Анализ товарных запасов Хотимского райпо

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Товарные запасы – это часть общественного продукта, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления [22, с. 237].
Товарные запасы – это общая масса товаров, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для обеспечения бесперебойности торгового процесса.
Они являются частью товарного предложения и служат материальной основой для изготовления и продажи продукции[2, с. 257].
Товарно-материальные ценности, образующие запасы, подразделяются на следующие составляющие:
Производственные запасы;
Товарные запасы (запасы средств производства и товаров материально-технического снабжения; запасы товаров в торговле, общественном питании и заготовительной деятельности);
Фонды потребления [2, с. 257].

Файлы: 1 файл

GLAVA_1_1 и 1_2.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

1 ТОВАРНЫЕ  ЗАПАСЫ ХОТИМСКОГО РАЙПО И ПУТИ УСКОРЕНИЯ ИХ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ

 

1.1 Сущность товарных запасов, их классификация

 

 

Товарные запасы – это часть общественного продукта, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления [22, с. 237].

Товарные запасы – это общая масса товаров, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для обеспечения бесперебойности торгового процесса.

Они являются частью товарного предложения и служат материальной основой для изготовления и продажи продукции[2, с. 257].

Товарно-материальные ценности, образующие запасы, подразделяются на следующие составляющие:

  1. Производственные запасы;
  2. Товарные запасы (запасы средств производства и товаров материально-технического снабжения; запасы товаров в торговле, общественном питании и заготовительной деятельности);
  3. Фонды потребления [2, с. 257].

В воспроизводственном процессе  запасы выполняют ряд функций, обеспечивая:

  • непрерывность экономического воспроизводства и нормальный ход процесса обращения товаров;
  • реализацию прибавочной стоимости;
  • условия для широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса потребителей;
  • формирование факторов эффективной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • соответствие предложение товара спросу потребителей;
  • совершенствование ассортимента товаров [2, с. 257].

Запасы, обслуживающие торговый процесс, являются частью совокупной товарной массы, предназначенной для продажи товара промежуточным и конечным потребителям.

Запасы сферы обращения, перемещаясь, приобретают различные формы:

Запасы готовой продукции – Товары в пути – Товары на складах оптовых посредников – Товары в пути от оптовых организаций к розничным – Запасы на складах розничных продавцов [2, с. 257].

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения форма существования запаса статична, несмотря на то, что товар может находится в движении. Товарные запасы постоянно меняют свои структуру и размер. В момент реализации они перестают быть запасами, но, поскольку их постоянно возобновляют путем возмещения другими партиями товаров, то они превращаются в постоянно существующую величину, размер и структура, которой изменяются в зависимости от сложившихся хозяйственных условий, объемов реализации (товарооборота) [2, с. 258].

Если бы вся  цепь участников, обеспечивающих перемещение  продукции изготовителей в сферу  потребления работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основными  видами затрат, связанных с созданием  и содержанием запасов являются:

- замороженные финансовые  средства;

- расходы на содержание  специально оборудованных помещений;

- оплата труда специального  персонала;

- постоянный риск порчи, хищения [4, с. 57].

Однако отсутствие запасов  – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных  с отсутствием запасов, относят:

- потери от отсутствия  товара на складе в момент  предъявления спроса;

- потери от закупки  мелких партий товаров по более  высоким ценам;

- и др [4, с. 58].

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено  с определенными затратами, райпо и предприниматели вынуждены их создавать, т.к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

Основными мотивами, которыми руководствуются организации и предприниматели, создавая запасы, являются:

  1. Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился процесс реализации.
  2. Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока).
  3. Сезонные колебания производства некоторых видов товаров.
  4. Скидки за покупку крупной партии.
  5. Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Организации, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены на товар, созданный из ранее закупленных товарно-материальных ценностей..
  6. Издержки, связанные с установлением хозяйственных связей. Процесс оформления каждого нового договора поставки сопровождается рядом издержек административного характера (поиск покупателя, проведение переговоров с ним и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество договоров, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [2, с. 258].

Запасы находятся  в постоянном движении. Поэтому задачей органов коммерческой службы организации является организация контроля за тем, чтобы уровень запаса находился в пределах норм.

Завышение фактического уровня запасов против запланированного приводит к образованию сверхнормативных запасов. Это такое фактическое наличие товаров, которое превышает максимальный текущий, подготовильный и страховой запасы [13, с. 78].

Кроме того, существуют также  излишние запасы, которыми принято называть наличие продукции, на которую не предъявляется спрос. Излишние запасы материальных ценностей устанавливаются по двум факторам:

- отсутствию расхода данного  вида продукции в течение более  или менее длительного периода,

- путем сравнения  наличия продукции с потребностью  в них по нормам или заявкам  потребителей.

Основными причинами  образования сверхнормативных запасов  является:

- снижение фактической  потребности в данном товаре  вследствие уменьшения планов  реализации продукции,

- досрочная  отгрузка покупателям в счет  плана поставки следующих плановых  периодов,

- невыполнение или отставание выполнения планов реализации.

Анализ причин образования сверхнормативных и  излишних запасов готовой продукции  показывает, что их накопление во многом зависит от организации контроля за состоянием запасов.

В масштабах  всего народного хозяйства контроль различными органами осуществляется на основании государственной отчетности об остатках, поступлении и расходе товаров. Однако эта отчетность разрабатывается в групповом ассортименте один раз в квартал и не всегда может служить для оперативного регулирования запасов.

Для планового  регулирования уровня запасов большое  значение имеет перепись остатков важнейших  видов запасов, которая проводится по состоянию на 1 января каждого  года. Перепись осуществляется также  в групповом ассортименте и служит основой для корректировки годовых планов распределения. Задача непосредственного контроля за состоянием каждого конкретного вида продукции решается в организации. Для этого необходимо систематических получать оперативные данные об уровне запасов всех материальных ресурсов [10, с. 55].

Для более лучшего изучения товарных запасов их классифицируют по различным признакам.

Признаки классификации  товарных запасов:

    1. По месту нахождения:
      • в оптовых торговых организациях;
      • в розничных торговых организациях;
      • в промышленных организациях;
      • в пути.
    2. По срокам измерения:
    • на начало года (периода);
    • на конец года (периода);
    • средние за определенный период (месяц, квартал, год);
    • плановый (прогнозируемый) размер запасов:
    • нормируемые;
    • ненормируемые.
    1. По показателям:
      • в абсолютном выражении
      • натуральных показателях (штук, пар);
      • в стоимостных показателях (рублей);
      • в относительном выражении (дней товарооборота).
    2. По назначению:
    • запас сезонного назначения;
    • целевые товарные запасы;
    • запас текущего хранения:
  • подготовительные;
  • страховые;
  • торговые:
        • текущего пополнения;
        • запасы в торговом зале.
    1. По размеру:
          • максимальный;
          • минимальный;
          • средний запас.

6. По ассортиментной структуре:

    • продовольственные;
    • непродовольственные.

7. По отношению к изменению объема и структуры товарооборота:

  • зависящие от величины товарооборота
  • независящие от товарооборота (неприкосновенные запасы, представительный набор, целевого назначения).

8. По уровню соответствия спросу:

  • соответствующие;
  • не соответствующие (неходовые и належавшие).

9. По характеру пополнения:

  • сезонного формирования и регулярного использования;
  • регулярного пополнения и использования;
  • сезонного пополнения и использования;
  • регулярного пополнения и сезонного использования [2, с. 259].

Текущие запасы – основная часть товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками [22, с. 239].

Данные запасы составляют примерно 80-85 % общей суммы запасов, и их размер не может быть завышен или заниженным, так как завышение ведет к большим материальным потерям (часть товара с истекшим сроком хранения списывается) и финансовым затратам (на хранение товара и их уценку), в некоторых случаях становится причиной банкротства организации, а их занижение ведет к ухудшению качества обслуживания покупателей, снижению товарооборота, дефициту, вызывает неудовлетворенность потребителей, их нежелание делать покупки в данном торговом объекте.

Сезонные запасы –  образуются при сезонном характере  производства, потребления или транспортировки. Они создаются по товарным группам, которые в силу особенностей производства, спроса,  обеспечения экономической и товарной безопасности имеют разрыв между их производством и реализацией. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог [13, с. 80].

Страховые запасы – предназначены  для непрерывного обеспечения материалами  или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

  • отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
  • возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
  • непредвиденного возрастания спроса [22, с. 239].

Страховой запас, таким  образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю  чувствовать себя комфортно. При  нормальном ходе производственного  или торгового процесса величина страхового запаса, в отличии от текущего, не меняется.

Запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров [2, с. 260].

На состояние  товарных запасов влияют следующие группы факторов:

    • условия производства (объем производства, размещение организаций по экономическим районам, специализация,  расширение ассортимента товаров и др.);
    • транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность перевозок и др.);
    • условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);
    • торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей; насыщенность рынка товарами и др.);
    • физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);
    • уровень цен [22, с.237].

При формировании и создании товарных запасов необходимо выбирать их оптимальные размеры.

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

  • объемом и структурой розничного товарооборота;
  • соотношением спроса и предложения на товар;
  • организацией закупок товаров (звенность товародвижения, способ доставки);
  • уровнем цен и их динамикой;
  • физико-химическими свойствами товаров;
  • состоянием материально-технической базы организации и др.

Информация о работе Анализ товарных запасов Хотимского райпо