Расчетно-кассовое обслуживание в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15
2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17
2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25
2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30
2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая по дкб.doc

— 290.50 Кб (Скачать)
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По курсу: «Деньги, кредит, банки»

Тема: Расчетно-кассовое обслуживание в банке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 
 

 

      Введение

В современной  банковской практике применяются различные  виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом  факторов: потребностью клиентов банка  в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.

Актуальность  изучения особенностей и проблем  расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующим положением.

Российские банки с целью укрепления платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.

     Цель  данной курсовой работы состоит в  проведении анализа расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.

     Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

     - раскрыть сущность и функции  расчетно-кассовых операций коммерческих  банков;

     - дать характеристику нормативно-правового  обеспечения расчетно-кассовых операций;

     - выделить принципы организации  системы расчетов и виды платежных  операций;

     - дать характеристику организации  работы с юридическими лицами в Сбербанке РФ;

     - проанализировать операции расчетно-кассового  обслуживания Сбербанка РФ;

     - сформулировать рекомендации по  совершенствованию расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ.

Предметом исследования являются банковские операции как процесс предоставления банковских продуктов и услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Объектом  исследования являются операции расчетно-кассового  обслуживания корпоративных клиентов коммерческих банков на примере Сбербанка РФ.

     Методологической  основой проведенного исследования является диалектический метод как  общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого  анализа и его информационного  обеспечения.

         Период исследования курсовой работы 2009-2010 года.

     В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные  акты Российской Федерации, Банка России, международные и национальные стандарты  учета и отчетности, изучена общая  и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в области экономического анализа, бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, финансов и налогообложения; материалы периодической печати; опыт расчетно-кассового обслуживания ведущих российских банков. 
 
 
 
 

     РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РФ

     1.1 Сущность и функции  расчетно-кассовых  операций коммерческого банка

 

     Закон «О банках и банковской деятельности»  определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся [7]:

     1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

     2) размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

     3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

     4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

     6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;

     8) выдача банковских гарантий;

     9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых переводов).

Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.

По определению  Лаврушина О.И., «расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению» [20, с.274]. Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка. Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов, как юридических, так и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.

Именно  поэтому ведущие специалисты  в области банковского дела осуществление расчётов и платежей для клиентуры и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения. [ 20]

Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

Расчеты проводятся исключительно посредством  мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, то есть когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи.

Типичные  примеры расчетов, ведущихся в  банках, - определение объемов и  цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.

Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем  своего денежного обязательства  или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег  должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами, акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.

Наличные  деньги – это участвующие в обращении физически располагаемые деньги, имеющиеся в данный момент у данного экономического субъекта.

Безналичные деньги – это участвующие в обращении деньги, принадлежащие одному экономическому субъекту, однако физически в данный момент находящиеся в другого экономического субъекта, причем таким образом, что первый все равно может распоряжаться ими как собственным имуществом, отдавая по мере необходимости соответствующие указания второму.

Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится  в функциональном аспекте на следующие три блока [16, с.275].

Вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих следующий (2-ой) блок.

Основной  блок – собственно платежные операции.

1) Зачисление  на счета средств: 

- поступивших  владельцам счетов от третьих  лиц;

- вносимых  самими владельцами;

- получаемых  от банка (кредиты, проценты  и проч.).

2) Списание  со счетов средств в случаях:

- выполнения  клиентами своих обязательств  перед третьими лицами (оплата  приобретаемых товаров, работ,  услуг);

- выполнения  клиентами своих обязательств  перед банками, в которых они  обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных  и др.);

- уплаты  клиентами налогов и исполнения  других обязательных платежей;

- получения  клиентами наличных денег на  оплату труда сотрудников и  на текущие хозяйственные нужды.

3) Кассовые  операции (прием и выдача наличных  денег).

4) Ведение  собственных счетов в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях.

5) Ведение  корреспондентских счетов других  кредитных организаций, открытых  в данном банке.

Дополнительный  блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:

- перевод  средств клиента с одного его  счета на другой;

- конвертация  одной валюты в другую; перевод  наличных денег в безналичные  и наоборот; размен и обмен  денег и др.;

- инкассирование  денежной выручки клиентов.

Все платежи  и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, с точки зрения адресатов  платежей делятся на собственные (расчеты  и платежи по собственным операциям  банка) и клиентские (расчеты и  платежи по операциям клиентам).

С точки  зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:

1) Внутрибанковские  платежи (участник – только  данный банк и его филиалы);

2) Межбанковские  платежи (участники – минимум  2 кредитные организации), которые  можно проводить через:

- корреспондентские  счета в подразделениях Центрального банка РФ;

- клиринговые  центры;

- корреспондентские  счета, открытые банками непосредственно  друг у друга;

- корреспондентские  счета, открытые банками в третьем  банки.

Все перечисленные  выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время подавляющее большинство банков являются универсальными, то есть проводящими весь спектр (по крайней мере основных) банковских операций. Даже банки, филиалы и дополнительные офисы банков, открывающиеся, к примеру, в регионах как специализирующиеся на каком-либо направлении (потребительское кредитование, ипотека, автокредитование и т.д.), впоследствии, как правило, расширяют спектр своих операций и неизбежно приходят к расчетно-кассовому обслуживанию клиентов. Это объясняется, на наш взгляд, серьезной конкуренцией на рынке банковских услуг. Клиенту, будь то корпоративный клиент или частное лицо, неудобно, затратно и не оперативно брать кредит в одном банке, сдавить наличную выручку в другой, а проводить налоговые платежи – в третьем. Поэтому он отдаст предпочтение тому банку, где все эти операции доступны и возможны в рамках расчетно-кассового обслуживания клиента.

Добиться  же конкурентных преимуществ на рынке  расчетных услуг, по нашему мнению, можно лишь двумя способами – проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что требует применения современных, но достаточно дорогих технических средств и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание в банке