Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ экономического положения ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»
2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
3. Рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ООО «Теплоэнергоспецмонтаж».
4. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.
5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА
РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА …. 7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности ……………... 7
1.2 Формы расчетов …………………………………………………….11
1.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовые
результаты предприятия и методика управления
дебиторской задолженностью ……………………………………………19
1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОЙ
И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
НА ООО «ТЕПЛОЭНЕРГОСПЕЦМОНТАЖ» …………………………….31
3.1 Характеристика предприятия ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»………31
3.2 Анализ состава и структуры дебиторской и
кредиторской задолженности ……………………………………..40
3.2 Анализ деловой активности предприятия …………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… .50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53
Бухгалтерский учет организации осуществляется бухгалтерией организации. Учет организован по централизованной форме. Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений определяется внутренними правилами и должностными инструкциями организации.
Задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации;
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
В организации бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной системе. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с рабочим (выбранным) планом счетов бухгалтерского учета.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты (справки) бухгалтерии. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по заказному методу.
Главный бухгалтер организации обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки по схеме документооборота. Главный бухгалтер выполняет следующие обязанности:
- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
- возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
- обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия;
- участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;
- принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
- принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
- ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
- обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Основой организации первичного учета в организации является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, т.е. прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок место время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации.
Учетная политика – это выбор предприятием определенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета исходя из установленных правил и особенностей деятельности общества.
При формировании учетной политики ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» предполагаются имущественная независимость и непрерывность деятельности.
Учетная политика на текущий год утверждается приказом по организации в конце предшествующего года, вводиться с 1 января текущего года. Она не должна меняться в течении финансового года и распространяется на утверждение:
- рабочего плана счетов бухучета, содержащего минимальный, на достаточный перечень синтетических счетов и субсчетов;
- форм первичных учетных документов, а также форм документов бухгалтерской отчетности для нужд внутренних пользователей учетной информации;
- выбора соответствующего варианта оценки отдельных видов активов в процессе погашения его стоимости и обязательств, связанных с использованием данного имущества;
- правил документа оборота и технологии обработки учетной информации;
- соответствующего порядка контроля в процессе осуществления хозяйственных операций, а также других процедур требуемых для организации бухгалтерского учета.
На предприятии бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета с применением компьютерных программ. Все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, в корреспонденции заранее установленными дебетуемыми счетами.
В бухгалтерии ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» учет основных средств ведется по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Учет нематериальных активов ведется в карточке учета НМА и отражается на одноименном счете 04, их амортизация соответственно на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходных ордеров, карточек складского учета материалов, реестра-накладной ценных материалов.
Поступление на предприятие материалов происходит от поставщиков, подотчетных лиц при списании основных средств и их ликвидации. Синтетический учет движения материальных ценностей в денежном выражении осуществляется бухгалтером на соответствующем счете 10 «Материалы» по субсчетам. Приобретенные сырье, основные вспомогательные материалы, учитываются по цене приобретения и списываются на счете затрат по средней цене приобретения: Дебет 20,23,25,26 Кредит 10 с соответствующими субсчетами.
Правильно поставленный учет материалов позволяет организовать их рациональное расходование, что приводит к увеличению конечной прибыли.
Учет труда и зарплаты предприятия ведется на основе федеральных региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятия, включая отношения по оплате труда.
Учет рабочего времени ведется в табелях учета рабочего времени, в годовых табельных карточках. Для учета зарплаты и расчетов по ней предназначен пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В себестоимость продукции ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» включаются затраты связанные с использованием природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию. Согласно учетной политики и плану счетов и ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» - затраты на производство собираются по Дебиту счета 20 «Основное производство», затраты по вспомогательным цехам учитываются по Дебету 23 «Вспомогательные производства»;
- затраты общепроизводственного и общехозяйственного назначения собираются по Дебету счета 25 «Общехозяйственные расходы»;
- прямые расходы списывать с Кредита счетов учета ресурсов (10,69,70) на счет 20.
