Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа
Изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на примере предприятия. В курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;
- формирование бюджетов на предприятии.
1. Нормы и правила ведения управленческого учета.
2. Формы документов и график документооборота.
3. Рабочий управленческий план счетов.
4. Классификаторы управленческого учета.
5. Методы учета и оценки объектов учета.
6. Автоматизация управленческого учета.
7. Система контроля.
1. Нормы и правила ведения управленческого учета
Основная цель составления учетной политики для целей управленческого учета – создание системы нормативного регулирования деятельности организации, что само по себе представляет трудоемкий процесс и требует от участников разработки учетной политики не только достаточной компетенции, но и творческих усилий. К написанию данной учетной политики должны привлекаться все специалисты, которые нуждаются в управленческой информации, или хотя бы должно учитываться их мнение. Ведь в итоге именно они будут конечными пользователями результатов учетной политики.
При разработке норм и правил ведения управленческого учета составителям учетной политики целесообразно руководствоваться той пользой, которая может быть получена при соблюдении тех или иных нормативов.
В данном разделе учетной политики можно подробно описывать предметы учетных операций, предусматривать нестандартные ситуации, что позволит избегать в будущем затруднений при решении возникающих в деятельности организации проблем. К таким нормативам могут относиться:
инструктивно-методическая документация, в которой описываются счета, используемые в управленческом учете, проводки с их применением и т.д.;
нормативно-справочная документация, объединяющая разного рода справочники и классификаторы;
регламентирующие документы, описывающие учетные процессы.
2. Формы документов и график документооборота
Учетная политика должна содержать утвержденные формы первичных документов и отчетности, график документооборота, который позволял бы пользователям получать прозрачную и доступную информацию в кратчайшие сроки.
В составлении форм отчетности должны принимать участие работники, которые непосредственно участвуют в процессе документооборота. Это позволит организации избегать перегруженности документов излишними сведениями, и появится возможность представлять информацию так, чтобы она была понятна всем пользователям, а не только ограниченному кругу лиц.
Следует обратить внимание читателей журнала на то, что перечень первичных документов, используемых в учетной политике для целей управленческого учета, будет несколько большим по сравнению с тем перечнем, который принимается в учетной политике для целей бухгалтерского учета, так как по причине несвоевременного поступления некоторых документов и необходимости формирования реальных показателей организация вынуждена составлять справки, отражающие фактически осуществленные операции.
Первичные документы используемые в управленческой деятельности, должны проходить обработку, обобщение у руководителей структурных подразделений, а затем должны передаваться в управленческий отдел, а уже оттуда попадать к руководству в качестве краткой и точной информации. Такая возможность появляется при условии составления детального графика документооборота. При построении любой системы документооборота необходимо проводить согласование принимаемых решений с минимально требуемым составом специалистов, а также сводить к минимуму количество документов, которые требуют утверждения.
3. Рабочий управленческий план счетов
В учетной политике для целей управленческого учета должен быть утвержден рабочий план счетов, который позволяет классифицировать и представлять пользователям информацию в аналитических разрезах, необходимых для планирования деятельности и управления доходами и затратами сельскохозяйственного предприятия. Подобный рабочий план счетов может состоять из счетов, принятых специально для целей управленческого учета, или же основываться на типовом плане счетов.
4. Классификаторы управленческого учета
Аналитика рабочего плана счетов должна быть закреплена в справочниках и классификаторах, включающих:
классификатор основных средств;
классификатор материалов;
справочник номенклатуры (товаров/работ/услуг);
справочник статей затрат/выплат;
справочник доходов/поступлений;
справочник центров ответственности;
справочник контрагентов и т.д.
При составлении классификаторов должны выполняться следующие требования: единство классификаторов для учета и планирования, возможность применения техники управленческого анализа, согласованность, привязка к центрам ответственности, полнота и прозрачность, однозначность и взаимоисключаемость.
В практической деятельности сельскохозяйственного предприятия большое значение имеет классификация затрат, так как именно от нее зависит выбор метода их калькулирования, что в основном и является главным в управленческом учете. Причем целью любой классификации затрат является представление информации руководителю для принятия обоснованных решений, который должен знать, какие затраты повлекут принимаемые им решения и какие выгоды получит в результате организация. Поэтому суть процесса классификации затрат – это выделение части затрат, на которые может повлиять руководитель организации.
5. Методы учета и оценки объектов учета
В учетной политике должны также содержаться методические рекомендации по ведению управленческого учета. Причем создать данные рекомендации без данных бухгалтерского учета невозможно, поскольку последний является одновременно и основанием, составной частью управленческого учета. Следует только немного откорректировать некоторые его методологические аспекты:
методы оценки имущества и обязательств, в частности методы начисления амортизации, которые могут отличаться от бухгалтерских, и, следовательно, подлежат подробному описанию. Необходимо также закрепить методы калькулирования себестоимости продукции, которыми могут быть следующие способы: по полной себестоимости, попроцессный метод, позаказный, директ-костинг, стандарт-кост, даже такие специфические как кайзен-костинг, таргет-костинг. Сейчас наиболее распространенным является директ-костинг, который используется практически всеми предприятиями и даже входит в стандартную платформу программы «1С: Предприятие».
На основании выбранного метода формирования себестоимости осуществляется классификация затрат. Если выбран директ-костинг, затраты подразделяются на постоянные и переменные. Причем себестоимость продукции рассчитывается только с учетом переменах затрат. Постоянные затраты списываются общей суммой за определенный период, уменьшая доходы четного периода.
Одним из пунктов учетной политики для целей управленческого учета является разработка ценовой политики для формирования цены продукции, оптимальной для продавца, так и для покупателя. В настоящее большинство организаций определяют цену скорее «навскидку», не всегда ориентируясь на реальное положение дел. Тем не менее цена, сложившаяся с использованием учетной и управленческой информации, позволяет предприятию оптимизировать расходы, а следовательно, и увеличивать прибыль.
Для настоящего времени единой методики ценообразования не разработано. Однако можно выделить некоторые факторы, учитываемые при ее выборе: составления спроса на продукцию и, как итог, сложившиеся г. влияние конкуренции на цену; структура затрат; политика ценообразования в государстве; система учетно-аналитических показателей для стратегического, тактического и оперативного управления.
При разработке методики ценообразования выбираются финансовые показатели, по которым будет определяться эффективность деятельности организации, а также ключевые показатели для каждого центра ответственности.
6. Автоматизация управленческого учета
В настоящее время существует большой выбор программ для ведения управленческого учета, в частности программы для расчета инвестиционного проекта, подготовки финансовых разделов бизнес-планов, анализа состояния предприятия по данным финансовой отчетности, бюджетирования и анализа исполнения бюджетов, для маркетингового анализа, управления проектами.
Модули финансового анализа в том или ином виде входят в любую корпоративную систему и многие бухгалтерские системы, ориентированные на средние и крупные предприятия, например «1-С: Бухгалтерия». Но при большом объеме информации не рекомендуется вести управленческий учет в бухгалтерских программах. Для этого должны применяться специализированные программы.
7. Система контроля
Последним разделом в структуре учетной политики для целей управленческого учета является управленческий контроль, что означает установление порядка определения фактических величин контрольных показателей и оценки деятельности центров ответственности на основе проведенного анализа. Такой контроль является одной из функций управления, то есть он позволяет определить, насколько эффективно была выбрана методика управления, требуются какие- то изменения или нет. Для осуществления данного контроля выбираются ответственные лица, за которыми закрепляются определенные области контроля. Для них разрабатываются должностные инструкции, которыми они должны руководствоваться в практической деятельности.
В этом разделе учетной политики определяется перечень документации, которая будет подвергаться проверке посредством сравнения фактических полученных данных с планируемыми или ожидаемыми данными, и выявляются отклонения и их причины.
3. Бюджетирование и учет расходов у ИП Кленина
3.1. Порядок составления и принятия бюджетов на предприятии
Процесс планирования включает в себя составление годового, квартального, месячного и недельного планов бюджета. Годовой план составляется как стратегический по укрупненным позициям. В нем задаются цели, к достижению которых должна стремиться компания.
Квартальный план составляется на основе существующих и (или) планируемых контрактов и договоренностей с учетом позиций годового плана на данный квартал.
Месячный план составляется преимущественно на основе заключенных контрактов с учетом позиций квартального плана на соответствующий месяц. Аналогично составляется план на неделю.
У ИП составляются следующие виды бюджетов:
Бюджет продаж.
В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов.
Бюджет продаж составляется на срок от 1 до 12 месяцев (тактический план продаж).
На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по готовой продукции и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи готовой продукции).
Входными данными для данного бюджета являются:
- существующие договора;
- поступившие заявки на приобретение продукции и услуг.
И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:
- бюджет продаж (план продаж);
- план возникновения и погашения обязательств;
- план поступления и расходования денежных средств.
Например. Рассмотрим бюджет продаж на планируемый 2011 год.
Таблица 1 - Бюджет продаж на 2011 год.
Наименование продукции
| Цена продажи, руб. |
Объем продаж | |
единиц, кг. | рублей | ||
Вареники с картофелем | 70 | 50 | 3500 |
Колбаски «Бюргерские» | 134 | 70 | 9380 |
Котлеты «Любимые» | 110 | 65 | 7150 |
Пельмени «Русские» | 140 | 100 | 14000 |
Пельмени «Сибирские» | 120 | 85 | 10200 |
Итого | 504 | 370 | 44230 |
Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета