Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на примере предприятия. В курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;
- формирование бюджетов на предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

1.                  Нормы   и   правила   ведения  управленческого учета.

2.                  Формы документов и график документооборота.

3.                  Рабочий управленческий план счетов.

4.                  Классификаторы управленческого учета.

5.                  Методы учета и оценки объектов учета.

6.                  Автоматизация управленческого учета.

7.                  Система контроля.

1.      Нормы и правила ведения управленческого учета

Основная цель составления учетной политики для целей управленческого учета – создание системы нор­мативного регулирования деятельности организации, что само по себе представляет трудоемкий процесс и требует от участников разработки учетной политики не только достаточной компетенции, но и творческих усилий. К написанию данной учетной политики долж­ны привлекаться все специалисты, которые нуждают­ся в управленческой информации, или хотя бы должно учитываться их мнение. Ведь в итоге именно они будут конечными пользователями результатов учетной по­литики.

При разработке норм и правил ведения управлен­ческого учета составителям учетной политики целе­сообразно руководствоваться той пользой, которая может быть получена при соблюдении тех или иных нормативов.

В данном разделе учетной политики можно подробно описывать предметы учетных операций, предусматри­вать нестандартные ситуации, что позволит избегать в будущем затруднений при решении возникающих в деятельности организации проблем. К таким нормативам могут относиться:

        инструктивно-методическая документация, в которой описываются счета, используемые в управленческом учете, проводки с их примене­нием и т.д.;

        нормативно-справочная документация, объеди­няющая разного рода справочники и классифи­каторы;

        регламентирующие документы, описывающие учетные процессы.

2.      Формы документов и график документооборота

Учетная политика должна содержать утвержденные формы первичных документов и отчетности, график документооборота, который позволял бы пользовате­лям получать прозрачную и доступную информацию в кратчайшие сроки.

В составлении форм отчетности должны принимать участие работники, которые непосредственно уча­ствуют в процессе документооборота. Это позволит организации избегать перегруженности документов излишними сведениями, и появится возможность представлять информацию так, чтобы она была по­нятна всем пользователям, а не только ограниченному кругу лиц.

Следует обратить внимание читателей журнала на то, что перечень первичных документов, используе­мых в учетной политике для целей управленческого учета, будет несколько большим по сравнению с тем перечнем, который принимается в учетной полити­ке для целей бухгалтерского учета, так как по причи­не несвоевременного поступления некоторых доку­ментов и необходимости формирования реальных показателей организация вынуждена составлять справки, отражающие фактически осуществленные операции.

Первичные документы используемые в управлен­ческой деятельности, должны проходить обработку, обобщение у руководителей структурных подразделе­ний, а затем должны передаваться в управленческий отдел, а уже оттуда попадать к руководству в качестве краткой и точной информации. Такая возможность по­является при условии составления детального графи­ка документооборота. При построении любой системы документооборота необходимо проводить согласова­ние принимаемых решений с минимально требуемым составом специалистов, а также сводить к минимуму количество документов, которые требуют утвержде­ния.

3.      Рабочий управленческий план счетов

В учетной политике для целей управленческого уче­та должен быть утвержден рабочий план счетов, ко­торый позволяет классифицировать и представлять пользователям информацию в аналитических разре­зах, необходимых для планирования деятельности и управления доходами и затратами сельскохозяйствен­ного предприятия. Подобный рабочий план счетов может состоять из счетов, принятых специально для целей управленческого учета, или же основываться на типовом плане счетов.

4.      Классификаторы управленческого учета

Аналитика рабочего плана счетов должна быть за­креплена в справочниках и классификаторах, вклю­чающих:

        классификатор основных средств;

        классификатор материалов;

        справочник      номенклатуры      (товаров/работ/услуг);

        справочник статей затрат/выплат;

        справочник доходов/поступлений;

        справочник центров ответственности;

        справочник контрагентов и т.д.

При составлении классификаторов должны вы­полняться следующие требования: единство класси­фикаторов для учета и планирования, возможность применения техники управленческого анализа, согласованность, привязка к центрам ответственности, полнота и прозрачность, однозначность и взаимоисключаемость.

В практической деятельности сельскохозяйственного предприятия большое значение имеет классификация затрат, так как именно от нее зависит выбор метода их калькулирования, что в основном и является главным в управленческом учете. Причем целью любой клас­сификации затрат является представление информа­ции руководителю для принятия обоснованных реше­ний, который должен знать, какие затраты повлекут принимаемые им решения и какие выгоды получит в результате организация. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделение части затрат, на которые может повлиять руководитель организации.

5.      Методы учета и оценки объектов учета

В учетной политике должны также содержаться мето­дические рекомендации по ведению управленческо­го учета. Причем создать данные рекомендации без данных бухгалтерского учета невозможно, поскольку последний является одновременно и основанием, составной частью управленческого учета. Следует только немного откорректировать некоторые его ме­тодологические аспекты:

      методы оценки имущества и обязательств, в част­ности методы начисления амортизации, которые могут отличаться от бухгалтерских, и, следова­тельно, подлежат подробному описанию. Необ­ходимо также закрепить методы калькулирова­ния себестоимости продукции, которыми могут быть следующие способы: по полной себестои­мости, попроцессный метод, позаказный, директ-костинг, стандарт-кост, даже такие специфиче­ские как кайзен-костинг, таргет-костинг. Сейчас наиболее распространенным является директ-костинг, который используется практически все­ми предприятиями и даже входит в стандартную платформу программы «1С: Предприятие».

На основании выбранного метода формирования се­бестоимости осуществляется классификация затрат. Если выбран директ-костинг, затраты подразделяются на постоянные и переменные. Причем себестоимость продукции рассчитывается только с учетом перемен­ах затрат. Постоянные затраты списываются общей суммой за определенный период, уменьшая доходы четного периода.

Одним из пунктов учетной политики для целей управленческого учета является разработка ценовой политики для формирования цены продукции, оптимальной для продавца, так и для покупателя. В настоящее большинство организаций определяют цену скорее  «навскидку», не всегда ориентируясь на реальное положение дел. Тем не менее цена, сложившаяся с использованием учетной и управленческой информации, позволяет предприятию оптимизировать расходы, а следовательно, и увеличивать прибыль.

Для настоящего времени единой методики ценообразования не разработано. Однако можно выделить некоторые факторы, учитываемые при ее выборе: составления спроса на продукцию и, как итог, сложившиеся г. влияние конкуренции на цену; структура затрат; политика ценообразования в государстве; система учетно-аналитических показателей для стратегическо­го, тактического и оперативного управления.

При разработке методики ценообразования выбира­ются финансовые показатели, по которым будет опре­деляться эффективность деятельности организации, а также ключевые показатели для каждого центра ответ­ственности.

6.      Автоматизация управленческого учета

В настоящее время существует большой выбор про­грамм для ведения управленческого учета, в частно­сти программы для расчета инвестиционного проекта, подготовки финансовых разделов бизнес-планов, ана­лиза состояния предприятия по данным финансовой отчетности, бюджетирования и анализа исполнения бюджетов, для маркетингового анализа, управления проектами.

Модули финансового анализа в том или ином виде входят в любую корпоративную систему и многие бух­галтерские системы, ориентированные на средние и крупные предприятия, например «1-С: Бухгалтерия». Но при большом объеме информации не рекоменду­ется вести управленческий учет в бухгалтерских про­граммах. Для этого должны применяться специализи­рованные программы.

7.      Система контроля

Последним разделом в структуре учетной политики для целей управленческого учета является управлен­ческий контроль, что означает установление поряд­ка определения фактических величин контрольных показателей и оценки деятельности центров ответ­ственности на основе проведенного анализа. Такой контроль является одной из функций управления, то есть он позволяет определить, насколько эффективно была выбрана методика управления, требуются какие- то изменения или нет. Для осуществления данного контроля выбираются ответственные лица, за которыми закрепляются опре­деленные области контроля. Для них разрабатываются должностные инструкции, которыми они должны ру­ководствоваться в практической деятельности.

В этом разделе учетной политики определяется перечень документации, которая будет подвер­гаться проверке посредством сравнения фактиче­ских полученных данных с планируемыми или ожи­даемыми данными, и выявляются отклонения и их причины.


3. Бюджетирование и учет расходов у ИП Кленина

3.1. Порядок составления и принятия бюджетов на предприятии

Процесс планирования включает в себя составление годового, квартального, месячного и недельного планов бюджета. Годовой план составляется как стратегический по укрупненным позициям. В нем задаются цели, к достижению которых должна стремиться компания.

Квартальный план составляется на основе существующих и (или) планируемых контрактов и договоренностей с учетом позиций годового плана на данный квартал.

Месячный план составляется преимущественно на основе заключенных контрактов с учетом позиций квартального плана на соответствующий месяц. Аналогично составляется план на неделю.

У ИП составляются следующие виды бюджетов:

Бюджет продаж.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов.

       Бюджет продаж составляется на срок от 1 до 12 месяцев (тактический план продаж).

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по готовой продукции и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи готовой продукции).

Входными данными для данного бюджета являются:

- существующие договора;

- поступившие заявки на приобретение продукции и услуг.

И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:

- бюджет продаж (план продаж);

- план возникновения и погашения обязательств;

- план поступления и расходования денежных средств.

Например. Рассмотрим бюджет продаж на планируемый 2011 год.

Таблица 1 -   Бюджет продаж на 2011 год.

 

Наименование продукции

 

Цена продажи,

руб.

 

Объем продаж

единиц, кг.

рублей

Вареники с картофелем

70

50

3500

Колбаски «Бюргерские»

134

70

9380

Котлеты «Любимые»

110

65

7150

Пельмени «Русские»

140

100

14000

Пельмени «Сибирские»

120

85

10200

Итого

504

370

44230

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета