Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на примере предприятия. В курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;
- формирование бюджетов на предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 376.00 Кб (Скачать)


30

 

ВВЕДЕНИЕ

Сколько компаний, столько и структур бюджетов.

Но есть общие правила. Структура бюджетов должна быть

связана с центрами финансовой ответственности, организационной

структурой компании и с задачами, которые она ставит перед собой.

(Алексей Письмаров, управляющий партнер компании BMT)

 

Становление рыночных отношений в экономике России, осуществление структурных преобразований на макро- и микроуровнях кардинально изменили внешние и внутренние условия функционирования современных российских предприятий и потребовали от них поиска новых форм и методов управления. На первый план выдвинулись проблемы обеспечения гибкости и приспособляемости хозяйствующих субъектов к изменчивости экономической среды, выявления и уменьшения негативного влияния рисков, сопровождающих их деятельность, оказания активного воздействия на будущие финансовые результаты.

Анализ опыта экономических реформ показал, что возможность рационального решения обозначенных проблем во многом зависит от качества и эффективности, применяемых на российских предприятиях форм и методов бюджетирования (планирования), которые зачастую не в полной мере соответствуют рыночному хозяйственному механизму, поскольку базируются на традиционном централизованном аппарате бюджетирования. Формируемые бюджеты (планы) носят фрагментарный характер, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, не соответствуют финансовым возможностям предприятия, что влечет за собой снижение исполнительской дисциплины и ответственности за конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что совершенствование организационного и экономического механизма управления, направленного на достижение основной цели функционирования предприятия – максимизации прибыли, в современных условиях не представляется возможным без разработки четкой системы планирования, устраняющей указанные недостатки.

Управленческий учет в организации – это система, обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития организации состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.

Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Объектом исследования является индивидуальный предприниматель Кленин Виталий Викторович

Целью курсовой работы является изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на предприятии.

В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;

- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;

- формирование бюджетов на предприятии.

 


1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И УЧЕТА РАСХОДОВ

 

1.1.    Нормативное регулирование бюджетирования и учета расходов

Основными нормативными документами, регулирующими учет расходов и бюджетирование, являются:

1) Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011)

2) Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011)

3) Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядка их заполнения»

4) Приказ Минфина РФ от 31.11.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

5) Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

6) Приказ Минфина РФ № 86н МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г. «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для ИП» (с изм. и доп. от 08.10.2010)

 


1.2. Понятие расходов и их классификация

 

Согласно ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов:

- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами. К расходам будут отнесены лишь амортизационные отчисления по приобретенным основным средствам. Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они учитываются на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).

Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Прочие расходы, в свою очередь делятся на:

- операционные расходы;

- внереализационные расходы;

- чрезвычайные расходы.

Данная классификация расходов положена в основу отчета о прибылях и убытках (Форма № 2).

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Экономический элемент расходов – это однородный их вид, который невозможно разложить на составные части. Пример такого вида расхода – стоимость покупной электроэнергии.

Однако на практике под элементом расхода понимают экономически однородные затраты – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и др.

«Материальные затраты» отражают стоимость:

- покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации;

- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

- топлива всех видов, приобретаемого на стороне и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;

- покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;

- потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли и некоторых других материальных затрат.

Полный перечень затрат, включаемых в материальные расходы для целей налогообложения, приведен в Налоговом кодексе РФ.

«Затраты на оплату труда» включают в себя любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, а также затраты, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми договорами.

По статье «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции.

По статье «Амортизация внеоборотных активов» отражают сумму амортизационных отчислений по основным средствам, материальным ценностям, предоставляемым организацией за плату во временное пользование и нематериальным активам.

По статье «Прочие затраты» отражают налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, а также прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и др.

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитной организацией;

- прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организации убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном периоде;

- курсовые разницы (отрицательные);

- суммы уценки активов;

- прочие внереализационные расходы.

Чрезвычайные расходы возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Все расходы организации признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов;

- сумма расходов может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.  

Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиками. Данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов.

 

1.3.           Понятие бюджета и бюджетирования

Вахрушина М. А. считает, что под бюджетированием в бухгалтерском учете понимается процесс планирования.

Планирование – особый вид процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Согласно Кавериной О. Д., центральным звеном бюджетирования является бюджет – количественное выражение плана в натуральных и денежных измерителях. Структура любого бюджета представляет собой иерархическую модель статей и плановых показателей в определенном временном периоде. Бюджет представляет собой финансовый документ установленного формата. Бюджеты могут иметь формат бухгалтерских отчетов, так как бюджет – это отчет о будущем.

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета