Организация бухгалтерского управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 09:33, реферат

Краткое описание

Организация управленческого учета на предприятии является предметом деятельности администрации и никак не регулируется со стороны государственных органов. Многообразие организаций, определяемое формами собственности, технологическими-технико, юридическими, экономическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обусловливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учета.

Файлы: 1 файл

1 Организация бухгалтерского управленческого учета в организации.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

1 Организация бухгалтерского  управленческого  учета в организации 

    1. Основы  организации бухгалтерского  управленческого  учета в организации
 

     Организация управленческого учета на предприятии  является предметом деятельности администрации  и никак не регулируется со стороны  государственных органов. Многообразие организаций, определяемое формами  собственности, технологическими-технико, юридическими, экономическими и другими  факторами, а также компетентность руководителей и их потребность  в той или иной управленческой информации обусловливают разнообразие конкретных форм организации управленческого  учета. В организационной структуре  любого предприятия между его  отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует  о наличии линейных отношений. Главный  бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь присутствуют линейные отношения. Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тогда, когда  один отдел предоставляет услуги другим отделам. В этом смысле функции  бухгалтера-аналитика также носят  штабной характер, так как подчиненная  ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные  подразделения предприятия.

     Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего  управленческий учет:

     Формирование. Этому предшествует планирование итогов за отчетный период, их обобщение и  анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании. На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

     Контроль. По окончании отчетного периода  бухгалтер-аналитик составляет отчеты об исполнении бюджета каждым центром  ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных  и достигнутых результатов. При  этом выявляются нежелательные расхождения  между фактическими и плановыми  показателями. Затем определяются причины  расхождений, чтобы в дальнейшем исключить их влияние.

     Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала  предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Своей деятельностью  бухгалтер-аналитик создает основу для повышения эффективности  управления предприятием. Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет  ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов  подразделений, во-вторых, оказывает  помощь управляющим центрами ответственности  в планировании и подведении итогов их работы. 

     1.2 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета 

     Большинство элементов финансового учета  можно найти и в управленческом учете. Рассмотрим их общие черты:

     В обеих системах рассматриваются  одинаковые хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в  системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных  отчислений) используются одновременно и в управленческом учете.

     На  основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе  управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе  финансового учета.

     Общепринятые  принципы финансового учета действуют  и в управленческом учете.

     Оперативная информация используется не только в  управленческом учете, но и для составления  финансовых документов.

     Наиболее  важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового учета помогают инвесторам оценить потенциал и  перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого  учета используются менеджерами  для решения широкого круга проблем  управления.

     Однако  имеются и принципиальные различия между этими видами учета по следующим вопросам, представленные в таблице 1.1:

Таблица 1.1 –  Сравнительная характеристика бухгалтерского финансового учета и управленческого

Признак Бухгалтерский учет Управленческий  учет
1 2 3
1.Обязательность ведения учета Обязательность  ведения закреплена законодательно. Ведение учета  зависит от желания и воли руководства  организации
2.Цель ведения учета Составление финансовых документов для внешних пользователей. Является только средством обеспечения планирования, управления и контроля в данной организации.
3.Пользователи информации Внешние пользователи (акционеры, кредиторы, государственные  органы и пр.). Подразумеваются, что  их запросы одинаковые. Внутренние  пользователи (администрация, менеджеры). Известны их специфические запросы, на которые и должна ориентироваться  система управленческого учета.
 Методы  ведения учета Счета и двойная  запись, документация, инвентаризация. Используются  приемы, но не всегда. Возможно использование  и специфических методов, запись информации не обязательно ведется  по двойной системе.
Свобода выбора Основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Организуется  исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия. В большей степени основан  на логике и опыте или на общей  преемственности.
Используемые  измерители Ведется в российской валюте – рублях. Используются  как денежные, так и неденежные измерители. Применяются натуральные, условно-натуральные, расчетные показатели.
Группировка затрат Затраты группируются по экономическим элементам (материалы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления) Предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям  классифицировать затраты (по центрам  ответственности, по носителям затрат и др.).
Основной  объект учета Хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. Деятельность  предприятия рассматривается по центрам ответственности (центр затрат, центр выручки, центр прибыли).
Периодичность составления отчетности Состав и  периодичность составления отчетности устанавливаются законодательными актами. Годовая отчетность составляется за год, промежуточная – за месяц, квартал и т.д. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает  состав и периодичность представления  внутренней отчетности. Отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно.
Степень надежности информации Учет документально  подтвержден, но его оценки не могут  быть абсолютно точными. Информация  во многом носит расчетный характер и зачастую носит расчетный характер. Часто используются приблизительные  оценки.
Степень открытости информации Отчетность  является открытой, публичной. Информация  обычно является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
Привязка  ко времени Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские  проводки выполняются после совершения операции. Данные носят «исторический» характер. Содержит как  «историческую» информацию, так и  оценки и планы на будущее.
Базисная  структура. Учет строится на известном балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства Структура информации зависит от запросов пользователей.
Ответственность за правильность ведения учета Налоговыми  органами могут быть наложены штрафные санкции за неправильное отражение  информации в отчетности. Кредиторы  или акционеры могут обратиться в суд по причине искажения  информации в отчетности. Внутренняя  документация не обязательно должна составляться в соответствии с установленными требованиями и нормами, поскольку предназначена только для внутренних пользователей
Связь с другими дисциплинами Основан главным  образом на собственном методе. Тесно связан с  другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическом анализом, статистикой.
 
 
    1. Методы  учета затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции организации
 

     Калькулирование - это совокупность приемов учета  затрат на производство и исчисления себестоимости готовой продукции.

Процесс калькулирования состоит из трех этапов:

  • исчисление себестоимости всего объема выпущенной продукции
  • исчисление себестоимости каждого вида продукции
  • исчисление себестоимости единицы продукции.

В настоящее  время в России используется следующие  основные методы учета затрат:

  • попередельный
  • позаказный
  • попроцессный (простой)
  • нормативный

Положительно  зарекомендовали себя в зарубежной практике:

  • стандарт- костинг
  • директ-костинг
  • ABC-костинг

     Попередельный способ учета затрат используется при  производстве массовой продукции, получаемой путем последовательной переработки  сырья и материалов в полуфабрикаты, а из них - в готовый продукт. При этом способе прямые затраты обычно учитываются по переделам, а внутри их - по видам производимой продукции (там, где это возможно). Расходы, связанные с работой оборудования, также учитываются по переделам (цехам), а затем распределяются внутри каждого передела по видам изделий. Общепроизводственные и управленческие расходы распределяются в аналогичном порядке между переделами и видами продукции (изделий).

     Позаказный  способ учета применяется в производстве, где продукция носит характер отдельных заказов. По заказу локализуют и группируют прямые затраты на производство, заказы выступают признаками аналитических  счетов по учету затрат, между которыми периодически распределяются косвенные  расходы. На аналитических счетах последовательно  собираются все затраты по данному  заказу. До завершения заказа затраты  на него представляют собой незавершенное  производство, а после его завершения независимо от длительности его выполнения - себестоимость готового продукта.

     Попроцессный  способ учета позволяет определить себестоимость продукции, приходящуюся на одну или несколько технологических  стадий (процессов), в которых не образуются полуфабрикаты, используется в организациях с массовым производством. Суть попроцессного способа состоит  в том, что затраты следуют  за продуктом по технологической  цепочке, т.е. по завершении любой операции накапливаются затраты, объем которых  можно соотнести с их средним  стандартным или нормативным  размером. Распределение затрат между  выпуском и незавершенным производством, а также между несколькими  видами продукции производится на любой  стадии производственного процесса.

     Нормативный метод учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости  продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным  производством  разнообразной и сложной продукции.

     Сущность  его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями, обособленно ведут оперативный учёт отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования, учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменения норм. При этом  фактическую себестоимость можно установить двумя способами: прямым путём и способом прямого расчёта. Если объектом учёта производственных расходов является отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов определяют способом прямого расчёта.

     Если  объектом учёта производственных затрат является группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого  вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство видов продукции.

     Стандарт-костинг (standart costing) - система учета затрат и калькуляции себестоимости  с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых  для производства единицы продукции  затрат; "костинг" - денежное выражение  этих затрат. Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного  периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных  рабочих, вспомогательные материалы  и другие); коммерческие расходы (расходы  по реализации продукции).

     Нормативные затраты базируется на ожидаемых  затратах ресурсов, необходимых для  производства продукции. Нормы расхода  ресурсов устанавливаются в расчете  на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются  на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный  объем производства.

     В течение отчетного периода ведется  учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода  отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.

     Наименование  «директ-костинг», или «директ-кост», введенное в 1936  г. американцем  Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация  раздельного учета переменных и  постоянных затрат и использование  его преимущества в целях повышения  эффективности управления. Поэтому  часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing – «учет  переменных затрат».

     Основной  характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При  этом в себестоимость продуктов  включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся  на финансовый результат.

     Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется  только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном  счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет  счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

     Постоянные  расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

     При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль

     Аctivity Вased Сosting, или дифференцированный метод  учета себестоимости заключается  в учете затрат по работам (функциям). Предприятие рассматривается как  набор рабочих операций, в процессе осуществления которых необходимо затрачивать ресурсы.

     Сущность  метода заключается в изучении зависимости  между затратами и различными производственными процессами.

Информация о работе Организация бухгалтерского управленческого учета