературные источники: учебник Альбекова А.У., Федько В.П., Митько О.А.; практический курс Даненбурга В., Монкрифа Р.; учебники Дашкова Л.П., Памбухчиянца В.К., Неруша Ю.М., Панкратова Ф.Г., Серегиной Т.К., Демичева Г.М.; учебно-методическое пособие Новицкого Н.И., Пашуто В.П. и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

 

    1. Характеристика и виды товарных запасов

 

 

Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой розничной торговли, в заготовительных  организациях и запасы в пути. К  товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе готовой продукции  обувной фабрики [1, c.386].

Особенности производства и  транспортировки товаров определяют характер процесса пополнения запасов  товаров, а особенности потребления  – характер процесса расходования запасов.

Товарные запасы различают  по способу образования и расходования, и по месту нахождения.

Товары, находящиеся на хранении в магазине, образуют так называемый запас товаров регулярного обращения, т.е. такие запасы товаров, которые  повседневно расходуются и постоянно, регулярно обновляются.

Товарные запасы представляют собой количество в денежном или  натуральном выражении, находящихся  в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или  в пути на определённую дату.

Составной частью товарообеспечения является образование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Без товарных запасов нельзя обойтись, потому что циклы изготовления и потребления товаров, как правило, не совпадают, а в ряде случаев между ними имеется значительный разрыв во времени. Сельскохозяйственная продукция отличается сезонным производством, а запросы на нее поступают в течение всего года. Зачастую сроки движения товаров бывают продолжительными, не исключаются перебои и в их поставках. Поэтому торговые предприятия вынуждены создавать запасы продукции путем размещения и хранения на складе [2, c.320-321].

Склады выполняют следующие  конкретные функции:

а) размещение и содержание запасов товаров для бесперебойного и ритмичного ведения торгового процесса;

б) обеспечение режима хранения с учетом особенностей и свойств товаров;

в) подбор и комплектование номенклатуры товаров, входящих в торговый ассортимент;

г) выполнение разнообразных операций, связанных с подготовкой и отпуском товаров со склада.

Прохождение товаров через  склад предопределяет затраты живого и овеществленного труда. Склады принимают на себя значительные расходы  в результате использования капитала на приобретение и содержание товарных запасов.

Признаки классификации  товарных запасов [3, c.143]:

1) по месту нахождения:

– оптовые торговые предприятия;

– розничные торговые предприятия;

– промышленные предприятия.

– пути.

2) по срокам:

– отчётные на дату;

– входные или начальные;

– выходные или конечные.

3) по показателям:

– в натуральных показателях;

– в стоимостных показателях;

– в днях оборота.

4) по назначению:

– запас текущего хранения – для обеспечения повседневных нужд торговли;

– запас сезонного назначения – для обеспечения бесперебойной торговли в период сезонных изменений спроса или предложения;

– запасы досрочного завоза – для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров;

– целевые товарные запасы – для осуществления определённых целевых мероприятий.

         Товарные запасы подразделяются  также на товарные запасы средств производства и товарные запасы предметов потребления [4, c.421].

Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического  комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако покупатель пустит его в производство). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.

Товарный запас для  приёмки и подготовки товара к  продаже создаётся в связи  с необходимостью подготовки товаров  к отпуску потребителям.

Торговый запас – это  запас, предназначенный непосредственно  для продажи его покупателям.

Рабочий запас состоит  из запаса в форме представительного  ассортиментного набора, размещаемого в торговом зале в размере однодневной  реализации и запаса в размере  однодневной реализации.

Представительный ассортиментный набор – это демонстрационный запас в торговом зале, содержащий все ассортиментные позиции данной товарной группы.

Страховой запас устанавливается  для обеспечения бесперебойной  продажи в непредвиденных обстоятельствах (например, временное отсутствие денежных средств) и запасов пути, устанавливаемых  в том случае, если заказ от иногородних  поставщиков осуществляется на условиях предоплаты. Страховой запас, таким  образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю  чувствовать себя комфортно. При  нормальном ходе производственного  или торгового процесса величина страхового запаса, в отличии от текущего, не меняется.

Текущий запас – предназначен для обеспечения бесперебойной  продажи товаров между очередными и поступившими от поставщиков.

Запас в размере однодневной  реализации также размещается в  торговом зале и пополняется ежесуточно за счет текущего запаса.

 

 

1.2 Формирование товарных запасов

 

 

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей – суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота [5, c.394].

Любой товар относится  к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются  не сразу, а постепенно, то есть регулярно  возобновляются. Размер товарных запасов  различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время  изменяется в зависимости от поступления  и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода, формула (1):

 

ТЗдн = ТЗ/Орто  ,                                                            (1)

 

где  ТЗдн – уровень товарных запасов, дни оборота;

  ТЗ – сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;

 Орто – объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях).

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны  со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота  ускорение оборачиваемости товаров  приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости  требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров  или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической (2):

 

        ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +... +1/2 ТЗn) / (n - 1) ,              (2)

 

где  ТЗср – средние товарные запасы, руб.;

Информация о работе Анализ и пути совершенствования управления товарными запасами в магазине «Продукты»