Организация планирования в системе управленческого учета на примере ООО «Акварель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных проблем организации планирования в системе управленческого учета на предприятии.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть взаимосвязь планирования и бухгалтерского учета;
- определить бюджет как элемент общего процесса планирования;
- проанализировать проблемы организации планирования в системе управленческого учета
- описать западную практику бюджетного планирования;
- рассмотреть организацию планирования в системе управленческого учета на примере составления бюджета движения денежных средств в ООО «Акварель».

Оглавление

Введение 3
1. Основные аспекты и проблемы организации планирования в системе управленческого учета 5
1.1. Взаимосвязь планирования и бухгалтерского учета 5
1.2. Система планов на предприятии 8
1.3. Бюджет как элемент общего процесса планирования 9
1.4. Проблемы организации планирования в системе управленческого учета 12
1.5. Бюджетное планирование: западная практика 17
2. Организация планирования в системе управленческого учета в ООО «Акварель» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия 21
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 25
2.3. Разработка системы бюджетирования для предприятия 26
2.4. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35

Файлы: 1 файл

Курсовая ВСХ Планирование в системе бух упр учета.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

     Основываясь на полученных данных, можно сделать  вывод о том, что предприятие  развивается неравномерно, не имея четкой стратегии развития.  

      2.3. Разработка системы бюджетирования для предприятия  

     Для рассматриваемого предприятия предлагаю  выбрать принцип бюджетирования «сверху вниз», т.к. предприятие малое, имеет несложную организационную структуру, а самое главное по причине неготовности руководства к децентрализации управления. 

     Следующим шагом для разработки бюджетирования будет определение финансовой структуры  предприятия.

     При детальном рассмотрении ООО «Акварель», несмотря на большой ассортимент выпускаемой продукции, можно выделить два основных направления деятельности. Во-первых, это производство и реализация через фирменный магазин одежды из кожи и меха, во вторых – пошив одежды по индивидуальным заказам (в том числе вышивка).

     Такое разделение обосновано тем, что при  производстве одежды на продажу присутствуют практически все виды затрат, обычно включаемые в себестоимость. Тогда  как при пошиве заказов в себестоимость  не входят затраты на сырье и материалы. Поэтому и при расчете эффективности деятельности предприятия следует разделять  направления его деятельности (выделение бизнесов).  

     По  этой же причине целевые и контрольные  показатели для каждого бизнеса  также будут отличаться (табл.3)

     Таблица 3

     Контрольные показатели бюджетирования для ООО «Акварель»

Контрольные показатели Производство  Ателье 
1. Объем продаж Увеличение  на 25-30% Увеличение  выручки  на 30%
2.Норматив  запасов готовой продукции Сокращение  запасов до 30% от объема продаж. ---
3. Норма и масса маржинальной, операционной, балансовой и чистой прибыли + +
4. Доходность активов + +
5. Нормы затрат наиболее важных  видов ресурсов Установление  лимитов  ---
6. Размер кредиторской задолженности Уменьшение  ---
 

     Поскольку одной из задач бюджетирования является повышение эффективности ведения бизнеса, то в ходе разработки бюджетирования для ООО «Акварель» необходимо разработать ряд мер, которые позволят вывести предприятие из кризисного состояния и улучшить его финансовое состояние. Предложения по улучшению финансового состояния ООО «Акварель» представлены в данных табл.4. 
 

     Таблица 4

     Предложения по улучшению финансового состояния  ООО «Акварель»

Показатели, требующие улучшения Предложения по повышению эффективности Бюджет, в котором  отразятся изменения
1 2 3
  1. выручка
  1. увеличение объемов продаж:
- разработать  программу по привлечению покупателей  (акции, распродажи, скидки);

- провести эффективную  рекламную кампанию;

- сотрудничество  с розничными магазинами для  реализации в них продукции;

  1. передача части арендуемых помещений в субаренду для получения дополнительной прибыли
Бюджет продаж, БДиР. 
 
 
 

БДиР, БДДС.

2) себестоимость  сокращение  производственной себестоимости  продукции за счет:

- снижения затрат  на сырье и материалы за  счет поиска новых поставщиков  или договоренности о скидках с существующими;

- установление  лимитов на расход сырья, для  чего необходимо разработать  нормы затрат материалов и  допустимые отклонения;

- снижения накладных  расходов (установление лимитов).

Бюджет прямых материальных затрат, бюджет накладных расходов, БДиР.
  1. Постоянные  расходы
  1. На коммерческие расходы установить лимиты в пределах маркетинговой кампании, разработанной для стимулирования сбыта;
  2. Снижение управленческих расходов:
- за счет передачи  части производственных площадей  в субаренду сократится арендная плата;
Бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, БДиР, БДДС
4) прибыль  1) увеличение  выручки (см. п.1);

2) снижение затрат (пп.2,3);

3) использование  операционного рычага;

4) контроль за  показателями рентабельности.

БДиР, БДДС, баланс.
5) ликвидность,  платежеспособность 1)  увеличение  наиболее ликвидных активов (денежных  средств);

2) сокращение  дебиторской задолженности;

3) сокращение  запасов;

4) сокращение  кредиторской задолженности;

5) обеспечение  оборотных средств за счет использования долгосрочных пассивов.

БДДС, баланс
6) финансовая  независимост, финансовая устойчивость 1) контроль за  соотношением собственного и  заемного капиталов;

2) использование  в управлении финансового рычага;

3) сокращение  запасов;

4) увеличение прибыли, как основного источника образования постоянного капитала;

 

     Для разработки бюджетирования на предприятии  предлагается выделить два центра финансового учета (ЦФУ) – «Производство» и «Ателье». 

       В качестве примера составим  бюджет движения денежных средств ООО «Акварель».

     Таблица 5

     Бюджет  движения денежных средств                               руб.

ЦФУ "Производство"
показатели отчетный год Янв. Фев. Март 1 кв. 2кв. 3кв. 4кв. всего за год
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ САЛЬДО 478,00 478,00     478,00        
поступило денежных средств   621,48 632,23 580,60 1834,31 1504,40 1690,13 3829,87 8338,71
выручка от реализации всего   621,48 562,23 580,60 1764,31 1234,40 1510,13 3829,87 8338,71
в том числе:                  
за  наличный расчет   561,48 521,38 490,39 1573,25 946,06 1089,13 3122,80 6731,25
поступления за ранее отгруженную продукцию   60,00 40,85 90,21 191,07 288,33 421,00 707,07 1607,46
Кредиты, займы   0,00 70,00 0,00 70,00 270,00 180,00    
направлено  денежных средств   938,04 745,36 621,60 2305,01 1734,83 1791,07 1903,50 7734,41
Оплата  товаров и услуг   739,04 595,36 498,03 1832,44 1195,72 1157,76 816,89 5002,81
в том числе:                  
сырье, материалы   530,00 390,00 312,67 1232,67 612,67 511,67 246,00 2603,00
прочие  прямые расходы                  
накладные расходы   209,04 205,36 185,36 599,77 583,05 646,09 570,89 2399,81
Оплата  труда   15,00 150,00 122,40 287,40 363,60 441,30 360,60 1452,90
Расчеты с бюджетом   184,00 0,00 0,00 184,00 163,00 169,00 180,00 696,00
Оплата  процентов по кредитам       1,17 1,17 12,51 23,01 26,01 62,70
Возврат кредитов               520,00  
кассовый  прирост (уменьшение)   -316,56 -113,13 -41,00 -470,69 -230,43 -100,94 1926,36 604,30
Конечное  сальдо   161,44 48,31 7,31 7,31 -223,13 -324,07 1602,30 1602,30
ЦФУ "Ателье"
показатели отчетный год Янв. Фев. Март 1 кв. 2кв. 3кв. 4кв. всего за год
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ САЛЬДО 0,00                
поступило денежных средств   103,00 210,00 233,00 546,00 675,50 603,50 749,50 2574,50
выручка от реализации всего   103,00 210,00 233,00 546,00 675,50 603,50 749,50 2574,50
направлено денежных средств   202,86 54,25 68,70 325,81 563,26 530,20 645,02 2064,28
Накладные расходы   62,86 15,80 15,80 94,46 174,65 175,61 170,81 615,52
Оплата  труда   11,00 38,45 52,90 102,35 255,65 221,53 338,05 917,58
Расчеты с бюджетом   129,00 0,00 0,00 129,00 132,96 133,06 136,16 531,18
кассовый  прирост (уменьшение)   -99,86 155,75 164,30 220,19 112,24 73,30 104,48 510,22
Конечное  сальдо   -99,86 55,89 220,19 440,39 552,63 625,93 730,42 730,42
денежный  поток от двух ЦФУ
Кассовый  прирост (уменьшение) от двух ЦФУ   -416,42 -57,24 179,19 -250,50 -118,19 -27,64 2030,85 1340,06
Конечное  сальдо общее 478 61,58 4,34 183,54 183,54 65,35 37,71 2068,56 2068,56
 

    2.4. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии  

     Применение  бюджетирования дает эффект независимо от того, планирует фирма значительно увеличить финансовые показатели или нет. Самое главное, бюджетирование позволяет эффективно управлять бизнесом и, в первую очередь, финансовой его частью.

     При составлении бюджета движения денежных средств (как важнейшего инструмента управления для финансового менеджера) для ООО «Акварель» выяснилось, что, несмотря на значительную прибыль по итогам года, у предприятия в течение нескольких месяцев было отрицательное сальдо денежных средств. Для устранения этого обстоятельства мною было предложено взять кредит, который предприятие сможет погасить до конца года, т.к. наибольшая концентрация денежных поступлений планируется в последние месяцы планируемого периода. Отсутствие планирования привело бы к некоторым финансовым затруднениям. 

     Также при помощи бюджетирования можно  рассмотреть эффективность не только в целом по предприятию, но и по отдельным подразделениям (бизнес-единицам, группам товаров), что в свою очередь  позволяет влиять на ассортиментную и ценовую политику. 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Система управленческого учета - неотъемлемая составляющая управления компанией, прежде всего стратегического управления, поскольку все управленческие решения, принимаемые в компании на основе оперативных данных управленческого учета и анализа, имеют долгосрочные последствия и напрямую или опосредованно направлены на реализацию стратегии компании. Более того, в круг вопросов, по которым формируется управленческая информация, входят такие стратегические аспекты деятельности компании, как формирование бизнес-планов (то есть стратегии ведения бизнеса); планирование, контроль, расширение или сокращение видов деятельности; повышение производительности и эффективности использования ресурсов; увеличение стоимости компании.

     Процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесную их увязку со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны.

     Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

     Планирование  представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени.

     Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

     Особенностью  процесса планирования является тот факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.

      Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.

     При изучении финансового состояния  ООО «Акварель» выявилась низкая ликвидность и неплатежеспособность предприятия, крайне неустойчивое финансовое положение и неэффективное использование ресурсов.

     При разработке бюджетирования для ООО  «Акварель» была выполнена одна из основных задач  – балансирование денежных потоков на основе составленного бюджета денежных средств. Таблица позволила выявить недостаток денежных средств в отдельные месяцы и принять меры по устранению отрицательного сальдо денежных потоков.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Алексеева М.С. Планирование деятельности фирмы  – М.: Финансы и статистика, 2006. - 263 с.
  2. Вахрушина    М.    Бюджетирование    и    управленческий    контроль    //Бухгалтерское приложение.-  2007.-  № 45.- с.9-12.
  3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет, М.: ООО "Омега-Л", 2007
  4. Воронова Е. Системы управленческого учета: развитие в условиях новых методов управления // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N 9. - С.45-52
  5. Капущова Т. О взаимосвязи планирования и бухгалтерского учета (или заметки об экономистах и бухгалтерах) // Финансы. – 2007. - № 11. – с.57-59.
  6. Карпов А.Е. Бюджетирование, как инструмент управления.- М.: Результат и качество, 2003.- 218 с.
  7. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2003.
  8. Коноваленко Д. П. Прогнозирование и планирование  в Российской действительности// Российский экономический журнал.- 2007.- №8.- .с15
  9. Мамочкин Е. Взаимосвязь планирования, бизнес-планирования и бюджетирования// Финансовая газета. – 2007. - №42.- с.7.
  10. Медведко К.А.  Система управленческого учёта и анализа: западная и российская практика; перспективы трансформации зарубежного опыта // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 3.- с.48-53.
  11. Мескон М.Х. и др. Основы планирования: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.: Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. М.: Дело, 1995.- 704 с.
  12. Муравицкая Н.К., Лукьяненко Г.И. Бухгалтерский учет. Финансовый учет. Управленческий учет. Финансовая отчетность. – М.: Издательство: КноРус, 2005.
  13. Репин В.В. Финансовое планирование и управленческий учет: проблемы внедрения // Финансовый менеджмент. – 2008. – № 4. – с.36-40.
  14. Сергеев Д.В. Прогнозирование финансовых показателей в системе управленческого учета предприятия // Бухгалтерский учет. - 2008. - N 15. - С.59-63.
  15. Солнцев И.В. Общая схема бюджетирования  на предприятии// Финансовый менеджмент. -2003. - №3.- с.45-51.
  16. Федотова С.В. Управленческий учет как элемент системы управления коммерческой организацией / С.В.Федотова, А.Н.Наумов // Бухгалтерский учет. - 2008. - N 16. - С.62-64.
  17. Эванс Дж.Р., Берман Б. Разработка планов развития экономики. - М.: Экономика, 2004. - 560 с.

Информация о работе Организация планирования в системе управленческого учета на примере ООО «Акварель»