Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ экономического положения ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»
2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
3. Рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ООО «Теплоэнергоспецмонтаж».
4. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.
5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА
РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА …. 7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности ……………... 7
1.2 Формы расчетов …………………………………………………….11
1.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовые
результаты предприятия и методика управления
дебиторской задолженностью ……………………………………………19
1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОЙ
И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
НА ООО «ТЕПЛОЭНЕРГОСПЕЦМОНТАЖ» …………………………….31
3.1 Характеристика предприятия ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»………31
3.2 Анализ состава и структуры дебиторской и
кредиторской задолженности ……………………………………..40
3.2 Анализ деловой активности предприятия …………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… .50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53

Файлы: 1 файл

Анализ деб и кредиторс задолженности 19.10.2006.doc

— 380.50 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ   …………………………………………………………………. 3                                                                                                          

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА

РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА  …. 7                              

1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности     ……………... 7                          

1.2 Формы расчетов         …………………………………………………….11                                                                                     

1.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовые

результаты предприятия и методика управления

дебиторской задолженностью      ……………………………………………19      

1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………25

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОЙ

И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

НА ООО «ТЕПЛОЭНЕРГОСПЕЦМОНТАЖ» …………………………….31

3.1 Характеристика предприятия ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»………31

3.2 Анализ состава и структуры дебиторской и

кредиторской     задолженности            ……………………………………..40                                                                                         

3.2 Анализ деловой активности предприятия      …………………………..45                                           

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         ………………………………………………………    .50                                                                                          

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.

Дебиторская и кредиторская задолженность естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями.

Дебиторская задолженность включает задолженность подот­четных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претен­зиям и спорным долгам.

Кредиторская задолженности – это долги самого предприятия перед поставщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.

Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из обо­рота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.

Основными макроэкономическими факторами появления дебиторской являются:

      определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;

      неудовлетворительная работа банковской системы;

      низкая развитость или неразвитость финансового рынка;

      игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;

      не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.

Кредиторская задолженность в определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет получить во временное пользование денежные средства принадлежащие другим организациям.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

В целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.

Анализ дебиторской и кредиторской задол­женности включает комплекс взаимосвязанных во­просов, относящихся к оценке финансового поло­жения предприятия.

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с  датой платежей по ним.

На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Однако балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности.

Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае, в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия  позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности, а так же предложить меры по оздоровлению экономической ситуации, т.е.  позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.

Цель данной курсовой работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ экономического положения ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»

2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.

3. Рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ООО «Теплоэнергоспецмонтаж».

4. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.

5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА

 

2.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

 

Каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами (рисунок 1).

Внешняя: задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредитными организациями и прочее.

 

Задолженность предприятия

 

Внутренняя: задолженность по расчетам с персоналом по отплате труда, по прочим операциям, по расчетам с подотчетными лицами, с учредителями предприятия, внутрихозяйственные и прочие расчеты

 

Рисунок 1 - Классификация задолженности предприятия по отношению к контрагенту

В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской понимают задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые в свою очередь называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, таких кредиторов называют поставщиками.

Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации,  по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

Для целей составления бухгалтерской отчетности Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и рядом других нормативных актов закреплено деление дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 2). Границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через 1 год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше  - долгосрочной.

Деление задолженности на краткосрочную и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов предприятия и их оборачиваемости.

 

 

краткосрочная

Задолженность   предприятия

     долгосрочная

Рисунок 2 - Классификация задолженности по срокам ее погашения

В некоторой научной литературе для определения параметров дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) предлагается проводить ранжирование не только самой задолженности, но и непосредственно покупателей по категориям риска. Ранжирование покупателей целесообразно производить сотрудникам договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий:

1.      Степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию.

На основе статистического учета предлагается рассчитывать степень выполнения договорных обязательств отдельными покупателями. Покупателей возможно сегментировать по ряду признаков, являющихся критериями рыночного сегментирования, таких как: география, размеры организации, отраслевая принадлежность и др. При этом, если предприятие-заказчик является новым контрагентом, то категория риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков, к которой он отнесен.

2.                 Наличие и содержание первичной информации о заказчике (покупателе).

Такой информацией могут быть: банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций, кредитные рейтинги специализированных агентств, данные из неформальных источников и т.д.

На основе проведенного ранжирования можно разделить классы заказов по рискам  (высокий, средний, низкий) и установить каждому покупателю (заказчику) в соответствии с категорией риска его заказа параметры коммерческого кредита, т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». Принятие решения по превышению параметров кредитования должно подлежать обоснованию, что входит в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности