Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ экономического положения ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»
2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
3. Рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ООО «Теплоэнергоспецмонтаж».
4. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.
5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА
РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА …. 7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности ……………... 7
1.2 Формы расчетов …………………………………………………….11
1.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовые
результаты предприятия и методика управления
дебиторской задолженностью ……………………………………………19
1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОЙ
И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
НА ООО «ТЕПЛОЭНЕРГОСПЕЦМОНТАЖ» …………………………….31
3.1 Характеристика предприятия ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»………31
3.2 Анализ состава и структуры дебиторской и
кредиторской задолженности ……………………………………..40
3.2 Анализ деловой активности предприятия …………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… .50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53

Файлы: 1 файл

Анализ деб и кредиторс задолженности 19.10.2006.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется на следующих балансовых счетах:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

63 «Расчеты по сомнительным долгам»;

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

68 «Расчеты по налогам и сборам»;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

77 «Отложенные налоговые обязательства».

На изучаемом предприятии из перечисленных балансовых счетов наибольший удельный вес занимают обороты по следующим счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В связи с этим в курсовой работе будут рассмотрены важнейшие аспекты бухгалтерского учета и анализа именно этих счетов.

 

1.2. Формы расчетов

 

В условиях рыночных отношений наряду с традиционными формами расчетов между юридическими и физическими лицами (расчеты наличными деньгами через кассу предприятия и безналичные расчеты с использованием платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований-поручений и др.) широкое распространение получила вексельная форма расчетов, а также отношения по уступке прав требования (факторинговые операции и отношения цессии). В современных условиях взаимных неплатежей распространенной формой расчетов между предприятиями  стал бартер.

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондент­ских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на де­нежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспе­чивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К то­варным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, на­учно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.

Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями, аккре­дитивами, чеками, в порядке плановых платежей, с использованием векселей, осно­ванных на зачете взаимных платежей.

При расчетах платежными поручениями-требованиями получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные ус­луги.

Оплата платежных поручений-требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немед­ленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщика и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одного­родних требований в течение трех рабочих дней после поступления требования в банк плательщика. Требование предъявляется в банк при иногородних расчетах в трех экземплярах, при одногородних - в четырех экземплярах.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае от­грузки поставщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной досрочной поставки товаров или долгосрочного оказания услуг, предъ­явления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согла­сованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифмети­ческих ошибок в требовании или в товарно-транспортном документе, поступлении части не заказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др. За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда покупатель может нести материальную ответственность.

Если покупатель отказался от акцепта поручения-требования, то поступившие по этому поучению-требованию товары (за исключением скоропортящихся) поступают на ответственное хранение покупателя. При частичном отказе от акцепта товар остается на ответственном хранении покупателя в той его части, от оплаты которой он отка­зался.

В случае акцепта платежного поручения-требования отделение банка покупателя извещает отделение банка поставщика об оплате покупателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка поставщика на расчетный или другой счет поставщика. Документооборот при расчете платежными требованиями представлен на рисунке 3.

 

Поставщик

                     1

Покупатель

 

      2                 7

 

 

 

 

      4                 5

 

 

Отделение банка, обслуживающее поставщика

                     3

Отделение банка, обслуживающее покупателя

 

Рисунок 3 - Документооборот при расчете платежными требованиями

Обозначения на схеме:                                                            

1 - отправка документов, подтверждающих отгрузку товара;

2 - сдача поставщиком платежного поручения-требования в четырех или трех экземплярах

на инкассо;

3 - отправка платежного поручения-требования в двух экземплярах учреждению банка пла­тельщика;

4 - извещение покупателя о поступлении платежного поручения-требования:

5 - отправка покупателю оплаченного платежного поручения-требования;

6 - извещение об оплате покупателем счета;

7 - перечисление платежа за счет поставщика и извещение об этом поставщика.

Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).

Расчеты платежными поручениями-требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например, со счетов плательщика без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установле­на договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соот­ветствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назна­чения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Документарный аккредитив представляет собой соглашение, в силу которого банк, действующий по поручению плательщика и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи по­лучателю средств или оплатить, акцептовать или учесть выставлен­ные им переводные векселя, либо дать полномочие другому банку произвести такой платеж или оплату, акцепт или учет переводных векселей против предусмотренных документов при соблюдении всех условий аккредитива.

Аккредитив — это форма расчетов через банк, который в этом случае является не только посредником в расчетах, но их активным и ответственным участником. Играя роль обеспечения при осущест­влении расчетов, аккредитив выступает и как инструмент финанси­рования поставщика, получающего оплату еще до поступления това­ра к покупателю, а при аккредитивах, открытых с условием отсрочки платежа — финансирования покупателя. В современной мировой торговле расчеты по аккредитиву занимают одно из веду­щих мест.

По аккредитиву с условием платежа по предъявлении бенефи­циар получает выручку после представления документов в банк и их проверки (в международном обороте процедура именуется "до­кументы против платежа"). Банк должен произвести проверку до­кументов в срок, не превышающий семи рабочих дней после их поступления. Платеж может быть, однако, произведен валютирова­нием (зачислением на счет бенефициара), отсроченным на нес­колько дней, если исполняющий банк получает покрытие не прямо от банка-эмитента, а через последующие структуры (в порядке "рамбурса").

По акцептному аккредитиву продавец (бенефициар) выставляет переводный вексель на банк-эмитент, подтвердивший или третий банк, который при предъявлении документов вместо платежа про­изводит его акцепт.

По аккредитиву с отсроченным платежом при предоставлении бенефициаром документов, соответствующих условиям аккредити­ва, банк-эмитент или подтвердивший банк выдает письменное обе­щание произвести платеж при наступлении согласованного сторо­нами срока, определенного условиями аккредитива. Такой платеж возможен как по подтвержденным, так и по неподтвержденным ак­кредитивам. Срочные аккредитивы являются инструментом финан­сирования покупателя так же, как и акцептные аккредитивы.

Аккредитивы с негоциацией (покупкой) оплачиваются обычно в банке-эмитенте по представлении документов или при наступ­лении срока и предусматривают при прохождении документов возможность их негоциации (покупки) каким-либо банком или оп­ределенно указанным банком, которые рассматриваются как ис­полняющие. Практически такая процедура сводится к предоставле­нию кредита продавцу.

Аккредитив обычно открывает банк покупателя по его поруче­нию после того, как стороны по договору купли-продажи согласу­ют условия поставки и порядок расчетов. В договоре при этом ука­зывается:

1. Наименование банка-эмитента.

2. Вид аккредитива и способ его исполнения.

3. Порядок извещения поставщика (бенефициара) об открытии аккредитива.

4. Полный перечень и точная характеристика документов пред­ставляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву.

5. Срок представления документов после отгрузки товара.

6. Срок действия аккредитива и другие необходимые условия.

Положение о безналичных расчетах предусматривает, что для открытия аккредитива плательщик должен представить своему бан­ку (банку-эмитенту) заявление на бланке, где следует указать:

1. Номер договора, по которому открывается аккредитив.

2. Срок действия аккредитива (число и месяц его закрытия).

3. Наименование поставщика.

4. Наименование банка, исполняющего аккредитив.

5. Место исполнения аккредитива.

6. Полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления (полный развернутый перечень может указы­ваться в приложении к заявлению).

7. Вид аккредитива с указанием по нему необходимых данных.

8. Для поставки каких товаров (услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказания услуг).

9. Сумму аккредитива.

10. Способ реализации аккредитива.

После урегулирования с клиентом всех деталей поручения на открытие аккредитива и вопроса постановки покрытия банк-эми­тент направляет банку бенефициара (исполняющему банку) изве­щение об открытии аккредитива с просьбой подтвердить его. Од­новременно об этом уведомляется клиент. Исполняющий банк проверяет содержание и подлинность аккредитива, однако он не обязан давать свое подтверждение и брать на себя ответственность за платеж по аккредитиву. Его решение определяется его отноше­ниями с банком-эмитентом и другими обстоятельствами. В случае отказа подтвердить аккредитив исполняющий банк соответственно информирует банк-эмитент, а аккредитив авизует бенефициару без подтверждения.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности