Учет расчетных операций с поставщиками и покупателями и анализ дебиторской и кредиторской задолженности (на примере РУПП «Могилевхлебпро

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование операций с поставщиками и подрядчиками и их значение в экономике предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод».
Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность операций с поставщиками и подрядчиками и их значение в экономике предприятия;
- ознакомиться с теоретическими и методологическими основами учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основными задачами;
- уточнение нормативно-правовой базы и специальной экономической литературы для изучения темы дипломной работы;
- изучение экономической характеристики РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- ознакомление с формами и способами расчетов с покупателями и заказчиками РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- ознакомление с формами и способами расчетов с поставщиками и подрядчиками РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- изучение новых методик учета и анализа расчетов в условиях компьютерных технологий
- анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ кредиторской задолженности предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ дебиторской задолженности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ рентабельности капитала РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод».
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы учета расчетов с покупателями и подрядчиками на РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
Объектом исследования является РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 4
1 Экономическая сущность операций с поставщиками и покупателями и их значение в экономике предприятия …………………………………… 8
1.1 Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основные задачи……………… 8
1.2 Обзор нормативно-правовой базы и специальной экономической литературы …………………………………………………………………….. 18
1.3 Организационно – экономическая характеристика предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»…………………… 21
2 Учет расчетов с поставщиками и покупателями РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»……………………………. 26
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками …..………………... 26
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками ….…………………… 33
2.3 Совершенствование учета расчетов в условиях информационных технологий и международного опыта……….……………………………….. 37
3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности…………………… 46
3.1 Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия. Анализ кредиторской задолженности предприятия 46
3.2 Анализ дебиторской задолженности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»………………………………………………… 58
3.3 Анализ платежеспособности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»…………………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………… 63
Список использованных источников………………………………………… 75
Приложение А. Платежное поручение 78
Приложение Б. Заявление на последующий акцепт 79
Приложение В. Анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 80
Приложение Г. Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 81
Приложение Д. Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: Контрагенты 84
Приложение Е. Реестр документов по поступившим от поставщиков товарно-материальным ценностям 87
Приложение Ж. Реестр документов «Платежное поручение» 93
Приложение И. Договор поставки с поставщиками 112
Приложение К. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 114
Приложение Л. Главная книга – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 118
Приложение М. Платежное требование 120
Приложение Н. Анализ счета 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» 122
Приложение П. Оборотно-сальдовая ведомость отгрузки-оплаты продукции 123
Приложение Р. Главная книга – счет 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» 131
Приложение С. Договор уступки-требования 132
Приложение Т. Бухгалтерский баланс 133
Приложение У. Отчет о прибылях и убытках 136
Приложение Ф. Отчет об изменении капитала 137
Приложение Х. Отчет о движении денежных средств 139
Приложение Ц. Приложение к бухгалтерскому балансу 144

Файлы: 16 файлов

1.1.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

1.2..doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.3.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.1.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

    2 Учет расчетов с поставщиками и покупателями в РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод» 

    2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  
 

    В финансовой системе Республики Беларусь расчетно-платежные отношения занимают одно из важнейших мест, так как они являются связующим элементом денежно-кредитной политики государства. Устойчивая и быстродействующая система расчетов и платежей является одним из ключевых звеньев, а также необходимой предпосылкой эффективного функционирования, как всего народного хозяйства, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

    В процессе функционирования организаций  возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком  товарно-материальных ценностей, работ, услуг, а другая - их получателем (потребителем), а значит, и плательщиком.

    Кроме того, у организации возникают  взаимоотношения с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам, внебюджетными фондами и фондом социальной защиты и другими организациями и лицами. Все эти расчеты в основном осуществляются в денежной форме.

    Расчеты - это обмен информацией между  плательщиком и получателем денег, а также финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств; процесс  урегулирования взаимных расчетных претензий.

    Расчеты организаций всех форм собственности  по своим обязательствам перед другими  хозяйствующими субъектами за товарно-материальные ценности, работы и услуги должны производиться, как правило, в безналичном порядке. В исключительных случаях с разрешения обслуживающего банка расчеты могут производиться наличными в пределах разрешенных законодательством сумм (не более 50 базовых величин в месяц).

