Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ экономического положения ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»
2. Классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
3. Рассмотреть вопросы учета дебиторов и кредиторов на ООО «Теплоэнергоспецмонтаж».
4. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.
5. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА
РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО ХАРАКТЕРА …. 7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности ……………... 7
1.2 Формы расчетов …………………………………………………….11
1.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовые
результаты предприятия и методика управления
дебиторской задолженностью ……………………………………………19
1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОЙ
И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
НА ООО «ТЕПЛОЭНЕРГОСПЕЦМОНТАЖ» …………………………….31
3.1 Характеристика предприятия ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»………31
3.2 Анализ состава и структуры дебиторской и
кредиторской задолженности ……………………………………..40
3.2 Анализ деловой активности предприятия …………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… .50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53

Файлы: 1 файл

Анализ деб и кредиторс задолженности 19.10.2006.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

 

Бухгалтерский учет организации осуществляется бухгалтерией организации. Учет организован по централизованной форме. Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений определяется внутренними правилами и должностными инструкциями организации.

Задачами бухгалтерского учета являются:

-                     формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации;

-                     обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-                     своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

В организации бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной системе. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии  с рабочим  (выбранным) планом счетов бухгалтерского учета.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты (справки) бухгалтерии. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по заказному методу.

Главный бухгалтер организации обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки по схеме документооборота. Главный бухгалтер выполняет следующие обязанности:

- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

- возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

- организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

- обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;

- осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия;

- участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

- принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

- принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;

- ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

- обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Основой организации первичного учета в организации является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, т.е. прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок место время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации.

Учетная политика – это выбор предприятием определенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета исходя из установленных правил и особенностей деятельности общества.

При формировании учетной политики ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» предполагаются имущественная независимость и непрерывность деятельности.

Учетная политика на текущий год утверждается приказом по организации в конце предшествующего года, вводиться с 1 января текущего года. Она не должна меняться в течении финансового года и распространяется на утверждение:

- рабочего плана счетов бухучета, содержащего минимальный, на достаточный перечень синтетических счетов и субсчетов;

- форм первичных учетных документов, а также форм документов бухгалтерской отчетности для нужд внутренних пользователей учетной информации;

- выбора соответствующего варианта оценки отдельных видов активов в процессе погашения его стоимости и обязательств, связанных с использованием данного имущества;

- правил документа оборота и технологии обработки учетной информации;

- соответствующего порядка контроля в процессе осуществления хозяйственных операций, а также других процедур требуемых для организации бухгалтерского учета.

На предприятии бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета с применением компьютерных программ. Все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, в корреспонденции заранее установленными дебетуемыми счетами.

В бухгалтерии ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» учет основных средств ведется по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Учет нематериальных активов ведется в карточке учета НМА и отражается на одноименном счете 04, их амортизация соответственно на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходных ордеров, карточек складского учета материалов, реестра-накладной ценных материалов.

Поступление на предприятие материалов происходит от поставщиков, подотчетных лиц при списании основных средств и их ликвидации. Синтетический учет движения материальных ценностей в денежном выражении осуществляется бухгалтером на соответствующем счете 10 «Материалы» по субсчетам. Приобретенные сырье, основные вспомогательные материалы, учитываются по цене приобретения и списываются на счете затрат по средней цене приобретения: Дебет 20,23,25,26 Кредит 10 с соответствующими субсчетами.

Правильно поставленный учет материалов позволяет организовать их рациональное расходование, что приводит к увеличению конечной прибыли.

Учет труда и зарплаты предприятия ведется на основе федеральных региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятия, включая отношения по оплате труда.

Учет рабочего времени ведется в табелях учета рабочего времени, в годовых табельных карточках. Для учета зарплаты и расчетов по ней предназначен пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В себестоимость продукции ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»  включаются затраты связанные с использованием природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию. Согласно учетной политики и плану счетов и ООО «Теплоэнергоспецмонтаж» - затраты на производство собираются по Дебиту счета 20 «Основное производство», затраты по вспомогательным цехам учитываются по Дебету 23 «Вспомогательные производства»;

- затраты общепроизводственного и общехозяйственного назначения собираются по Дебету счета 25 «Общехозяйственные расходы»;

- прямые расходы списывать с Кредита счетов учета ресурсов (10,69,70) на счет 20.

- расходы вспомогательных производств относить с Кредита счета 23 в дебит счета 20 или непроизводственных счетов;

- прямые затраты распределяются пропорционально зарплате основных рабочих, издержки обращения списываются на счет 90-2 «Себестоимость продаж».

Финансовый результат формируется на счете 90 «Продажи» в разрезе отдельных видов деятельности. В конце отчетного периода сальдо счета 90 закрывается бухгалтерской проводкой субсчета 9 «прибыль (убыток) от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Экономическая характеристика ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»

Эффективное хозяйствование предполагает постоянное изучение показателей работы предприятия. В процессе оперативного анализа деятельности изучают и оценивают показатели, которые характеризуют, с одной стороны, результат – прибыль, а с другой, ресурсы и затраты – материально-техническая база, оборотный капитал, трудовые ресурсы,  Это означает, что аналитическая работа должна базироваться на системе показателей. Основные показатели работы предприятия  приведены ниже в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели работы ООО «Теплоэнергоспецмонтаж»

Показатели

2004,      тыс. руб.

2005, тыс.руб.

2005 в % к 2004

1

2

3

4

1. Выручка от продаж

9932

10277

103,5

2. Затраты

1949

1968

101,7

3. Прибыль (убыток)

405

439

108,4

4. Рентабельность, %

0,21

0,22

105,6

5. Основные средства

5516,7

4687,1

85,1

6. Фондоотдача, руб./руб.

1,8

2,1

117,1

7. Фондовооруженность,руб./чел

74,6

70,1

94,1

8. Фондоемкость, руб./руб.

0,55

0,45

82,1

9. Оборотные средства

1097,9

2735

249,1

10. Скорость обращения, дни

9,1

4,1

45,1

11. Число оборотов, об.

39,7

95,8

241,3

12. Коэффициент закрепления, руб./руб.

0,11

0,27

245,4

13. Численность работников, чел.

74

67

90,5

14. Фонд оплаты труда

1025

1650

161,7

15.Среднемесячная заработная плата, руб.

1385,1

2463,8

178,7

16. Производительность труда, руб./чел.

134,2

153,4

114,4

Из таблицы 2.1 видно, что за исследуемый период наблюдается рост многих финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Увеличилась производительность труда на 1,1%; выручка от продаж по сравнению с предыдущим годом возросла на 345 тыс. руб.; снизилась фондовооруженность с 74,6 руб./чел, в 2004 году до 70,1 руб./чел, в 2004 году; доля основных средств в валюте баланса уменьшилась на 8,5 %, а также коэффициент обновления основных средств с 0,11 руб./руб. в 2005 году до 0,27 руб./руб. в 2004 году.

Осуществление деятельности любого предприятия возможно на основе функционирования вложенного капитала. Авансированный капитал включает в себя основные и оборотные средства. Состав капитала зависит от сферы деятельности – в торговле в составе оборотного капитала высок удельный вес средств в товарных запасах.

Основные средства и трудовые ресурсы – важные элементы производственного процесса любой структурно-правовой организации. Эффективное их использование дает большой экономический эффект. В любом производстве должен происходить непрерывный процесс замены старых основных средств новыми, процесс их обновления, что создает основу для дальнейшего  повышения эффективности производства.

Для оценки хозяйственной и предпринимательской деятельности необходимо проанализировать состояние и эффективность использования оборотных средств предприятия. Основные средства учитываются и анализируются в стоимостном и натуральном выражениях.

Результаты работы предприятия зависят не только от общего размера фондов, но и от их структуры. Отношение отдельных видов основных фондов к общей их стоимости определяет структуру основных фондов.

 

2.2. Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности

 

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с  датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности