Организация расчётно-кассового обслуживания в коммерческом банке (на примере банка "УралСиб")

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило, 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке.
ГЛАВА 2.Современное состояние расчетно-кассового обслуживания клиентов.
2.1 Организация работы по ведению кассовых операций.
2.2. Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов банка «УралСиб».
ГЛАВА 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентуры
3.1 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов в банке «УралСиб».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

По окончании  операций с наличными деньгами и  другими ценностями кассовые работники  сдают заведующему кассой имеющуюся  у них денежную наличность вместе с кассовыми документами и  справками.

Заведующий кассой, приняв деньги, справки и документы  от кассовых работников, проверяет, заверены ли операционными работниками суммы  кассовых оборотов, указанные в справках, соответствуют ли количество и сумма  сданных кассовыми работниками  документов и денег данным справок. Затем заведующий кассой поданным справок  кассовых работников составляет сводную  справку о кассовых оборотах за день, сверяет итоги сводной справки  о кассовых оборотах с данными  бухгалтерского учета и заверяет ее подписью главного бухгалтера [3].

После сверки кассовых оборотов за день заведующий кассой записывает в книгу учета денежной наличности и других ценностей общую сумму  прихода и расхода денег и  выводит в ней остаток денежной наличности в операционной кассе, а  также остаток других ценностей  на начало следующего дня, которые заверяются подписями должностных лиц, ответственных  за сохранность ценностей.

Для обеспечения  бесперебойного снабжения клиентов наличными деньгами коммерческим банкам устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.

Для обеспечения  своевременного кассового обслуживания клиентов коммерческие банки на основании  кассовых заявок предприятий и организаций  составляют прогнозы своих кассовых оборотов. Кассовые заявки составляются клиентами коммерческого банка  по установленной форме. В них  отражаются ожидаемые поступления  наличных денег в кассу предприятий, организаций, учреждений, а также  ожидаемые выдачи наличных денег  на определенные цели. Кассовая заявка составляется по кварталам с разбивкой  по месяцам (Приложение 3).

В соответствии с правилами ведения кассовых операций предприятия, организации  и учреждения могут иметь в  своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающими их коммерческими банками. Лимит  остатка наличных денег в кассе  устанавливается банком ежегодно всем клиентам, имеющим кассу и осуществляющим наличные денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, предприятие представляет в банк расчет на установление ему лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу, по установленной форме в двух экземплярах.

В случае непредставления  такого расчета лимит остатка  кассы у предприятия считается  нулевым. Лимиты остатка кассы определяются исходя из объемов налично-денежного  оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и срока сдачи наличных денег в банк. Установленные банком лимиты остатка наличных денег в  кассе письменно сообщаются каждому  клиенту, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов. Всю денежную наличность сверх лимита предприятия и организации обязаны  сдавать в банк в порядке и  сроки, с ним согласованные. Сверх  установленного лимита наличные деньги могут храниться только для оплаты труда и других социальных выплат лишь не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки  из кассы принимается банком ежегодно на основании вышеуказанных расчетов с учетом соблюдения ими порядка  работы с денежной наличностью, состояния  расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также учреждениями банков по судам.

Для определения  объема и источников поступлений  наличных денег в кассы и направлений  их выдачи коммерческие банки составляют прогнозы кассовых оборотов. Прогноз  кассовых оборотов составляется по источникам поступления и направлениям выдачи наличных денег [4].

В кассах коммерческих банков наличные деньги хранятся в  суммах, необходимых лишь для выполнения текущих операций клиентов. Остаток  денег в кассе лимитируется. В  случае недостатка денежной наличности в кассе коммерческий банк составляет специальный расчет на подкрепление своей операционной кассы, который  доводится до расчетно-кассового  центра. Здесь сосредоточены запасы денежной наличности. При недостатке средств деньги из резервных фондов РКЦ перечисляются в операционную кассу коммерческого банка в  виде подкрепления; при превышении лимита деньги сверх лимитного остатка  возвращаются в РКЦ.

Для максимального  привлечения наличных денег в  свои кассы учреждения банков за счет своевременного и полного сбора  денежной выручки от предприятий  не реже одного раза в два года проверяют  соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем  банка самостоятельно в зависимости  от выполнения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций. При планировании проверок учитывается информация налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью, установленных в ходе документальных проверок налогового законодательства.

К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения  кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательным  и иными правовыми актами Российской Федерации.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного  оборота, соблюдению предприятиями  порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

     2.2. Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов банка «УралСиб»

     Банк  «УРАЛСИБ» предлагает клиентам услуги по открытию и ведению счетов в рублях и в иностранной валюте. Открытие счета может быть: простым и срочным, с одновременным заключением договора на установку системы «Клиент-Банк» и без.

Под «ведением» счета в Банке понимают процедуры  контроля за списанием и зачислением  наличных и безналичных денежных средств с соблюдением законности и банковских правил и норм; ведение  картотек неоплаченных расчетных документов по внебалансовым счетам 90901 и 90902 и  своевременная оплата документов из картотек в полном или частичном  формате по мере поступления средств; информирование клиентов о требованиях, предъявляемых к счету и другие операции, связанные с функционированием  счета.

В рамках процедур ведения расчетного счета банк предоставляет  копии (дубликаты) документов, связанных  с расчетно-кассовым обслуживанием:

- платежно-расчетных  документов, swift- сообщений;

- дубликатов  выписок за один день;

- выписок за  период.

Пакет услуг  по предоставлению документов, связанных  с расчетно-кассовым обслуживанием  включает:

- изготовление  и заверение Банком копий документов, предоставляемых для открытия  счета или замены/дополнения таких  документов в процессе ведения  счета;

- установление  соответствия оригиналам заверенных  клиентом копий документов, предоставляемых  для открытия счета;

- оформление  карточек с образцами подписей  и оттиска печати без заверения;

- заверение карточек  с образцами подписей и оттиска  печати;

- выдача справок,  связанные с облуживанием банковских  счетов клиентов: об уплате уставного  капитала, об открытых счетах, об  отсутствии операций по счету,  об оборотах и остатках по  счетам;

- предоставление  информации о текущем состоянии  банковского счета по телефону  с использованием кодового слова;

- предоставление  клиенту ответа по запросам  аудиторских фирм.

В рамках расчетного обслуживания Банк принимает и исполняет  платежи клиентов:

- в пределах  Банка в операционное время;

- за пределы  Банка в операционное время;

- срочно, заказным  рейсом;

- в послеоперационное  время;

- принимает платежи  на инкассо.

По письменному  обоснованному заявлению клиента  Банк может изменять условия и  аннулировать платежи; посылать запросы  по переводам по поручению клиента.

Следует отметить, что Банк УРАЛСИБ оперативно осуществляет переводы в российских рублях и иностранной  валюте как через платежную систему  Центрального Банка России (РКЦ), так  и через разветвленную корреспондентскую  сеть Банка, которая в настоящий  момент насчитывает 600 российских и  зарубежных кредитных организаций  и является крупнейшей в России. Обеспечивать клиентам и партнерам  современный уровень расчетного сервиса позволяет и членство Банка в системе межбанковских  расчетов SWIFT.

Банк производит следующие операции с наличными  средствами:

- выдача наличных  средств с рублевых и валютных  счетов;

- прием наличных  средств на рублевые и валютные  счета;

- прием наличных  рублевых средств в одном подразделении  Банка с последующим зачислением  на расчетный (текущий) счет, открытый  в другом подразделении Банка; 

- инкассация  и доставка наличных средств; 

- доставка металлической  (разменной) монеты;

- сопровождение  ценностей.

По обслуживанию наличных операций Банк осуществляет следующие действия:

- выдает денежную  наличность на различные нужды  по предварительной заявке;

- принимает и  пересчитывает: денежную наличность, внесенную в кассу Банка; сдаваемых  денежных средств в инкассаторских  сумках; сдаваемой наличности в  самоклеящихся пакетах в приемной  устройство «Автосейф»; денежную  наличность, доставленную собственной  службой инкассации Банка; совместно  с операционным отделом оформляет  и выдает денежные чековые  книжки;

- осуществляет  разменные операции по предварительным  заявкам клиентов;

- осуществляет  операции обмена ветхих купюр  на купюры, пригодные для расчетов.

Как мы уже упоминали  выше, в Банке действует собственная  инкассаторская служба, в обязанности  которой входит:

- инкассация  денежной выручки клиентов Банка;

- инкассация  денежной выручки организаций,  перевозка и сдача её в кассовое  подразделение сторонней кредитной  организации;

- доставка ценностей  клиентам, имеющим расчетный счет  в Банке;

- прием денежной  наличности в кассе сторонней  кредитной организации, доставка  и сдача её в кассы организаций;

- доставка монеты  в обмен на банкноты: отдельным  заездом, попутным заездом;

- перевозка ценностей  клиента (драгметаллы, ценные  бумаги, денежная наличность).

Банк осуществляет следующие документарные операции.

1) Аккредитивы  в рублях для расчетов на  территории РФ.

Банк является эмитентом: открытие, пролонгация, увеличение суммы аккредитива.

Банк является исполняющим: открытие счетов для учета  покрытия; авизование аккредитива; прием, проверка документов и исполнение аккредитива; запросы по аккредитиву.

2) Международные  аккредитивы.

По экспорту: авизование предстоящего открытия; авизование увеличения и изменения условия; подтверждение аккредитива; прием  и проверка документов и платеж по аккредитиву; отсрочка платежи (если Банк – исполняющий); трансферация или  передача на исполнение в другой банк; акцепт тратт; аннуляция; выполнение функций  рамбурсирующего банка; выпуск рамбурсных обязательств.

По импорту: открытие, пролонгация увеличение суммы; внесения изменений в условия; прием, проверка и отправка документов; аннуляция  аккредитива; акцепт тратт; отсрочка платежа; авизование предстоящего открытия; запросы  по аккредитиву.

3) Аккредитивы  STANDBY, банковские гарантии: открытие документарного резервного аккредитива STANDBY, а также увеличение его суммы и пролонгация; выпуск увеличение суммы и пролонгация банковской гарантии; подтверждение резервного аккредитива; аннуляция банковской гарантии, контргарантии, резервного аккредитива до окончания срока действия; оформления переуступки прав требования; авизование изменения, внесение изменений, затребование платежа и сами платежи.

Информация о работе Организация расчётно-кассового обслуживания в коммерческом банке (на примере банка "УралСиб")