Организация расчётно-кассового обслуживания в коммерческом банке (на примере банка "УралСиб")

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило, 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания.
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке.
ГЛАВА 2.Современное состояние расчетно-кассового обслуживания клиентов.
2.1 Организация работы по ведению кассовых операций.
2.2. Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов банка «УралСиб».
ГЛАВА 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентуры
3.1 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов в банке «УралСиб».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.74 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания.

1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка

1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке.

ГЛАВА 2.Современное состояние расчетно-кассового обслуживания клиентов.

2.1 Организация работы по ведению кассовых операций.

2.2. Анализ операций  расчетно-кассового обслуживания  клиентов банка «УралСиб».

ГЛАВА 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентуры

3.1 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов в банке «УралСиб».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.

Актуальность  изучения особенностей и проблем  расчетно-кассового обслуживания клиентов определена следующими положениями.

Во-первых, специфика  банковской деятельности заключается  в ограниченной роли собственного капитала (как правило, 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке.

Во-вторых, российские банки с целью укрепления платежной  системы нашей страны и международных  стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать  такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные  услуги, чтобы через банковскую систему  проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило  бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать  платежную систему и поднять  уровень доверия к банкам.

Таким образом, очевидна необходимость всестороннего  изучения и применения на практике современных банковских продуктов  и услуг в области расчетно-кассового  обслуживания клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной  системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.

     Цель  исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками  на примере банка ОАО «Уралсиб».

     Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

     - раскрыть сущность и функции  расчетно-кассовых операций коммерческих  банков;

     - обозначить основные этапы открытия, ведения и закрытия банковских счетов;

     - охарактеризовать основные аспекты  проведения кассовых операций;

     - проанализировать операции расчетно-кассового  обслуживания банка ОАО «Урабсиб»;

     - сформулировать рекомендации по  совершенствованию расчетно-кассового  обслуживания в ОАО «Уралсиб».

Предметом исследования являются банковские операции как процесс  предоставления банковских продуктов  и услуг в рамках расчетно-кассового  обслуживания клиентов.

Объектом исследования являются операции расчетно-кассового  обслуживания клиентов коммерческих банков на примере банка ОАО «Уралсиб».

     Методологической  основой проведенного исследования является диалектический метод как  общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого  анализа и его информационного  обеспечения.

     Настоящая курсовая работа состоит из трех разделов. В первой главе рассматриваются  теоретические основы расчетно-кассового обслуживания, его основные функции.

     Вторая  глава посвящена анализу современного состояния расчетно-кассового обслуживания клиентов в кредитных организациях.

     Третья  глава содержит рекомендации по совершенствованию  расчетно-кассового обслуживания в ОАО «Уралсиб».

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

    1.   Сущность и функции  расчетно-кассовых  операций коммерческого банка

     Закон «О банках и банковской деятельности»  определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [1]:

     1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

     2) размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

     3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

     4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;

     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

     6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;

     8) выдача банковских гарантий;

     9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов).

Практически все  из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.

По определению  Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических  и физических лиц и осуществление  расчетов по их поручению» [5, с.274]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.

Остановимся подробнее  на ключевых понятиях таких, как «расчёты»  и «платежи», которые являются составной  частью расчетно-кассовых операций банка.

Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

Типичные примеры  расчетов, ведущихся в банках, - определение  объемов и цен привлекаемых и  размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к  платежам.Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение  покупателем своего денежного обязательства  или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег  должником тому, кому он должен в  соответствии с расчетами, акт надлежащего  выполнения должником своего денежного  обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.

Наличные  деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.

Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится  в функциональном аспекте на следующие  три блока [6, с.275].

Вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих следующий (2-ой) блок.

Основной  блок – собственно платежные операции.

1) Зачисление  на счета средств: 

- поступивших  владельцам счетов от третьих  лиц;

- вносимых самими  владельцами;

- получаемых  от банка (кредиты, проценты  и проч.).

2) Списание со  счетов средств в случаях:

- выполнения  клиентами своих обязательств  перед третьими лицами (оплата  приобретаемых товаров, работ,  услуг);

- выполнения  клиентами своих обязательств  перед банками, в которых они  обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных  и др.);

- уплаты клиентами  налогов и исполнения других  обязательных платежей;

- получения клиентами  наличных денег на оплату труда  сотрудников и на текущие хозяйственные  нужды.

3) Кассовые операции (прием и выдача наличных денег).

4) Ведение собственных  счетов в учреждениях Центрального  банка и других кредитных организациях.

5) Ведение корреспондентских  счетов других кредитных организаций,  открытых в данном банке.

Дополнительный  блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:

- перевод средств  клиента с одного его счета  на другой;

- конвертация  одной валюты в другую; перевод  наличных денег в безналичные  и наоборот; размен и обмен  денег и др.;

- инкассирование  денежной выручки клиентов.

Все перечисленные  выше банковские операции являются традиционными  и давно освоенными, доступными практически  для всех банков.

Добиться же конкурентных преимуществ на рынке  расчетных услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами –  проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что  требует применения современных, но достаточно дорогих технических  средств и разработки оптимальных  маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального  числа клиентов тарифы за свои услуги.

В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием  занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят:

- операционные  отделы, непосредственно обслуживающие  клиентов, то есть проводящие  операции списания и зачисления  по счетам клиентов; удерживающие  средства в доходы банка согласно  тарифам; ведущие картотеки неоплаченных  расчетных документов и принимающие  другие требования к расчетным  счетам; выдающие выписки из лицевых  счетов клиентов и т.д.;

- службы, занимающиеся  непосредственно отправкой и  приемом платежей и выписок  по корреспондентским счетам  банков через корреспондентские  сети либо через расчетно-кассовые  центры ЦБ РФ;

- кассовый узел, осуществляющие все операции  с приемом и выдачей наличных  денежных средств во взаимодействии  с отделами, обслуживающими клиентов.

В небольших  банках данные подразделения существуют как самостоятельные единицы, или  же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом и т.д.).

Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в  оперативном, точном, высокотехнологичном  осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка  России и внутрибанковскими правилами  и документооборотом конкретного  банка.

Информация о работе Организация расчётно-кассового обслуживания в коммерческом банке (на примере банка "УралСиб")