Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование операций с поставщиками и подрядчиками и их значение в экономике предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод».
Для достижения цели исследования были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность операций с поставщиками и подрядчиками и их значение в экономике предприятия;
- ознакомиться с теоретическими и методологическими основами учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основными задачами;
- уточнение нормативно-правовой базы и специальной экономической литературы для изучения темы дипломной работы;
- изучение экономической характеристики РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- ознакомление с формами и способами расчетов с покупателями и заказчиками РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- ознакомление с формами и способами расчетов с поставщиками и подрядчиками РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- изучение новых методик учета и анализа расчетов в условиях компьютерных технологий
- анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ кредиторской задолженности предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ дебиторской задолженности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
- анализ рентабельности капитала РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод».
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы учета расчетов с покупателями и подрядчиками на РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;
Объектом исследования является РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»;.
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Экономическая сущность операций с поставщиками и покупателями и их значение в экономике предприятия …………………………………… 8
1.1 Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями, основные задачи……………… 8
1.2 Обзор нормативно-правовой базы и специальной экономической литературы …………………………………………………………………….. 18
1.3 Организационно – экономическая характеристика предприятия РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»…………………… 21
2 Учет расчетов с поставщиками и покупателями РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»……………………………. 26
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками …..………………... 26
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками ….…………………… 33
2.3 Совершенствование учета расчетов в условиях информационных технологий и международного опыта……….……………………………….. 37
3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности…………………… 46
3.1 Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия. Анализ кредиторской задолженности предприятия 46
3.2 Анализ дебиторской задолженности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»………………………………………………… 58
3.3 Анализ платежеспособности РУПП «Могилевхлебпром» «Бобруйский хлебозавод»…………………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………… 63
Список использованных источников………………………………………… 75
Приложение А. Платежное поручение 78
Приложение Б. Заявление на последующий акцепт 79
Приложение В. Анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 80
Приложение Г. Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 81
Приложение Д. Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: Контрагенты 84
Приложение Е. Реестр документов по поступившим от поставщиков товарно-материальным ценностям 87
Приложение Ж. Реестр документов «Платежное поручение» 93
Приложение И. Договор поставки с поставщиками 112
Приложение К. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 114
Приложение Л. Главная книга – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 118
Приложение М. Платежное требование 120
Приложение Н. Анализ счета 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» 122
Приложение П. Оборотно-сальдовая ведомость отгрузки-оплаты продукции 123
Приложение Р. Главная книга – счет 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками» 131
Приложение С. Договор уступки-требования 132
Приложение Т. Бухгалтерский баланс 133
Приложение У. Отчет о прибылях и убытках 136
Приложение Ф. Отчет об изменении капитала 137
Приложение Х. Отчет о движении денежных средств 139
Приложение Ц. Приложение к бухгалтерскому балансу 144
2.3
Совершенствование
учета расчетов в условиях
информационных технологий
и международного опыта
Роль автоматизации бухгалтерского учета чрезвычайно велика в современных условиях. Компьютеризация учета является основным инструментом эффективной обработки экономической информации.
В данное время на программном рынке бухгалтерских систем в Республике Беларусь существует разнообразие программ таких как:
- «1С: Бухгалтерия» (версии 6, 7.7, 8.0);
- «Галактика»;
- «Анжелика»;
- «Бест»;
- «Ветразь»;
- «Гедымин»;
- «IT Бухгалтерия»;
- «Economist».
Все
программы имеют широко представленную
на территории республики техническую
поддержку, постоянно обновляемые
внедрения и изменения
Самыми
популярными программами
Таким образом, платформа 1С в совокупности занимает 68% рынка по причине своих технических, сервисных качеств. Также темпы разработки компонентов этой программы превышают темпы производства и выпуска новых программных продуктов других разработчиков. На предприятии «Бобруйский хлебозавод» бухгалтерский учет автоматизирован. Для ведения непосредственно бухгалтерского учета используется специализированная бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия».
Для
совершенствования учета
Компаний, работающих со своими покупателями и заказчиками исключительно по предварительной оплате, в Республике Беларусь сегодня меньшинство, и потому вопрос управления дебиторской задолженностью по-прежнему актуален. Какова общая сумма дебиторской задолженности и из чего она сложилась? Насколько велика или мала эта цифра в сравнении с прошлым месяцем, аналогичным периодом прошлого года? Какова структура по датам возникновения? Какие именно покупатели и заказчики не оплачивают нашу продукцию? Какие именно заказы (заявки), отгрузки не оплачены? В чем причины неоплат и когда ожидать платежей? Какие действия предпринимаются сотрудниками компании для возврата дебиторской задолженности и насколько они эффективны? Вот, пожалуй, те вопросы, ответы на которые хотели бы знать руководители предприятия.
В новой версии программы «1С: Бухгалтерия» может быть составлен отчет, дающий информацию о суммах задолженности контрагентов перед предприятием на определенную дату, в выбранной валюте.
Отчет может быть детализирован по контрагентам - покупателям и заказчикам компании.
В случаях, когда список дебиторов не умещается на одну страницу, отобрать визуально контрагентов с наибольшей задолженностью поможет отчет «Дебиторская задолженность – диаграмма»
В «1С:Предприятии 8.0» есть возможность указать для каждого контрагента головную организацию (обозначив тем самым принадлежность контрагента к холдингу), и далее формировать необходимую аналитическую отчетность в разрезе холдингов. Таким образом, получив отчет о дебиторской задолженности, сгруппированный по головным контрагентам, можно увидеть какую долю от общей задолженности составляют те или иные контрагенты.
Заметим, что группировка информации в отчетах по головным контрагентам как раз и относится к числу тех возможностей «1С: Предприятия 8.0», о которых знают не все пользователи системы.
Получив
суммы дебиторской
Отчет можно сформирован в валюте управленческого и детализировать по контрагентам. Такая детализация дает возможность посмотреть динамику изменения объема дебиторской задолженности в течение периода времени по каждому интересующему нас должнику в отдельности.
Подсистема «Бюджетирование», которая входит в состав основного решения на платформе «1С:Предприятие 8.0» - «Управление производственным предприятием» (сокращенно «УПП»). Комплексное решение «УПП» содержит несколько подсистем: управление производством, управление продажами, управление закупками, управление денежными средствами, бюджетирование, управление персоналом, управление оборудованием, бухгалтерский учет, МСФО. Не всегда целесообразно внедрять абсолютно все подсистемы, и потому решение о том, какие именно возможности УПП будут использоваться предприятием, принимается индивидуально в каждом конкретном случае, в зависимости от специфики деятельности компании и целей внедрения информационной системы на основе «УПП». Решение о внедрении подсистемы «Бюджетирование», как правило, принимается на основании того обстоятельства, что главной возможностью подсистемы является составление бюджетов. С помощью подсистемы «Бюджетирование» возможно:
Сформировать прогнозный баланс и ряд других прогнозных форм, с учетом различных вариантов (сценариев) будущего финансового состояния компании, провести анализ прогнозных данных,
Получить управленческий баланс и другие финансовые отчеты по фактическим данным за выбранный период, провести финансовый анализ данных и сравнение прибыли с другим периодом,
Сравнить между собой два и более бюджета (в целом и постатейно) на различные периоды времени, сравнить между собой разные варианты (сценарии) бюджетов на один и тот же период,
Провести план-фактный анализ, выявить отклонения факта от плана (в абсолютных величинах и в процентах),
Провести сравнение фактических данных нескольких периодов,
Выполнить расчет показателей произвольного вида (по формулам, которые задает пользователь системы), на основе плановых (бюджетных) или фактических данных.
Для получения данных о суммах дебиторской задолженности на три различные даты и сравнения сумм между собой необходимо воспользоваться отчетом подсистемы «Бюджетирование», который называется «Сравнительный анализ остатков на счетах бюджетирования». Чтобы получить в отчете детализацию по контрагентам-дебиторам, на вкладке «Группировки» добавляем группировку «Контрагент». Сделав все вышеописанные настройки и нажав кнопку «Сформировать», мы получим отчет именно в таком виде, как на Безусловно, в оперативном контуре системы «1С: Предприятие 8.0» (в частности, в подсистеме «управление продажами») тоже можно получить информацию о дебиторской задолженности, причем в самых различных аналитических разрезах. Но для красивого сравнения данных нескольких периодов «одной кнопкой» лучше подходят возможности, предоставляемые подсистемой «Бюджетирование».
Финансовые расчеты - гибкий инструмент в системе «1С: Предприятие 8.0», которые позволяет пользователю системы строить финансовые отчеты произвольного вида. Пользователь системы самостоятельно задает структуру финансового расчета - указывает, какие строки и показатели будут присутствовать в отчете, и по каким формулам будут рассчитаны значения этих показателей. При этом в финансовый расчет можно ввести данные, как из подсистемы «бюджетирование», так и из других подсистем - например, «управление производством» или «управление персоналом».
Для того, чтобы сделать предположения относительно причин задолженности, программа позволяет проанализировать полученные цифры в различных аналитических разрезах. Только проанализировав одну и ту же ситуацию (цифру, проблему) с нескольких разных сторон, можно сделать относительно правильные выводы. Задолженность в информационной системе «1С: Предприятие 8.0» можно посмотреть в следующих аналитических разрезах:
По контрагентам-дебиторам.
По интервалам возникновения задолженности.
По
договорам, заключенным с контрагентами-
По видам договоров.
По заказам (заявкам).
По видам заказов (заявок).
По типам контрагентов (в разрезе тех типов классификаций, которые приняты в компании), например по географическим регионам местонахождения контрагентов.
По менеджерам, которые отгружали продукцию (товары, услуги) контрагентам-дебиторам.
По основным менеджерам контрагентов-дебиторов.
По подразделениям компании.
В
программе можно составить
Как показывает практика, вероятность возврата задолженности дебитором тем больше, чем меньше срок возникновения этой задолженности. Конечно, могут быть исключения, но в любом случае, при равных усилиях, затрачиваемых компанией на возврат долга, «свежие» долги обычно возвращаются с гораздо большим успехом.
В возможностях программы расчет вариантов возврата и рисков невозврата задолженности. Расстановка приоритетов необходима, ведь ресурсы, которые может выделить компания на работу с дебиторами, не бесконечны.
Таким образом можно использовать отчетность, формируемую в «1С: Предприятии 8.0», для анализа и принятия решений.
Следующий вопрос, который мы рассмотрим - анализ дебиторской задолженности в разрезе договоров и заказов.
Анализ дебиторской задолженности в разрезе договоров и заказов (заявок) покупателей.
Вообще
говоря, информацию о дебиторской
задолженности в разрезе
Группировка данных в отчетах может выполняться как по вертикали (по строкам), так и горизонтально (по колонкам).
В нашем случае группировка по горизонтали выполнена по контрагентам, а по вертикали - по договорам контрагентов.
Таким образом, можно получить понятный отчет о дебиторской задолженности в разрезе договоров, заключенных с покупателями и заказчиками.
Возможность проанализировать, по каким договорам возникает задолженность, существует. Договоры в «1С:Предприятии 8.0» можно разделять по видам, используя, например, аналитический признак «Вид взаиморасчетов». Далее в отчете «Задолженность по контрагентам», достаточно сгруппировать данные по этому аналитическому признаку и специалист незамедлительно получит ответ на свой вопрос.
В
программе можно разделять
С помощью выборки информации дебиторской задолженности «по заказам» возможность в системе существует только в том случае, если в договорах выбран признак ведения взаиморасчетов «по заказам», а не «по договору в целом».
Далее можно провести еще более глубокий анализ заказов по различным критериям, группируя заказы по подразделениям компании, ответственным сотрудникам и любой другой информации, которая присутствует в заявках покупателей. Или даже не присутствует. Для решения своей задачей выяснить, не связаны ли каким-либо образом задержки в оплатах покупателей с качеством продукции компании можно следующим образом. Для выполнения этой задачи необходимо сделать следующее: на основании опроса покупателей указать непосредственно в заказах, как оценивает покупатель качество отгруженной по заказу продукции, а затем - сгруппировать все заказы, по которым есть задолженность, по этим оценкам. А после этого соотнести полученную информацию с суммами дебиторской задолженности по заказам.
В «1С: Предприятии 8.0» возможно добавлять в документы (и не только в документы) любые дополнительные реквизиты, называемые «свойствами». Воспользовавшись такой возможностью, было разработано новое свойство, которое назвали «Оценка покупателей качества продукции по заказу» и даже задали для него возможные варианты значений «Удовлетворительно», «Неудовлетворительно».