Бюджетирование в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Изучение основных проблем организации бюджетирования в системе управленческого учета на примере предприятия. В курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотрение понятия бюджета и бюджетирования;
- рассмотрение видов и методов составления бюджетов;
- формирование бюджетов на предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

 

Бюджет коммерческих расходов.

В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Например. Таблица 2 -   Бюджет коммерческих расходов

Наименование затрат

Сумма затрат на 2010 год, по статьям

Сумма планируемых затрат на 2011 год

1.Транспортные расходы

150000

155000

2.Оплата труда

250000

260000

3.Стоимость тары

50000

53000

5.Содержание торгового оборудования

35000

35000

6.Услуги связи

20000

10000

8.Расходы на аренду

120000

130000

9.Прочие расходы

60000

30000

Итого

685000

673000


 

Для составления бюджета расходов на предстоящий период следует рассмотреть структуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнует любого руководителя.

Рассмотрим возможности снижения расходов в ценах 2010 года.

По статьям транспортных расходов отражаются:

1.      Суммы оплат по услугам транспортных организаций в соответствии с  заключенными договорами;

2.      Расходы по оплате  ГСМ собственного автотранспорта;

3.      Расходы на ремонт собственных автомашин принадлежащих организации.

Сократить эти расходы мы не сможем по той причине, что расчеты с транспортными организациями ведутся по установленным в договорах тарифам, а сокращение расходов при увеличении товарооборота является нереальным. Расходы на ГСМ и запчасти для ремонта автомашин при их максимальной эксплуатации не могут быть уменьшены, тем более что парк автомашин новыми автомашинами не предусмотрено пополнить.

В 2011 году можно значительно сократить издержки по статье «Расходы на рекламу», так как в 2009 и 2010 годах предприятие вело активную рекламную деятельность, и сейчас является одним из крупнейших поставщиков автомобильных шин в Омске, завоевав доверие и узнаваемость у потребителей. 

По статье «Услуги связи» ожидается сокращение затрат, так как в текущем году организация перешла на выгодную тарификацию.

По статье "Прочие расходы" можно сократить непредвиденные расходы наполовину.

Бюджет общехозяйственных расходов.

Бюджет общехозяйственных (административно-управленческих) расходов включает расходы, не связанные с коммерческой деятельностью:

- на заработную плату;

- на услуги связи, налоги и проценты за кредиты, подоходные налоги;

- на социальное страхование, представительские расходы и т.п.;

- на амортизацию офисного оборудования, по аренде офисных помещений;

- на телефонную связь, канцтовары и т.п.

     Например. Бюджет административных расходов на планируемый 2011 год.

Таблица 4 - Бюджет административных расходов на планируемый 2011 год.

Показатели

 

Сумма затрат на 2010 год, по статьям

Сумма планируемых затрат на 2011 год

 

Заработная плата управляющих

155000

155000

Содержание административных помещений

60000

55000

Прочие

25000

15000

Итого

240000

225000

 

Планируется в текущем году сократить расходы на содержание помещений и на прочие расходы на управление.

 

3.2. Организация бюджетирования на предприятии

Для постановки бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия. Чтобы уменьшить субъективизм в управлении финансами предприятия, нужен собственно четкий порядок, бюджетный регламент. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании, графики и процедуры составления отчетов об исполнении бюджетов, их анализа и корректировок превращают бюджетирование в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля.

Бюджетный регламент — это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведения анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней.

Его составными элементами являются:

• принятый в организации бюджетный период (срок, на который составляется бюджет);

• сроки (график) и порядок разработки, согласования, представления, консолидации и утверждения, бюджетов различных уровней;

• бюджетный цикл или шаг финансового планирования. Это период, по истечении которого составляются отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов, осуществляется пересмотр (корректировка) бюджетов на оставшуюся часть бюджетного периода;

• периодизация бюджетного контроллинга ,т. е. системы внутреннего контроля и оценки исполнения бюджета, включающей всю структуру формальных и (или) неформальных процедур, предназначенных для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами структурных подразделений и компании в целом в течение бюджетного периода. Такая система включает периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов производства и реализации, структуры и объемов затрат с бюджетными наметками, сроки (график) и порядок составления отчетов об исполнении бюджетов, составления скорректированных бюджетов, их последующего согласования, представления, консолидации и утверждения.

Главная задача бюджетного регламента — обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней управления.

Первоначально составляются бюджеты предприятия. На пути продвижения бюджета от составления до утверждения ему необходимо пройти различные этапы обработки, анализа, согласования, внесения изменений и т. п.

Основной принцип бюджетного регламента — скользящий график разработки, предполагающий постоянную корректировку (в ранее установленных границах) бюджетных наметок по мере окончания каждого месяца или квартала бюджетного периода.

При разработке и внедрении бюджетного регламента, прежде всего предстоит определить бюджетный период, или, как его еще называют горизонт финансового планирования.

Бюджетный период — это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением. Бюджеты различных видов имеют различные минимальные бюджетные периоды.

Минимальный бюджетный период — единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада, и т. д.) по видам бюджетов.

Бюджетный период (календарный год) может быть разделен на директивную часть (первое полугодие) и индикативную (второе полугодие). На первые 6 месяцев бюджеты должны быть более подробными, иметь максимально возможный уровень детализации (организационно и технически). А вот на второе полугодие вполне может быть достаточным планирование по кварталам.

При организации управления бюджетами, прежде всего определяются участники – субъекты бюджетного процесса. Предстоит решить вопрос о том, что лучше:

- поручить какому-то из существующих структурных подразделений определённые функции и операции по бюджетированию;

- создать новое структурное подразделение, которое целиком будет заниматься бюджетированием.

Для организации контроля за исполнением бюджета на уровне компании, выработки решений относительно направлений инвестиционной политики компании, стратегии финансового планирования на высшем уровне может быть создан так называемый бюджетный комитет, контролирующий бюджетный процесс в целом.

Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и по бюджетным форматам, утверждённых на предприятии.

У ИП Кленина ответственность за составление бюджетов возложена на главного бухгалтера. Бюджеты составляются на один год, утверждаются руководителем.

Контроль за составлением и исполнением бюджета занимается руководитель или уполномоченное на это лицо.

 

3.3. Автоматизация бюджетирования на предприятии

В настоящее время в России можно выделить два типа компьютерных программ, которые в принципе можно использовать для постановки бюджетирования:

1) различного рода программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной их адаптации к нашим условиям (например, “Успех+”, SAP/R3, “Проджект эксперт”, “Альтинвест”, “Красный директор”);

2) различные версии бухгалтерских программ, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности (например, “1C. Предприятие”, “Галактика”).

Требования к программному обеспечению.

Для успешной постановки бюджетирования компьютерная программа должна решать две взаимосвязанные задачи:

1) автоматизировать финансовое планирование и прогнозирование, предоставить возможность проведения так называемого сценарного анализа будущего финансового состояния предприятия или его отдельных видов бизнесов, обеспечить получение ответов на вопросы типа “а что, если...?”, т. е. что будет с тем или иным финансовым показателем, если изменятся внешние или внутренние условия бизнеса (темпы инфляции, условия внешнего финансирования и т. п.);

2) осуществлять сбор, обработку и консолидацию фактической (отчетной) информации.

Как правило, для этого применяются бухгалтерские программы. Но, во-первых, форматы отображаемых в бухгалтерских программах данных часто не могут быть использованы для нужд финансового анализа, а, во-вторых, результаты обработки данных в бухгалтерских программах могут иметь искажения (субъективного и объективного характера), делающие данную информацию также непригодной для принятия управленческих решений в финансовой сфере. А самое главное, информация бухгалтерских программ и бухгалтерской отчетности чаще всего не привязана к финансовой структуре компании.

Для постановки бюджетирования важным условием является отделение управленческого учета от бухгалтерского.

Наиболее перспективным подходом является привязка и бухгалтерских программ, и программ для бюджетирования к единой базе первичной финансовой документации (платежным поручениям, накладным и т. п.). В этом случае каждый первичный документ (например, платежное поручение) при появлении на свет получает свои коды, с которыми входит в бухгалтерскую и управленческую отчетность (различными для каждой из программ). Согласно присвоенным кодам первичный документ с соответствующей отчетной финансовой информацией поступает, собирается и консолидируется отдельно для нужд бухгалтерского и управленческого учета.

Всё эти требования необходимо иметь в виду, как при выборе программного обеспечения, так и при его внедрении.

Проблемы автоматизации бюджетирования.

Выбор компьютерной программы — обычно завершающий этап при постановке бюджетирования, но часто многие руководители именно с нее все начинают. Автоматизация бюджетирования бесполезна, если полноценного бюджетирования (как методологии и управленческой технологии) на предприятии нет. Поэтому прежде чем думать о том, какой компьютерной программе отдать предпочтение, стоит разобраться с организацией внутрифирменного финансового планирования.

Информация о работе Бюджетирование в системе управленческого учета