Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа
Изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на примере предприятия. В курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;
- формирование бюджетов на предприятии.
Суть данной проблемы на самом деле кроется в следующем. Для того чтобы компьютерная программа заработала как часть управленческой технологии, необходимо сочетание двух аспектов проблемы:
1) наличия собственно управленческой технологии (т. е. детально проработанной системы внутрифирменного финансового планирования и бюджетирования, включая тщательный и выверенный анализ финансовой структуры, методическое обеспечение по технологии бюджетирования, детально прописанные регламенты и организационные процедуры, распределение функций и обязанностей, графики документооборота, закрепленные в соответствующих организационно-
2) наличия компьютерной программы, позволяющей не вообще считать что-либо, даже если это нечто внешне похоже на формы основных бюджетов (вроде тех, что предлагается под видом бюджетирования в системах “Галактика” или “1C”, представляющие собой по сути перепевы на тему установленных в России форм бухгалтерской отчетности для нужд ни бюджетирования, ни элементарного финансового анализа не пригодные), а считать именно в тех форматах, которые необходимы руководству компаний и фирм для принятия управленческих решений.
Для эффективной постановки бюджетирования, для обеспечения оптимального соотношения “затраты-выгоды” необходимо начинать не с закупки дорогостоящего программного обеспечения, а с создания собственной, специализированной, а не универсальной компьютерной программы, используя возможности Excel (для автоматизации финансового прогнозирования) и Access (для формирования баз данных первичной документации, сбора и обработки данных управленческой отчетности). Такой подход позволит не только сэкономить много денег и времени (стоимость таких разработок в сотни раз ниже SAP/КЗ и сопоставима со стоимостью базового комплекта Project Expert), но и, самое главное, сделать автоматизацию действительно эффективной, так как со временем можно будет быстро и легко внести в нее соответствующие изменения. Либо реализовывать свой программный продукт своими силами, который уже будет точно соответствовать структуре и бизнесу предприятия.
Требования к компьютерным программам по бюджетированию.
Программы должны:
• адаптироваться к специфике организации, перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий;
• адаптироваться к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям;
• иметь подвижные регламенты, позволяющие осуществлять систему скользящего бюджетирования (непрерывной корректировки бюджетов);
• обладать привычным интерфейсом, ориентироваться на массовые, а не уникальные программные решения и платформы.
У ИП Кленина для сбора, хранения и обработки информации используется программа «1С:Бухгалтерия»
Для составления и анализа бюджетов используется программа MS Excel, где задаются формулы для расчета и сравнения показателей бюджетов.
3.4. Организация учета расходов на предприятии
У ИП Кленина учет расходов на обслуживание производства и управление ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Общехозяйственные расходы содержат следующие статьи затрат:
1. Расходы по управлению производственным персоналом:
- затраты на оплату труда работникам управления производственным персоналом;
- прочие расходы: оплата услуг сторонних организаций; расходы на содержание зданий и сооружений, занимаемых и используемых аппаратом управления.
2. Хозяйственные расходы:
- содержание персонала не управленческого характера – затраты на оплату труда руководителей технологических отделений плюс отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды;
- амортизация зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения;
- содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения: затраты на воду, тепло- и электроэнергию, используемые в этих целях; оплата труда обслуживающего персонала (с отчислениями); стоимость услуг сторонних организаций на эти цели.
- охрана труда;
- содержание противопожарной и сторожевой охраны;
- содержание и текущий ремонт административного здания: вода, тепло- и электроэнергия; услуги автотранспорта; амортизация здания;
- прочие общехозяйственные расходы: проценты за кредиты; проценты по займам.
3. Общехозяйственные непроизводственные расходы:
- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам:
- потери от порчи материалов и продукции при хранении на складах – это потери, вызванные порчей готовых изделий при хранении на складах в тех случаях, когда они не могут быть взысканы с виновников порчи;
- недостача сырья и материалов на заводских складах.
Основные корреспонденции счетов:
Д 26 К 02 - начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения
Д 26 К 10 - израсходованы на общехозяйственные цели материалы
Д 26 К 73 – расходы на использование легковых автомобилей в служебных целях
Д26К71 – расходы, произведенные через подотчетных лиц
Д 26 К 51 - оплачены общехозяйственные расходы в безналичном порядке
Д 26 К 60, 76 – учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость услуг сторонних организаций
Д 26 К 70 - начислена заработная плата работников, занятых обслуживанием производства.
Д 26 К 69 – начислены взносы с заработной платы
Д 20 К 26 – списаны общехозяйственные расходы
Д 90-2 К 26- списан расход организации непроизводственной сферы
Все расходы по счету 26 списываются на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
Для отражения расходов, связанных продажей продукции используется счет 44 «Расходы на продажу». По этому счету отражаются расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой продукции.
Основные корреспонденции счетов:
Д 44 К 10 – списание упаковочного материала
Д 44 К 70 – начислена заработная плата работникам и др.
Все расходы по счету 44 списываются на счет 90-2«Себестоимость продаж».
3.5. Эффективность бюджетирования и учета расходов
Применение бюджетирования дает эффект независимо от того, планирует фирма значительно увеличить финансовые показатели или нет. Самое главное, бюджетирование позволяет эффективно управлять бизнесом и, в первую очередь, финансовой его частью.
Также при помощи бюджетирования можно рассмотреть эффективность не только в целом по предприятию, но и по отдельным подразделениям (бизнес-единицам, группам товаров), что в свою очередь позволяет влиять на ассортиментную и ценовую политику.
Бюджеты позволяют осуществлять три основные управленческие задачи:
- прогнозировать;
- сравнивать запланированные и фактически полученные результаты;
- оценивать и анализировать выявленные отклонения, чтобы своевременно реагировать на них.
Сложности применения и успешного функционирования бюджетирования у ИП Кленина связаны не только с фундаментальными причинами на уровне всей российской экономики, но и с более узкими проблемами, такими как:
1) несовершенство систем управления;
2) отсутствие методик организации систем управленческого учета, являющихся базой для информационного обеспечения бюджетирования;
3) отсутствие практики организационных внутрифирменных регламентов на всех этапах подготовки бюджетов.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Система управленческого учета - неотъемлемая составляющая управления компанией, прежде всего стратегического управления, поскольку все управленческие решения, принимаемые в компании на основе оперативных данных управленческого учета и анализа, имеют долгосрочные последствия и напрямую или опосредованно направлены на реализацию стратегии компании. Более того, в круг вопросов, по которым формируется управленческая информация, входят такие стратегические аспекты деятельности компании, как формирование бюджетов, планирование, контроль, расширение или сокращение видов деятельности; повышение производительности и эффективности использования ресурсов.
Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.
Система бюджетов показывает, как функционирует предприятие, какова структура создаваемой им стоимости; где деньги зарабатываются, как они тратятся; сколько стоят услуги подразделений внутри компании. Можно сказать, что бюджетирование дает понимание экономической модели предприятия, ощущение границ возможного.
Кроме того, бюджетирование служит инструментом выполнения стратегии предприятия. Оно позволяет связать стратегические цели компании с планами их достижения и обеспечивает реализацию этих планов, связывая их с оперативными процессами.
Еще одной важной задачей, стоящей перед руководством предприятия, является снижение себестоимости выпускаемой продукции, выработка путей сокращения издержек. Большое значение в поиске путей снижения себестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессом производства, и, в первую очередь, сокращение именно этих видов затрат. К таким расходам можно отнести затраты на организацию и управление производством. Их удельный вес в себестоимости весьма значителен.
Затраты на обслуживание производства и управление составляет около 10-12% себестоимости и относятся к условно-постоянным затратам. Следовательно, их увеличение приводит к повышению себестоимости, а это, в свою очередь, влияет на величину прибыли.
Общехозяйственные расходы контролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей с различными характеристиками динамики изменения. Некоторые накладные расходы зависят от производственных мощностей. Данные расходы остаются сравнительно постоянными независимо от изменений объемов сбыта или производства. Дискреционные расходы изменяются только в зависимости от решений, принятых руководством.
Исходя из всего этого, к основным задачам управленческого учета можно отнести:
1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости, прогнозирование долгосрочных расходов на капитальные вложения.
2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, отклонений от норм и смет, динамики показателей
3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направления и подразделения,
4. Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.
Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль ее работы, но и улучшение ее результатов в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года (в ред. Федеральных законов от 28.09.2010 N 243-ФЗ). [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.11.2010) [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
3. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
4. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99» [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99» [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
7. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94 Н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)
8. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н [Электронный ресурс]. – М., [200-]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Гарант.
9. Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядка их заполнения» [Электронный ресурс] – М [2011]. – Режим доступа: справочно-правовая система Консультант+.
Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета