Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа
Изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на примере предприятия. В курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;
- формирование бюджетов на предприятии.
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации (сводный бюджет), так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности (частные бюджеты)
Кондраков Н. П. считает, что бюджет служит инструментом для управления доходами и прибылью предприятия.
Разработка бюджета предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов в области налогового планирования, технологов и др.
При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:
- бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;
- бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;
- производственные задания должны быть напряженными, но выполнимыми;
- в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответственные за его выполнение;
- бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей;
- изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного периода, должны обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и принятие.
Основные принципы бюджетирования:
- единство и непротиворечивость учетной политики, используемых методик, концепции бюджетной модели, информационных потоков, формата предоставления данных;
- классификаторы, бюджетные формы, алгоритмы расчетов и используемые методики являются унифицированными и обязательными для всех участников бюджетного процесса;
- однозначность трактовки используемых терминов и понятий;
- однократность (отсутствие дублирования) ввода первичной информации в систему бюджетирования, изменения классификаторов, аналитических справочников, алгоритмов расчетов, используемых в бюджетном процессе;
- каждый участник бюджетного процесса несет персональную ответственность в зоне его компетенции. Персонификация ответственности участников бюджетного процесса должна поддерживаться внутренними нормативными документами и обеспечиваться средствами установления персонального доступа автоматизированных систем поддерживающих бюджетный процесс;
- процесс планирования, учета, контроля, анализа и корректировки бюджетов осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденным регламентом бюджетирования;
недопустимость изменения плановых показателей по прошедшим периодам;
обеспеченность планируемых бюджетных мероприятий необходимыми производственными и финансовыми ресурсами.
Качество бюджетирования определяется структурой бюджетов, составом бюджетных статей, согласованностью бюджетов между собой, наличием регламентов, определяющих функции бюджетов и менеджеров, участвующих в системе бюджетирования.
Ch. Horngren, G. Foster, S. Datar приводят в качестве причин, снижающих качество бюджетирования, отсутствие:
- точно определенной стратегии;
- четкой связи между стратегией и текущими планами;
- индивидуальной ответственности за полученные результаты;
- четких критериев качества работ.
Можно добавить, что:
-бюджеты должны быть структурированными, ясными и подробными;
- показатели бюджетов должны быть реальными, так как их завышение и невозможность выполнения, с одной стороны, и неоправданное занижение – с другой, могут снизить эффект мотивации.
1.4. Назначение, задачи и функции бюджетирования
Бухалков М. И. считает, что в самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
- планирования и принятия управленческих решений в компании;
- оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий. Прежде всего, бюджеты разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.
Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса) и т. п. Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних и внешних источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования — важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше — денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.
Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Система бюджетов позволяет заблаговременно оценивать последствия текущего положения дел на предприятии или фирме и реализуемой стратегии для финансового самочувствия этого предприятия или фирмы (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа). Таким образом, бюджетирование позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия или фирмы. Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия или фирмы.
Задачами системы бюджетирования являются:
- планирование - посредством определенных, заранее утвержденных процедур, система бюджетирования позволяет планировать деятельность как самого предприятия, так и его структурных подразделений (бюджетных единиц) в рамках горизонта бюджетирования;
- координация - система бюджетирования консолидирует бюджеты структурных единиц (бюджетных единиц) в бюджет предприятия и координирует оперативную деятельность предприятия и его структурных единиц (бюджетных единиц);
- авторизация - система бюджетирования наделяет руководителей структурных единиц (бюджетных единиц), подразделений и руководителей аппарата управления предприятия, а также определенных руководителей правами и обязанностями, которые позволяют им осуществлять руководство процессом составления и утверждения бюджетов предприятия и ее структурных единиц;
- оценка деятельности - система бюджетирования на основании результатов выполнения бюджета определяет базу для оценки эффективности деятельности руководителей предприятия и его структурных единиц (бюджетных единиц);
- мотивация - система бюджетирования, посредством вовлечения большего количества сотрудников предприятия и его структурных единиц (бюджетных единиц) в процесс планирования и контроля позволяет повысить их заинтересованность в результатах своего труда и результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- анализ исполнения и контроль - анализ исполнения в рамках системы бюджетирования осуществляется посредством сравнения планируемых и фактических показателей, а также путем нормирования показателей.
К числу основных задач бюджетирования относятся:
- обеспечение текущего планирования;
- обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение требований законов и контрактов.
Выявление сущностной природы современного бюджетирования невозможно без всестороннего рассмотрения его функций, позволяющих достаточно полно определить роль и место бюджетирования в общей системе управления. Отечественные специалисты обычно выделяют от четырех до шести функций бюджетирования. Разногласия экономистов объясняются изменением функций бюджета в зависимости от этапа его формирования и реализации.
Так, И.Т. Балабанов выделяет четыре функции бюджетирования:
- планирование;
- координирование;
- стимулирование;
- контроль .
А.Д. Шеремет к вышеуказанным функциям добавляет еще две:
- оценка эффективности работы предприятия;
- обучение менеджеров.
На основе анализа вышеизложенных подходов А. Войко говорит о шести функциях бюджетирования:
– планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
– координация и согласование деятельности различных подразделений предприятия;
– стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;
– контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
– основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
– средство обучения менеджеров.
Е.С. Стоянова рассматривает только пять функций бюджета:
- планирование;
- коммуникация;
- координация;
- ориентация на достижение задач;
- контроль, повышение профессионализма.
Позиция Д. Исаева близка по набору функций к указанным подходам. Выделяя планирование и координацию как основные функции системы бюджетирования, наряду с ними он предлагает следующие:
– принятие решений и делегирование полномочий;
– оценка деятельности;
– оценка и переоценка тенденций;
– взаимодействие и мотивация персонала;
– контроль и анализ.
Особенностью подхода Е.Н. Выборовой является внесение оценочных моментов в перечень функций бюджетирования на микроуровне. Она выделяет только три функции:
– организация системы планирования;
– эффективная координация деятельности;
– усиление контроля.
Некоторые авторы отождествляют функции бюджетирования с основными функциями управления вообще: планированием, организацией, мотивацией и контролем. При этом планирование рассматривается как центральный элемент бюджетирования. Особенность выполняемых бюджетированием функций состоит в том, что они являются смежными с функциями других областей управления предприятием, так как бюджетирование способно самостоятельно выполнять только две функции – функцию планирования и функцию организации, тогда как две другие – только с помощью информации управленческого учета .
В.Н. Самочкин же вообще полагает, что бюджетирование в состоянии выполнять только две функции управления – планирование и контроль.
Особое место в определении функций бюджетирования занимает концептуальный подход, предлагаемый В.Е. Хруцким и В.В. Гамаюновым. К числу основных функций бюджетирования они относят:
1) прогнозирование (финансового состояния ресурсов, доходов и затрат);
2) проведение сценарного анализа, то есть оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем.
1.5. Виды и методы составления бюджетов
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации (сводный бюджет), так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности (частные бюджеты).
Главный бюджет (сводный бюджет) представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются:
- план прибылей и убытков;
- прогноз денежных потоков;
- прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом состоянии).
Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового.
Операционный бюджет нужен прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основного (финансового) бюджета, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основного бюджета. Состав операционных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.
Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета