Организация расчётно-кассового обслуживания в коммерческом банке (на примере банка "УралСиб")

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило, 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке.
ГЛАВА 2.Современное состояние расчетно-кассового обслуживания клиентов.
2.1 Организация работы по ведению кассовых операций.
2.2. Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов банка «УралСиб».
ГЛАВА 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентуры
3.1 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов в банке «УралСиб».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

Основные функции  расчетно-кассовых операций заключаются  в следующем:

  • организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
  • организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
  • оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке

Банковские счета  – это расчетные, текущие счета  в валюте Российской Федерации и  иностранной валюте и иные счета  в банках, открытые на основании  договора банковского счета в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, на которые могут  зачисляться и с которых могут  расходоваться денежные средства организаций  и предпринимателей [8].

Текущие счета  открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской  деятельностью. Они предназначены  для проведения расчетов в соответствии с установленными целями. Текущие  счета могут быть использованы для  зачисления выручки от реализации товаров, осуществления расчетов поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненных к ним платежам; с работниками  по выплате им зарплаты.

   Депозит – один из широко используемых источников привлечения средств банка. Через  депозиты банк расширяет возможность  кредитных вложений клиентам, другим банкам, что и создает базу для  получения доходов (прибыли).

   Депозитные  счета открываются физическим и  юридическим лицам, как в рублях, так и в иностранной валюте [8].

   Клиент  имеет право открывать любое  количество счетов.

   Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования расчетного счета  определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому  обслуживанию и тарифом на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц [8.

   Для открытия банковских расчетных счетов в валюте РФ или иностранной валюте предприятия  представляют в банк следующий пакет  документов:

  • заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица. При отсутствии в штате должности главного бухгалтера или другого должностного лица заявление может быть подписано только руководителем юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально);
  • документы, подтверждающие правовой статус юридического лица (копия, заверенная нотариально);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник);
  • документ, подтверждающий регистрацию в Фонде социального страхования РФ (подлинник);
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально;
  • документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом;
  • анкетные данные на должностных лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, уполномоченных распоряжаться счетом.

   Пакет документов на открытие счета передается предприятием сотруднику структурного подразделения банка, обслуживающего юридических лиц. Если представитель  предприятия не обладает правом действовать  в интересах организации без доверенности, он должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность на заключение договора банковского счета и открытие счета.

   Операционным  работником банка производится первичный  контроль представленных документов, после чего они передаются в юридическую  службу банка для проверки на соответствие требованиям нормативных актов  РФ и Банка России.

   После проверки документов юридической службой  и получения разрешительной надписи  руководителя банка, на заявлении на открытие счета в бухгалтерскую  службу передается для открытия счета  заявление с приложением заверенной карточки с образцами подписей должностных  лиц, имеющих право распоряжаться  счетом, и оттиска печати.

   Сотрудник бухгалтерской службы присваивает  номер счета клиенту и регистрирует его в "Книге регистрации открытых и закрытых счетов клиентов".

   Номер счета клиента проставляется  на заявлении и на его карточке с образцами подписей и оттиска  печати.

   После открытия счета, завизированного главным  бухгалтером, карточки с образцами  подписей и оттиском печати, с указанием  на них порядка и периодичности  выдачи выписок счета, передаются в  структурное подразделение.

   Карточка  с образцами подписей и оттиска  печати хранится в специальной картотеке  у операционного работника банка, ведущего счет клиента.

   После открытия счета пакет документов передается в структурное подразделение, на которое возложены обязанности  по хранению юридических дел, для  помещения в "Юридическое дело клиента".

   Банк  начинает предоставлять набор услуг, связанных с открытием и ведением расчетного счета клиента, организацией и проведением безналичных расчетов, выполнением операций с наличными  деньгами, только после открытия клиентом счета в коммерческом банке.

   Закрытие  счета может быть осуществлено по решению владельца счета, собственника имущества, предприятия, банка, арбитражного суда. Договор банковского счета  может быть расторгнут по инициативе клиента в любое время и  без всяких условий. Банк может расторгнуть  договор о расчетно-кассовом обслуживании в случаях предусмотренных договором:

  • несоблюдение требования минимального размера остатка по счету;
  • в течение месяца со дня предупреждения об этом клиента банка;
  • при отсутствии операций по счету в течение года.

   Прекращение договорных отношений осуществляется в два этапа:

  • расторжения договора;
  • закрытие счета.

   В семидневный  срок после расторжения договора остаток, имеющийся на счету, должен быть либо выдан клиенту, либо перечислен на другой счет.Счет может быть закрыт при признании предприятия банкротом, в случае принятия решения о запрете  деятельности данного субъекта хозяйствования и в других предусмотренных законом  случаях: при изменении характера  деятельности, связанным с утратой  хотя бы одного из признаков, необходимых  для данного вида счета; по решению  органа, создавшего предприятие. 
 
 

   ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КОССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИ КЛИЕНТОВ.

     2.1. Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов

 

     Кассовые  операции (услуги) банка – это  прежде всего и главным образом  прием от клиентов и выдача им наличных денег. К кассовым относят также  операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности  банкнот.

     Для осуществления кассового обслуживания коммерческие банки создают кассовый узел по месту своего расположения. Кассовый узел кредитной организации  может включать следующие помещения:

  • хранилище ценностей;
  • кладовую или сейфовую комнату;
  • операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и др.);
  • кассовый зал для клиентов;
  • кассу пересчета;
  • вечернюю кассу;
  • помещение по приему-выдаче денег инкассаторам;
  • другие функционально необходимые или вспомогательные помещения [3].

Коммерческие  банки также могут открывать  соответственно оборудованные операционные кассы вне кассового узла. Эти  кассы могут создаваться для  улучшения кассового обслуживания населения при совершении операций но приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продаже  и покупке ценных бумаг, приеме коммунальных и других платежей от физических лиц. Операционные кассы вне кассового  узла, расположенные в организациях, производят кроме вышеперечисленных  операций выдачу средств на заработную плату и выплаты социального  характера, а также и другие операции, на совершение которых у коммерческого банка имеется лицензия. Кредитная организация также имеет право устанавливать банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы.

Целесообразность  создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки  платежно-расчетных терминалов определяются руководством банка. Кассовое подразделение  возглавляет заведующий кассой, который  несет материальную ответственность  за сохранность вверенных ему  ценностей, осуществляет руководство  работой кассы, организует четкое кассовое обслуживание клиентов.

Непосредственное  выполнение операций с наличными  деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники, несущие полную материальную ответственность за сохранность  вверенных им ценностей в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации. Эти работники  обязаны строго соблюдать порядок  ведения кассовых операций в кредитных  организациях [2;3].

Прием денежной наличности в приходную кассу  банка производится по объявлениям  на взнос наличными (Приложение 2). Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает его в кассу. Кассовый работник подписывает это объявление, квитанцию и ордер к нему, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассовый работник оставляет у себя, ордер к объявлению возвращает операционному работнику для зачисления указанной суммы на счет сдатчика наличных денег.

 В конце  операционного дня кассовый работник  на основании приходных документов  составляет справку о сумме  принятых денег и количестве  поступивших в кассу денежных  документов и сверяет сумму  по справке с суммой фактически принятых им денег. Указанные в справке кассовые обороты сверяются с записями в кассовых журналах операционных работников.

Денежная наличность, принятая в кассу в течение  операционного дня, вместе с приходными документами и справкой о сумме  принятых денег и количестве поступивших  в кассу денежных документов сдается  заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

Все поступившие  в течение операционного дня  наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены  на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день. Если деньги приняты банком от клиентов в вечернюю кассу в послеоперационное время, то они зачисляются на соответствующие  счета клиентов кредитной организации  не позднее следующего рабочего дня.

Выдача наличных денег организациям происходит по денежным чекам. Для получения наличных денег  клиент предъявляет денежный чек  операционному работнику. После  соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного  чека для предъявления в кассу. Получив  денежный чек, кассовый работник еще  раз проверяет его реквизиты, выдает деньги получателю и подписывает  чек.

В конце операционного  дня кассовый работник сверяет сумму  полученных им под отчет денег  от заведующего кассой с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денег, составляет справку о сумме выданных денег  и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные  в ней кассовые обороты сверяет  с записями в кассовых журналах операционных работников. Сверка оформляется подписями  кассового работника в кассовых журналах и операционных работников.

Остаток наличных денег и расходные кассовые документы, отчетную справку кассовый работник сдает под расписку в книге  учета принятых и выданных денег (ценностей) заведующему кассой. При выполнении приходных и расходных операций одним кассовым работником составляется сводная справка о кассовых оборотах.

На приходных  и расходных кассовых ордерах  проставляются обязательные реквизиты: дата, фамилия, имя, отчество клиента, номер  счета в банке; прописью сумма  денег, подлежащая зачислению на счет или списанию со счета; подписи клиента, операционного работника, кассового  работника.

Информация о работе Организация расчётно-кассового обслуживания в коммерческом банке (на примере банка "УралСиб")