Организация как система на примере фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение специфики организации как системы.
Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:
1. Раскрыть черты и свойства организации.
2. Выявить характеристики, типологию организации как системы.
3. Показать аспекты управления с точки зрения системного подхода.
4. Представить организацию как систему на примере реального предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятия организации и системы……………………………………………...4
2. Признаки и классификация систем………………………………………........5
3. Системные свойства организации…………………………………………...10
4. Управление организацией на основе системного подхода………………...13
5. Организация как система на примере фирмы……………………………….14
Заключение………………………………………………………........20
Список используемых источников и литературы…………………..21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 79.05 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение………………………………………………………………..3

1. Понятия организации и системы……………………………………………...4

2. Признаки и классификация систем………………………………………........5

3. Системные свойства организации…………………………………………...10

4. Управление организацией на основе системного подхода………………...13

5. Организация как система на примере фирмы……………………………….14

Заключение………………………………………………………........20

Список используемых источников и  литературы…………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир нередко  рассматривается как мир самых  разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической  структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации  создаются для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому  имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

В прошлом веке не существовало понятия определенной организации, а в последние десятилетия  изучение организаций и их поведения  стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями  нескольких научных дисциплин. Косвенным  путем вклад в теорию организации  внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а  также промышленная социология. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

Актуальность темы заключается  в том, что теория организации направлена, прежде всего, на изучение такой разновидности социальных организаций как экономические (хозяйственные) организации.Основой теории организации является теория систем.

Предмет исследования –  организация как система.

Целью данной работы  является изучение специфики организации  как системы.

Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:

1. Раскрыть черты и  свойства организации.

2. Выявить характеристики, типологию организации как системы.

3. Показать аспекты управления  с точки зрения системного  подхода.

4. Представить организацию  как систему на примере реального  предприятия.

 

 

 

 

1. Понятия организации и системы

Организация - (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю):

1. внутренняя упорядоченность,  взаимодействие, согласованность более  или менее дифференцированных  и автономных частей целого, обусловленная  его строением;

2. совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей  между частями целого.

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в  виду способы упорядочения и регулирования  действий отдельных индивидов и  социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует  совместных координированных действий.

Система - это набор направленных к достижению общей цели и функционирующих  как единое целое взаимосвязанных  элементов. Термин “организация” в  одном из своих лексических значений означает также “систему”, но не любую  систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Система - это единство взаимосвязанных  и взаимовлияющих элементов, расположенных  в определённой закономерности в  пространстве и во времени, совместно  действующих для достижения общей  цели. Система находится в постоянном взаимодействии с внешней средой. А среда представляет собой совокупность всех объектов, изменение свойств  которых влияет на систему. Кроме  того, тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения  системы.

 

 

 

 

 

 

2. Признаки и классификация систем

Системные свойства целесообразно  разделить на свойства строения и  свойства функционирования. В свойства строения входят: «целостность», «множество», «окружающая среда», «структура», «иерархия», «подсистема», «элемент», «связь», «отношение», «каналы связи», «организация».

К функциональному блоку  свойств, относятся: «суммативность», «адаптивность», «равновесие» (стабильное, нестабильное, подвижное), «обратная связь (отрицательная, положительная, целенаправленная), «саморегуляция», «гомеостазис», «управление». Совокупность элементов образуют систему только тогда, когда отношения между ними порождают целостность, интегративность, эмерджентность, системность.

Основные признаки системы:

- наличие множества составляющих  элементов, 

- единая цель для всех  элементов, 

- наличие связей между  ними,

- целостность, 

- определенная структура  и иерархичность, 

- относительная самостоятельность  элементов,

- наличие управления элементами.

Рассмотрим основные разновидности  систем. Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости  от оснований классификации систем.

· Системы имеют 9 уровней  иерархической сложности:

1 уровень - уровень статической  организации или уровень оснований,  элементов целого: строение прибора,  живого организма, любой фирмы  и т.д.;

2 уровень - уровень простой  динамической системы с заранее  обязательными известными движениями (уровень «часового механизма»): солнечная система, смена времен  года, жизненный цикл бабочки  и т.д.;

3 уровень - уровень информационной  системы с управляемым циклом  обратной связи (уровень «термостата»): холодильник, системы поддержания  устойчивости физиологического  функций живого организма и  т.д.;

4 уровень - живого одноклеточного  организма;

5 уровень - уровень растений;

6 уровень - уровень животных, наделённых подвижностью, целенаправленным  поведением, нервной системой и  мозгом, но не обладающих самосознанием;

7 уровень - уровень индивидуального  человеческого организма;

8 уровень - уровень социальной  системы: группы людей, целенаправленно  объединяющих свою деятельность;

9 уровень - уровень трансцендентальных  систем: организации во Вселенной.

Эта классификация отражает единство принципов организации  в различных проявлениях природы, человеческого организма, социального  общества и Вселенной.

Кроме того, существуют следующие  классификации систем:

· По содержанию:

технические, биологические  и социальные:

Рисунок 1 - Взаимодействие подсистем

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и  другие работоспособные изделия, имеющие  инструкции для пользователя и используемые им. Набор решений в технической  подсистеме ограничен и их последствия  обычно предопределены. Например, порядок  включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП. Эти решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения, предопределяет качество принятого и выполненного решений. Например, по заключению специалистов компании руководитель принял решение о закупке компьютеров.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том  числе относительно замкнутые биологические  подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно которых человек  принимает решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием  функционирования, чем техническая. Вариантов решений в биологической  системе, так же как и в технической, немного из-за объективно медленного эволюционного развития животного  и растительного мира. Однако последствия  решений в биологических подсистемах  иногда оказываются непредсказуемыми. Например, решения руководителя об установлении в помещениях компании кондиционеров. В некоторых случаях кондиционеры провоцируют увеличение простудных заболеваний. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее решение.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В  качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно  опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений  в социальной подсистеме характеризуется  большим динамизмом. Это объясняется  достаточно высокими темпами изменения  сознания человека, а также нюансов  в его реакциях на одинаковые и  однотипные ситуации.

Все три системы взаимодействуют  друг с другом. Социальная система  может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая -- техническую. Различна и роль человека в этих системах: в технической человек отсутствует, в биологической он играет роль объекта управления, а в социальной -- субъект и объект управления.

· По степени восприятии влияния внешних факторов:

открытые и закрытые.

Открытая система зависит  от энергии, информации, материалов, которые  поступают из внешней среды. Открытые системы характеризуются широким  набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

Основными частями открытой системы являются входы, процесс  преобразования входов, выходы.

Входы - это потоки энергии. Информации, материалов, направленные из внешней среды в систему, а  также совокупность факторов и явлений, влияющих на процессы в системе.

Выходы - продукты жизнедеятельности  системы.

Закрытые (замкнутые)системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Абсолютно замкнутых систем не существует. Но есть относительно замкнутые системы - когда влияние внешних факторов незначительно.

· По происхождению:

искусственные и естественные.

Искусственные системы создаются  по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы  создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая  система землепользования, стратегия  устойчивого развития мировой экономики.

· По предсказуемости поведения:

детерминированные и стохастические.

Детерминированные (предсказуемые) системы работают по заранее заданным правилам, с заранее известным  результатом. Например, обучение студентов  в институте, производство стандартизированной  продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются тем, что  и входные воздействия внешней  и (или) внутренней среды и выходные результаты практически нельзя спрогнозировать. Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что  выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации помимо нашей воли (форс-мажор), другие - из-за недостатка профессионализма персонала, третьи - из-за сложности задания или новизны информации. Например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку.

· По устойчивости к внешним  воздействиям:

жесткие и мягкие.

Для мягких систем характерна большая чувствительность к внешним  воздействиям и, соответственно, низкая устойчивость. Например, система котировок  ценных бумаг, только что появившаяся  на рынке организация, человек при  отсутствии твердых принципов.

Жесткие системы -- как правило, авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Очень устойчивы к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

· По сложности:

простые и сложные.

Простые - с одной целью и отсутствием внешних воздействий. Простые системы являются неживыми.

Сложные системы имеют  совокупность целей и выполняют  заданную функцию. Это живые системы, или созданные живыми системами. Они обладают памятью, способны икать  и выбирать оптимальное решение.

Информация о работе Организация как система на примере фирмы