    Основными задачами учета расчетов являются:

    - своевременное и правильное документирование операций по движению расчетов;

    - своевременное и точное ведение расчетов с дебиторами и кредиторами, периодическое проведение инвентаризаций расчетов.

    - правильная организация, своевременное и законное проведение расчетных операций наличным и безналичным путем;

    - правильное документальное оформление и контроль законности совершенных расчетных операций, полное и оперативное их отражение в учетных регистрах;

    - своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности организации;

    Основными принципами расчетов являются:

    - целевой характер платежа - перечисление денег на счет получателя осуществляется в соответствии с целями, вытекающими из содержания денежного обязательства плательщика;

    - срочность - конкретный срок выполнения плательщиком (поставщиком) договорных обязательств;

    - обеспеченность платежа - наличие у плательщика (гаранта) ликвидных средств в размере, достаточном для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

    Целью бухгалтерского учета расчетов является их своевременное и правильное отражение в учете и осуществление контроля за соблюдением сроков платежей.

    Поставщики - это предприятия, поставляющие данному предприятию товарно-материальные ценности, электроэнергию, газ, пар, воду и т.д.

    Подрядчики  выполняют для предприятия ремонтные, наладочные и другие работы.

    На  предприятии РУПП «Могилевхлебпром»  «Бобруйский хлебозавод» (далее  «Бобруйский хлебозавод») расчеты могут производиться после отгрузки продукции, товаров, услуг, а могут осуществляться в виде предварительной оплаты (предоплаты) в счет будущих поставок товарно-материальных ценностей или оказания услуг.

    Синтетический учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг осуществляется на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.

          Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности  предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.

          Счёт 60 предназначен для обобщения информации о расчётах с поставщиками и подрядчиками за:

    - полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потреблённые услуги, включая предоставление     энергии, газа, пара, воды, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчёты, документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

    - материальные ценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в порядке плановых платежей;

    - материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

    - излишки материальных ценностей, выявленные при их приёмке;

    - полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуги связи.

    Все операции, связанные с расчётами  за приобретённые материальные ценности, принятые работы или потреблённые услуги, проводят по счёту 60 независимо от времени оплаты предъявленного счёта.

    Безналичные расчеты на «Бобруйский хлебозавод» производятся как за счет имеющихся средств на расчетном счете предприятия, так и кредитов банков.

    Платежи осуществляются с согласия организации плательщика или по его поручению, за исключением случаев, установленных законодательством или правилами расчетов. «Бобруйский хлебозавод» как плательщик имеет право отказаться от акцепта (платежа) на законных основаниях.

    Все платежи организации осуществляются в порядке очередности поступления документов, кроме бюджетных налогов и оплаты энергоносителей, которые перечисляются в первоначальном порядке, а также заработная плата работников предприятия. Списание средств со счетов «Бобруйский хлебозавод» производится на основе первого экземпляра платежного поручения (приложение А), на котором стоят подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Помарки, подчистки, исправления в банковских документах не допускаются.

    В расчетных документах должны быть следующие реквизиты: наименование расчетного документа, его номер, дата;

    - номер и наименование банка плательщика;

    - наименование плательщика, номер его счета в банке,

    учетный номер налогоплательщика;

    - наименование получателя средств, номер его счета и наименование банка, назначение и сумма платежа (цифрами и прописью).

    Так согласно платежного поручения № 2788 от 04.12.2008г. (приложение 1), «Бобруйский хлебозавод» просит обслуживающий его банк - Заречное отделение  ОАО «Белагропромбанк» в г. Бобруйске, оплатить с его расчетного счета услуги подрядчика СП ООО «Фелокт-сервис» (счет подрядчика открыт в ОАО «Белгазпромбанк» г. Минск) за ремонт и техническое обслуживание в сумме 572 000 р.

    В бухгалтерском учете данная операция отражается следующими проводками:

    Д-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т сч. 51 «Расчетный счет» - 572 000 р. – оплачены услуги подрядчика за ремонт и техническое обслуживание согласно счет-фактуре №70 от 3.12.2008г.

    При этом затраты на услуги подрядчика списываются на затраты основного  производства (ремонт оборудования основного  производства).

    Поставщик, отгружая продукцию, товары, материалы, прежде всего, выписывает сопроводительный товарный документ - товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет на оплату продукции (услуги) в адрес «Бобруйский хлебозавод».

    Банковский  платежный документ выписывает или поставщик, или плательщик в зависимости от принятой формы безналичных расчетов.

    Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

    Платежное требование-поручение выписывает поставщик  в 3 экземплярах, вручает (пересылает) непосредственно  «Бобруйский хлебозавод» или сдает в свой банк. Первый экземпляр должен быть оформлен подписями и оттисками печати поставщика. Банк поставщика пересылает их в банк «Бобруйский хлебозавод», который передает документ предприятию для оплаты.

    «Бобруйский хлебозавод», определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная сумма (акцепт - согласие на оплату) была перечислена с его счета, на счет поставщика. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение «Бобруйский хлебозавод» оформляет его подписями директора и главного бухгалтера и оттиском печати на первом и втором экземплярах и сдает все экземпляры в обслуживающий банк - Заречное отделение  ОАО «Белагропромбанк» в г. Бобруйске.

    Срок, в течение которого «Бобруйский хлебозавод» обязан представить в банк акцептованное платежное поручение-требование, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

    Так «Бобруйский хлебозавод» оформляет  заявление на последующий акцепт от 04.12.2008г. № 112 (приложение Б) для обслуживающего банка с указанием наименования бенефициара, номера его счета, номера и даты платежного-требования, суммы, суммы акцепта (частичная или полная оплата), сроки акцепта, а также указание назначения комиссионных расходов по переводу.

      Банк плательщика на основании  первого экземпляра требования-поручения производит списание средств со счета плательщика и оставляет у себя, направляет второй экземпляр в банк поставщика.

    При отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик «Бобруйский хлебозавод» уведомляет непосредственно свой банк, который возвращает поставщику требование-поручение с извещением об отказе от оплаты. Или же уведомляется непосредственно поставщика.

    Полный  отказ от акцепта возможен в таких случаях: поставки незаказанных товаров, материалов; бракованных товаров, некомплектных; досрочный завоз.

    Чаще  бывает частичный отказ от акцепта: недостачи, бой, лом, порча части  товаров, завышение договорных цен, пересортица и др. Возможна также форма расчетов за товары и услуги, когда плательщик на основе сопроводительных документов поставщика (накладная, счет) и получения товаров, материалов сам выписывает от своего имени платежное поручение на оплату (если необходимо - уточняет с поставщиком и изменяет сумму платежа), и банк плательщика списывает деньги с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика, что исключает всякие случайности в оплате и ускоряет расчеты.

    Такая форма расчетов позволит в скором времени перейти к оплате поставок векселями, которые широко применяются в международной практике.

    У поставщика учет отгрузок и оплаты отражается по счету 90 «Реализация»: дебет 90, кредит 43, 45 - при списании фактической себестоимости отгруженных и реализованных товаров; дебет 51, кредит 90 - при получении выручки от реализации.

    У покупателя «Бобруйский хлебозавод» эти же операции отражаются по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: по кредиту задолженность поставщикам, а по дебету ее погашение.

      В настоящее время наряду с предоплатой применяется рассрочка платежа (коммерческий кредит) с уплатой процентов поставщику за предоставленную рассрочку платежа и на их сумму увеличивается стоимость покупаемых материальных ценностей: дебет 08, 10, кредит 60. Таким образом, согласно анализа счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (приложение В) в  декабре 2008 г. были произведены следующие бухгалтерские операции:

    Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 401 507 р. – образована задолженность подрядчику за приобретенное основное средство;

2.2..doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.3.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.1.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.2..doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

3.3.doc

— 210.00 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

дополнение в 3.3.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

список использованных источников.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Учет расчетных операций с поставщиками и покупателями и анализ дебиторской и кредиторской задолженности (на примере РУПП «Могилевхлебпро