- расходы вспомогательных производств относить с Кредита счета 23 в дебит счета 20 или непроизводственных счетов;
- прямые затраты распределяются пропорционально зарплате основных рабочих, издержки обращения списываются на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
Финансовый результат формируется на счете 90 «Продажи» в разрезе отдельных видов деятельности. В конце отчетного периода сальдо счета 90 закрывается бухгалтерской проводкой субсчета 9 «прибыль (убыток) от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Экономическая характеристика ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»
Эффективное хозяйствование предполагает постоянное изучение показателей работы предприятия. В процессе оперативного анализа деятельности изучают и оценивают показатели, которые характеризуют, с одной стороны, результат – прибыль, а с другой, ресурсы и затраты – материально-техническая база, оборотный капитал, трудовые ресурсы, Это означает, что аналитическая работа должна базироваться на системе показателей. Основные показатели работы предприятия приведены ниже в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели работы ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»
Показатели | 2004, тыс. руб. | 2005, тыс.руб. | 2005 в % к 2004 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка от продаж | 9932 | 10277 | 103,5 |
2. Затраты | 1949 | 1968 | 101,7 |
3. Прибыль (убыток) | 405 | 439 | 108,4 |
4. Рентабельность, % | 0,21 | 0,22 | 105,6 |
5. Основные средства | 5516,7 | 4687,1 | 85,1 |
6. Фондоотдача, руб./руб. | 1,8 | 2,1 | 117,1 |
7. Фондовооруженность,руб./чел | 74,6 | 70,1 | 94,1 |
8. Фондоемкость, руб./руб. | 0,55 | 0,45 | 82,1 |
9. Оборотные средства | 1097,9 | 2735 | 249,1 |
10. Скорость обращения, дни | 9,1 | 4,1 | 45,1 |
11. Число оборотов, об. | 39,7 | 95,8 | 241,3 |
12. Коэффициент закрепления, руб./руб. | 0,11 | 0,27 | 245,4 |
13. Численность работников, чел. | 74 | 67 | 90,5 |
14. Фонд оплаты труда | 1025 | 1650 | 161,7 |
15.Среднемесячная заработная плата, руб. | 1385,1 | 2463,8 | 178,7 |
16. Производительность труда, руб./чел. | 134,2 | 153,4 | 114,4 |
Из таблицы 2.1 видно, что за исследуемый период наблюдается рост многих финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Увеличилась производительность труда на 1,1%; выручка от продаж по сравнению с предыдущим годом возросла на 345 тыс. руб.; снизилась фондовооруженность с 74,6 руб./чел, в 2004 году до 70,1 руб./чел, в 2004 году; доля основных средств в валюте баланса уменьшилась на 8,5 %, а также коэффициент обновления основных средств с 0,11 руб./руб. в 2005 году до 0,27 руб./руб. в 2004 году.
Осуществление деятельности любого предприятия возможно на основе функционирования вложенного капитала. Авансированный капитал включает в себя основные и оборотные средства. Состав капитала зависит от сферы деятельности – в торговле в составе оборотного капитала высок удельный вес средств в товарных запасах.
Основные средства и трудовые ресурсы – важные элементы производственного процесса любой структурно-правовой организации. Эффективное их использование дает большой экономический эффект. В любом производстве должен происходить непрерывный процесс замены старых основных средств новыми, процесс их обновления, что создает основу для дальнейшего повышения эффективности производства.
Для оценки хозяйственной и предпринимательской деятельности необходимо проанализировать состояние и эффективность использования оборотных средств предприятия. Основные средства учитываются и анализируются в стоимостном и натуральном выражениях.
Результаты работы предприятия зависят не только от общего размера фондов, но и от их структуры. Отношение отдельных видов основных фондов к общей их стоимости определяет структуру основных фондов.
2.2. Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
Оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.
Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности