Расчетно-кассовое обслуживание в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка Сбербанка РФ.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В БАНКАХ РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы расчетных и кассовых операций…………………5
1.2 Правовые основы расчетно-кассового обслуживания…………………….10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ…………………………………………………………………15
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.………..15
2.2 Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ……….17
2.3 Организация кассовой работы в Сбербанке РФ…………………………...25
2.4 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»……...30
2.5 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов…………………………………………………………………………..35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая по дкб.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     Заведующий  кассой по расходному кассовому ордеру выдает кассовому или инкассаторскому  работнику необходимую сумму денег для загрузки банкомата.

     Принятую  сумму денег кассовый или инкассаторский работник пересчитывает полистно, вкладывает ее в кассеты и закрывает кассеты  на ключ.

     Кассовому или инкассаторскому работнику  для загрузки банкомата могут  выдаваться предварительно подготовленные кассеты с денежной наличностью. Подготовку денежной наличности, вложение ее в кассеты и закрытие кассет осуществляет заведующий кассой или специально выделенный кассовый работник. К кассете прикрепляется ярлык с проставлением на нем: номера банкомата, суммы вложенных денег, даты, подписи и именного штампа заведующего кассой или специально выделенного кассового работника. Принимая кассеты для загрузки банкомата, инкассаторы проверяют целость кассеты и наличие на ярлыке реквизитов.

     Кассовый или инкассаторский работник выводит из банкомата распечатку о сумме денежной наличности, выданной на основании карточек и находящейся в банкомате на момент вскрытия, и изымает кассеты из банкомата. Загружает подготовленные кассеты в банкомат и выводит из банкомата распечатку, подтверждающую факт вложения денег.

     На  основании распечатки банкомата  операционным работником кредитной  организации выписывается приходный  кассовый ордер на сдаваемую в  кассу денежную наличность и мемориальный ордер для отражения по картсчетам клиентов.

     Заведующий  кассой принимает от кассового или  инкассаторского работника денежную наличность, изъятую из банкомата, производит сверку остатка изъятых из кассет денег с данными распечатки и  расписывается в приходном кассовом ордере.

 

Выводы  и предложения

 

Расчетно-кассовые операции корпоративных клиентов банка  предполагают ведение счетов юридических  лиц и осуществление расчетов по их поручению. Осуществление расчётов и платежей для клиентуры и  для самих банков традиционно  и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, то есть таким, которые констатируют саму сущность операций банка как кредитного учреждения.

Таким образом, основные банковские операции, так или иначе, осуществляются в  рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.

Банковские  операции в рамках расчетно-кассового  обслуживания осуществляются в наличной и безналичной формах.

Все банковские операции условно можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение собственно платежных операций; основной – собственно платежные операции; дополнительный - сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка.

Основные  функции расчетно-кассовых операций заключаются в организации работы по обслуживанию счетов клиентов; организации  безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности; оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Все операции, проводимые в системе расчетно-кассового обслуживания, строго регламентированы нормативно-правовыми актами, соблюдение которых является непременным условием функционирования любого банка.

Организация российской платежной системы базируется на совокупности принципов организации  безналичных расчетов; системе счетов для осуществления платежей; системе платежных форм, документов и правил.

     Ключевыми принципами безналичных расчетов являются: принцип срочности; принцип безусловного выполнения обязательств; принцип обеспеченности, принцип имущественной ответственности; принцип многообразия форм расчетов.

     Открытие  банковских счетов корпоративным клиентам производится банками при условии  наличия у клиента правоспособности, предоставлении им пакета необходимых  документов, проведения надлежащей идентификации клиента. Заключение договора банковского счета является основанием для открытия банковского счета, внесения его в Книгу регистрации открытых (закрытых) счетов и начале совершения операций по нему.

     Традиционными и основными кассовыми операциями банка являются услуги приема от клиентов и выдачи им наличных денег. К кассовым относят также операции обмена и размена наличных денежных знаков, определение подлинности банкнот. Для обеспечения своевременного кассового обслуживания клиентов и соблюдения банковского законодательства, коммерческие банки: составляют прогнозы своих кассовых оборотов; устанавливают лимит остатка денежных средств в кассе клиента; проверяют порядок кассовой дисциплины корпоративных клиентов.

     Банковские  услуги совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными реалиями и развитием новых банковских технологий. К таковым следует отнести, прежде всего, различные модификации дистанционного управления счетов (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчетный центр, электронный клиент и т.д.); развитие «пластикового» направления обслуживания (корпоративные банковские карты, эквайринг, зарплатные проекты); развитие новых услуг по эффективному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.

     Основными валютными операциями в рамках обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятия являются: конверсионные операции; документарные операции (выдача гарантий, аккредитивная форма расчетов).

     В результате изучения зарубежного опыта  выявлена необходимость: внедрения  современных технологий в отечественных банках; реорганизации каналов сбыта; создания новых консультационных структур, мини расчетных центров; диверсификации деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг; вывода на рынок новых банковских продуктов; расширения проектов расчетно-информационного обслуживания корпоративных клиентов; развития инвестиционных банковских услуг.

     Стратегическим  приоритетом клиентской политики Банка является построение долгосрочных партнерских взаимоотношений с корпоративными клиентами. Особенностью стратегии расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов является детальная сегментация клиентской базы, на основании которой выработаны ключевые технологические и маркетинговые подходы для работы с клиентами.

     Расчетно-кассовые операции Банка совершаются под эгидой Учетно-операционного управления, включающего расчетный и операционный отделы, инкассацию, бухгалтерию и кассовое управление. Временная продолжительность расчетно-кассового обслуживания ограничена пределами операционного дня, установленного банком.

     Сбербанк  РФ предлагает юридическим лицам услуги по открытию и ведению счетов в рублях и в иностранной валюте, включающие весь спектр традиционных банковских операций: открывает и ведет банковские счета корпоративных клиентов; проводит все виды расчетных операций в рамках действующего банковского законодательства; осуществляет документарные операции с применением аккредитивной формы расчетов; выдает гарантии; обслуживает документарное инкассо; проводит конверсионные операции; осуществляет дистанционное обслуживание счетов в системе «Электронные клиент»; осуществляет валютный контроль, консультирование и сопровождение внешнеэкономической деятельности клиентов.

Кассовые  операции Банка включают выдачу и  прием наличных денежных средств в валюте РФ и иностранной валюте; разменные операции и валютно-обменные операции. Доставка и перевозка ценностей осуществляется собственной инкассаторской службой, которая оказывает услуги не только банку и его клиентам, но и другим кредитным и прочим организациям в рамках договорных отношений.

Банк  не только совершенствует традиционные услуги в области расчетно-кассового  обслуживания, но и внедряет новые (услуга «Финансовое ателье»).

Таким образом, Сбербанк РФ выполняет широкий спектр традиционных и современных операций по расчетно-кассовому обслуживанию корпоративных клиентов, которое, в свою очередь является визитной карточкой банка, важнейшей составной частью банковской работы.

В качестве рекомендаций по их совершенствованию  можно предложить Банку: современные концепции маркетинга финансовых услуг в рамках которых реализовывать сопровождение новых и существующих банковских продуктов и услуг на всех стадиях их жизненных циклов; составление планов продаж банковских продуктов; разработку требований и методических материалов для модификации продуктовых предложений; децентрализацию принятия решений и увеличение роли персональных менеджеров; развитие расчетно-информационных услуг, которые позволят привлечь на обслуживание и удержать в качестве своих клиентов крупные корпорации и холдинговые структуры.

 

     Список  использованных источников

 

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Часть вторая. Федеральный закон  Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. (ред. 06.12.2007) / Правовая  система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (Часть первая)" от 31.07.1998 г. №  146-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г. (ред. 17.05.2007)

3. «О  валютном регулировании и валютном  контроле»: Федеральный закон  от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред.30.10.2007)

4. «О  Центральном Банке Российской  Федерации (Банке России)»: Федеральный  закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в  ред.26.04.2007)

5. «О  противодействии легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным  путем и финансирование терроризма»:  Федеральный закон от 7 августа  2001 г. № 115-ФЗ (ред.28.11.2007 г.)

6. «О  бухгалтерском учете»: Федеральный  закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред.03.11.2006)

7. «О  банках и банковской деятельности»:  Федеральный закон от 2 декабря  1990 г. № 395-1 (ред.03.03.2008)

8. «О  правилах ведения бухгалтерского  учета в кредитных организациях, расположенных на территории  Российской Федерации»: Положение Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П (ред.11.10.2007)

9. «Об  открытии и закрытии банковских  счетов, счетов по вкладам (депозитам)»:  Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И

10. «О  перечне, формах и порядке составления  и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»: Указание Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У (ред.31.08.20007 г.)

11. Положение  Банка России от 01 апреля 2003 г.  № 222-П «О порядке осуществления  безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (ред.22.01.2008 г.)

12. «О  порядке ведения кассовых операций  в кредитных организациях на  территории Российской Федерации»: Положение Банка России от 9 октября  2002 г. № 199-П (ред.13.06.2007 г.)

13. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»: Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П (ред.27.07.2001)

14. «О порядке обмена информацией об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, поступающей от банков»: Письмо Федеральной Налоговой Службы от 5 февраля 2007 г. № ЧД-6-09/74 (ред.13.11.2007)

15. Банковское дело. Базовые операции для клиентов / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.

16. Банковское дело. Учебник / Под ред. Л.П. Кроливецкой, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 567 с.

17. Современные формы расчетно-кассового обслуживания: конкуренция за привлечение клиентов // Коммерсантъ. - 2008. - № 28 (576).

18. Денежное обращение и банки. Учебное пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой . - М.: Финансы и статистика, 2007. – 580 с.

19. Банки и банковские операции. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 465с.

20. Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 565 с.

21. Расчетно-кассовое обслуживание в Сбербанк России [Электронный ресурс]/ Официальный сайт СБ РФ. – Москва, 2008. – Режим доступа: http://www.sbrf.ru/ruswin/

22. www.sbrf.ru/ru/about/info - официальный сайт Сбербанка России.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание в банке