Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:07, курсовая работа
Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.
Введение 3
1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности 5
1.1 Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики5
1.2 Цели и задачи аудита 8
1.3 Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета 13
2. Объекты проведения аудиторской проверки 15
2.1. Оценка организационной системы бухгалтерского учета 15
2.2. Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Содержание
Введение
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Актуальность темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
Объектом исследования стала аудиторская деятельность по проверке бухгалтерской отчетности, а предметом - соответствие бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.
Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть
основы организации
2. изучить
методику аудита организации
бухгалтерского учета и
1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности
1.1 Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:
На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.
Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.
По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объемы и порядок проведения аудиторской проверки.
При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности.
Содержание плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудиторского лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке плана аудитора системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:
общие
экономические факторы и
особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;
общий уровень компетентности руководства;
учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;
влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.
Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.
Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.
Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
Аудиторскую
программу целесообразно
Аудитор
в ходе планирования и непосредственного
проведения аудиторской проверки обязан
достичь понимания системы
При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверять:
имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;
есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;
назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;
соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;
соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;
проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;
правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;
применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;
соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.
1.2. Цели и задачи аудита
Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи: установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия; охарактеризовать системы документации и документооборота;
дать оценку учетной политики предприятия.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.[19, с.92]
В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.
Сопоставление
фактической организационной
В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.
Особое
внимание аудиторы должны обратить на
содержание Положения об учетной
политике предприятия. В процессе оценки
данного документа
Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:
- рабочий
план счетов бухгалтерского
- формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления фактов