Управленческий учет в организациях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – осветить проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;
раскрыть понятия “Децентрализация управления”, “Организационная структура” и “Центры ответственности”;
осветить проблемные вопросы по организации управленческого учета в группе компаний;
рассмотреть организацию управленческого учета на примере ООО «Связной»;
выявить ошибки в организации управленческого учета в ООО «Связной»;
выработать предложения по повышению эффективности организации управленческого учёта и системы управления в ООО «Связной».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации управленческого учета в торговле…..6
1.1 Организация управленческого учета………………………………………..6
1.2 Проблемы построения системы управленческого учета в торговле……..10
2. Организация управленческого учета в ООО «Связной»…………………...13
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………….13
2.2 Организация управленческого учета в ООО «Связной»………………….18
2.3 Проблемы организации управленческого учета в ООО «Связной» и возможные пути их решения……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………31

Файлы: 1 файл

управ. уч. в организ. торговли.doc

— 518.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческий  учет в организациях торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы  организации управленческого учета  в торговле…..6

1.1 Организация управленческого  учета………………………………………..6

1.2 Проблемы построения системы управленческого учета в торговле……..10

2. Организация управленческого  учета в ООО «Связной»…………………...13

2.1 Характеристика предприятия……………………………………………….13

2.2 Организация управленческого  учета в ООО «Связной»………………….18

2.3 Проблемы организации управленческого учета в ООО «Связной» и возможные пути их решения……………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………………31

 

 

Введение

Управление компанией  является непростой задачей, тем более в нынешних условиях кризиса. В такой ситуации необходимо своевременно (ежедневно, ежечасно) получать информацию для принятия управленческих решений. От этого зависит эффективность деятельности, а в настоящее время и жизнеспособность компании.

Деятельность по сбору  и обработке внешней и внутренней информации, т.е. о самом предприятии  и об окружающей его среде, и представляет собой систему управленческого  учета.

Внедрение системы управленческого  учета полезно как малым, так  и крупным предприятиям. Различия заключаются лишь в массивах данных и конечных показателях, при этом принципы построения системы управленческого учета остаются едиными для всех. Любого руководителя крупного холдинга или малого предприятия интересует статистика продаж, предпочтения покупателей, оборачиваемость товара, т.е. анализ продаж проводится независимо от масштабов деятельности. При этом неправильный выбор негативно отразится на обеих компаниях. Таким образом, для эффективного управления и принятия грамотных экономических решений компания должна разработать систему управленческого учета, которая является одним из решающих факторов успеха в сегодняшней конкурентной среде.

Тема управленческого  учета в торговле становится все более актуальной. Расширение деятельности, выход на новые рынки, усложняющаяся организационная структура - все это характерно для многих российских предприятий. Закономерно желание руководителей не терять контроль над процессами, происходящими в их бизнесе, более того - это насущная необходимость для удержания лидирующих позиций и усиления конкурентоспособности на рынке. Именно управленческий учет называют сегодня одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих принимать правильные управленческие решения.

В настоящее время  интерес к проблемам управленческого учета все возрастает, не смотря на то, что специалисты в этой области пришли к единому мнению о сущности и роли управленческого учета в управленческой среде российских предприятий.

Цель данной работы –  осветить проблемы управленческого  учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:

  1. изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;
  2. раскрыть понятия “Децентрализация управления”, “Организационная структура” и “Центры ответственности”;
  3. осветить проблемные вопросы по организации управленческого учета в группе компаний;
  4. рассмотреть организацию управленческого учета на примере ООО «Связной»;
  5. выявить ошибки в организации управленческого учета в ООО «Связной»;
  6. выработать предложения по повышению эффективности организации управленческого учёта и системы управления в ООО «Связной».

Предметом исследования работы является система управленческого  учета и проблемы его развития в предпринимательских структурах с целью теоретического осмысления и выработки соответствующих рекомендаций по дальнейшему совершенствованию управленческого учета.

В качестве объекта исследования избрана деятельность розничных  торговых организаций - ООО «Связной». В ходе выполнения работы будет проанализировано фактическое состояние учета в данной организации, а также даны рекомендации по совершенствованию управленческого учета.

Методологической и  теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых-экономистов по проблемам развития и организации управленческого учета, законодательные и нормативные акты в области бухгалтерского учета, а также контроля в организациях розничной торговли Российской Федерации, были использованы источники учебной и периодической литературы («Управленческий учет»), данные электронных информационных порталов, посвященные организации управленческого учета.

В первой главе отражены теоретические основы организации  управленческого учета, т.е. децентрализация управления, организационная структура компании, организация учета по центрам ответственности, виды центров ответственности, проблемы организации управленческого учета в группе компаний.

Во второй главе представлена характеристика ООО «Связной», организация в нем управленческого учета, а также рассмотрены ошибки по его ведению и даны рекомендации по их исправлению.

 

 

1. Теоретические основы  организации управленческого учета в торговле

1.1 Организация  управленческого учета

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

- учредить службу управленческого  учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;

- ввести в штат бухгалтерии  должности специалистов по управленческому  учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета  большое значение имеет разработка плана его организации. План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается перечень документов для  учета хозяйственных операций и  составления расчетов потребности  в бланках. При этом организации  могут использовать типовые формы  первичных учетных документов или  применять формы документов, разработанных самостоятельно.

Основой организации  первичного учета в организациях является график документооборота. Под  документооборотом понимают путь, который  проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в  архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

При разработке плана  счетов для управленческого учета  необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система  учета затрат может осуществляться:

- без использования  специальных счетов управленческого учета;

- с использованием  системы счетов управленческого  учета.

Однокруговую систему  учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она основана на использовании  одинаковых оценок в финансовом и  управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

Двухкруговую систему  учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы  счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового и управленческого  учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового  учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

В плане технического оформления учета указывается, какие  вычислительные машины, приборы и  устройства будут использоваться в  организации. Помимо использования  вычислительных машин в соответствующих  организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).

В плане организации  труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты  структурных подразделений организации  и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

Материальная группа:

- осуществляется выбор  поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением  и использованием этих ресурсов;

- разрабатывает нормы  расхода сырья и материалов  на осуществление производственной  деятельности, нормы запасов сырья  и материалов на складах;

- принимает участие  в выборе типовых и разработке  новых форм первичных документов  и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

- разрабатывает формы  отчетов о расходе сырья и  материалов;

- осуществляет выбор  цен для оприходования и расхода  сырья и материалов.

Группа учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

Группа учета продажи  продукции определяет порядок учета  выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические  затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации.

1.2. Проблемы построения системы управленческого учета в торговле

Любая фирма в ходе своей деятельности должна принимать  решения быстро и безошибочно, основываясь  на тех данных, которые у нее  имеются. Особенно это относится к торговым предприятиям, где каждый день задержки может стоить денег. "Кто владеет информацией - владеет миром", - как говорят великие. Соответственно, если коммерческое решение базируется на неправильной информации, то оно с большой вероятностью может оказаться неверным. Вследствие этого компания может понести убытки. Плюс ко всему, фирма обязана делиться своей информацией с вышестоящими коллегами. А от того, какие данные будут предоставлены, зависит правильность принятия ими решений. Получается такая пирамида, где каждый конкретный сотрудник влияет на благополучие всей компании.

Информация о работе Управленческий учет в организациях торговли