Организация бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется в белорусских рублях. Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке.

Файлы: 1 файл

Раздел 2 в.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Поступающая в бухгалтерию предприятия выписка  банка с приложенными к ней  документами проверяется и обрабатывается, т.е. составляется корреспонденция счетов. Учет движения денежных средств на расчетном счете ведется на счете 51 «расчетный счет». По дебету этого счета отражается поступление денежных средств на расчетный счет, а по кредиту – их списание.

     На  основании выписок банка с  расчетного счета и приложенных  к ней документов делаются записи в журнале-ордере №2 по кредиту счета 51 «расчетный счет» в корреспонденции с дебетом других счетов и ведомости №2 по дебету счета 51 «расчетный счет» в корреспонденции с кредитом других счетов. Итоговые данные журнала-ордера №2 и ведомости №2 переносится в Главную книгу.  

2.3. Учет основных  средств, материалов

 

Учет  основных средств  и нематериальных активов

Документальное  оформление приема в эксплуатацию отдельных  объектов основных средств производится с составлением акта приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС – 1). Он составляется на каждый объект в одном экземпляре, к нему прилагается необходимая техническая документация (паспорт, спецификация). Акт составляется комиссией, его подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия.

Д 01 К 08 – принятие в эксплуатацию объекта основных средств.

Аналогично  отражается изменение первоначальной стоимости основных средств на предприятии  по достройке, дооборудованию, реконструкции.

Для учета  и обеспечения сохранности основных средств каждому объекту присваивается отдельный инвентарный номер. Он сохраняется весь период нахождения в данной организации.

Аналитический учет основных средств ведется бухгалтерией в инвентарных карточках, они  открываются на каждый объект.

Учет  объектов по месту их нахождения (цех, отдел) осуществляется в инвентарном  списке и материальная ответственность  за основные средства возлагаются на руководителя.

Выбытие основных средств связана:

  1. С ликвидацией в следствии физического или морального износа;
  2. С продажей, с безвозмездной передачей;
  3. Со стихийными бедствиями и авариями;
  4. С хищениями и недостачами.

     Выбытие основных средств вследствие их полного  износа, ветхости, аварий, стихийного бедствия и по другим причинам – называется ликвидацией.

     При реализации, безвозмездной передачи хозяйственная операция оформляется  актом приемки-передачи основных средств, к акту прилагается паспорт и  другие сопроводительные документы. При безвозмездной передаче акт составляется в двух экземплярах по одному для каждой стороны. При реализации выписывается товарно-транспортная накладная.

     Выбытие основных средств в связи с  износом оформляется актом о  списании объекта основных средств, акт составляется в двух экземплярах.

     При списании с баланса транспортных средств, машин, оборудования вследствие аварии  к акту прилагается копия акта об аварии, где указывается причина аварии. Акт о списании автотранспортных средств регистрируется в ГАИ. Выбытие вследствие аварии, стихийного бедствия оформляется актом с участием службы МЧС. Списание основных средств при недостачи и хищении оформляется актом о недостачах и хищениях. При хищениях акт составляется с представителем органов милиции.

     При ликвидации основных средств организация  несет дополнительные затраты виде начисления зарплаты, дополнительного использования материалов и другие. К ликвидации объекта основных средств приступают только после утверждения акта руководителем предприятия.

     При выбытии основных средств используется счет 91 «операционные доходы и расходы» при этом делаются проводки:

     Д 91 К 01 – на остаточную стоимость  основных средств.

     Д 02 К 01 – на сумму начисленной амортизации.

     При безвозмездной передачи делаются те же проводки но со счетом 92 «внереализационные доходы и расходы».

     При реализации основных средств делаются проводки:

     Д 91 К 01 – на остаточную стоимость  основных средств.

     Д 02 К 01 – на сумму начисленной амортизации.

     Д 62 К 91 – на договорную стоимость  с учетом НДС.

     Расходы предприятия при реализации или  выбытии основных средств отражаются по дебету счета 91, 92 и кредиту 10, 70, 69.

Оценка  нематериальных активов осуществляется по первоначальной стоимость, порядок  определения этой стоимости зависит  от способа приобретения объекта.

Для учета  нематериальных активов предназначен счет 04 «нематериальные активы», этот счет отражается в балансе во внеоборотных активах.

В бухгалтерском учете поступление нематериальных активов отражается:

Приобретение  за плату:

Д08 К60 –  на стоимость приобретенного нематериального  актива без НДС;

Д18К60 –  на сумму НДС по приобретенным нематериальным активам;

Д04К08 –  ввод в эксплуатацию по первоначальной стоимости.

При передачи в уставный фонд:

Д08К75 –  оприходованы нематериальные активы, внесенные в счет вклада в уставный фонд;

Д04К08 –  ввод в эксплуатацию по первоначальной стоимости.

Выбытие нематериальных активов происходит в результате списания в связи  с окончанием срока использования; продажа физическим и юридическим лицам; безвозмездная передача; плата в уставный фонд другого предприятия.

Выбытие нематериальных активов отражается на счете 91 «операционные доходы и расходы», аналогично выбытию основных средств.

Учет  амортизации основных средств и нематериальных активов

В законодательстве Республики Беларусь предусмотрено  право предприятий применять  различные методы начисления амортизации активов. Так в соответствии с Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа и Министерства архитектуры и строительства от 23.11.2001 № 187/110/96/18 «Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» амортизация активов начисляется:

  • По объектам, используемым в предпринимательской деятельности – исходя из выбранного срока полезного использования линейным, нелинейным и производительным способами;
  • По объектам, не используемым в предпринимательской деятельности – исходя из нормативного срока службы линейным способом.

Организация вправе самостоятельно определять способ и метод начисления амортизации, в том числе по объектам одного наименования.

Амортизационные отчисления по внеоборотным активам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации, производятся на протяжении всего срока полезного использования путем ежемесячного включения амортизационных отчислений в издержки производства или обращения.

Начисление  амортизации производится с первого  числа месяца следующая за месяцем  ввода в эксплуатацию основных средств. Прекращается – с первого числа  месяца следующего за месяцем выбытия  основных средств.

Амортизация учитывается на счете 02 «амортизация основных средств» и относится на себестоимость производства Д20(23, 25, 26)К02. По не используемым в производстве основным средствам Д92К02. Амортизация отражается в активе баланса (счет контрактивный).

Для синтетического учета амортизации нематериальных активов предназначен пассивный синтетический счет 05 «амортизация нематериальных активов». По кредиту данного счета отражается начисление амортизации, а по дебету – списание амортизации при выбытии нематериальных активов.

Порядок проведения инвентаризации основных средств и нематериальных активов

     Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

     Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризаций определяет руководитель организации.

     Обязательная  ежегодная инвентаризация должна быть начата не ранее 1 октября и закончена до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя. Также приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имуществ, при наличии филиалов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

     До  начала инвентаризации комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (инвентарных книг), технические паспорта и другую документацию. В присутствии должностных и материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров) члены комиссии осматривают каждый объект основных средств, его техническое состояние, комплектность, использование основных средств по назначению и записывают в инвентаризационную опись фактическое наличие по наименованиям, инвентарным номером. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости проверяется наличие документов, подтверждающих собственность организации.

     В отдельную опись записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления объекты основных средств.

     Неучтенные  объекты основных средств отражаются в описи по восстановительной стоимости с учетом рыночных цен. Сумму их износа комиссия определяет по фактическому состоянию объекта в процентах от восстановительной стоимости.

     Инвентаризационные  описи используются в бухгалтерии  для внесения изменений в инвентарные  карточки, машинные регистры по учету основных средств. В заключение инвентаризации составляется сличительная ведомость, в которой указывается наименование объектов по местам их нахождения, выявленные неучтенные объекты, недостающие объекты и их стоимость. Протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.

     По  всем расхождениям с учетными данными  материально ответственные лица дают письменные объяснения, а затем  принимается решение об отражении в учете всех расхождений.

     Излишки основных средств независимо от причин их образования по решению руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относятся на финансовые результаты.

     Недостача основных средств в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц, а если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на финансовые результаты. Записи по счетам будут следующие:

     Д01К92 - оприходование по рыночной стоимости неучтенных основных средств.

     Списание  недостачи основных средств:

     Д02К01 – на сумму амортизации;

     Д92К01 – на остаточную стоимость.

     Порядок и сроки проведения инвентаризации нематериальных активов определяет руководитель организации, но не реже одного раза в год.

     Задача инвентаризационной комиссии состоит в том, чтобы проверить достоверность учетных данных и соответствие их фактическому наличию активов.

     При инвентаризации проверяется наличие  учетных регистров по нематериальным активам, их аналитический учет, наличие  и состояние технической документации, места использования нематериальных активов, правильность оценки и законность использования объектов.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета