Аудит организации бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Оглавление

Введение 3
1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности 5
1.1 Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики5
1.2 Цели и задачи аудита 8
1.3 Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета 13
2. Объекты проведения аудиторской проверки 15
2.1. Оценка организационной системы бухгалтерского учета 15
2.2. Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

аудит организации бухгалтерского учета.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию  имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Аудиторские проверки необходимы государственным  органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Актуальность  темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной  политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

Объектом  исследования стала аудиторская  деятельность по проверке бухгалтерской  отчетности, а предметом - соответствие бухгалтерской отчетности требованиям  действующего законодательства.

Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть  основы организации бухгалтерского  учета, дать их характеристику  и оценку;

2. изучить  методику аудита организации  бухгалтерского учета и учетной  политики.

 

1. Методика, нормативная  база, цели и задачи  аудиторской проверки  бухгалтерской отчетности

1.1 Методика аудита  организации бухгалтерского  учета и учетной  политики

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

  • предварительное планирование;
  • подготовка и составление плана;
  • подготовка и составление программы.

На этапе  предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное  место на предварительном этапе  планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет  аудитору оценить финансовое положение  предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании  предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объемы и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности.

Содержание  плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудиторского лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке плана аудитора системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия  в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и  ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию  бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и  риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

Заключительным  этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета  более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Программа аудита включает набор инструкций для  аудитора, выполняющего проверку системы  бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских  процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного  проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. На стадии планирования руководитель аудиторской  проверки разрабатывает аудиторские  процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:

имеются ли должностные инструкции на каждого  работника бухгалтерии;

есть  ли график работ всех подразделений  бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные  лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие  методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных  хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных  операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность  отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и  ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном  порядке;

соответствие  структуры и штата бухгалтерии  объему совершаемых операций.

1.2. Цели и задачи  аудита

Цель  аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи: установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия; охарактеризовать системы документации и документооборота;

дать  оценку учетной политики предприятия.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.[19, с.92]

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.

Сопоставление фактической организационной структуры  бухгалтерии с оптимальной и  анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам  сделать вывод, насколько структура  бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

Особое  внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной  политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий  план счетов бухгалтерского учета,  содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы  первичных учетных документов, применяемых  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Информация о работе Аудит организации бухгалтерского учета