Аудит организации бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Оглавление

Введение 3
1. Методика, нормативная база, цели и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности 5
1.1 Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики5
1.2 Цели и задачи аудита 8
1.3 Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета 13
2. Объекты проведения аудиторской проверки 15
2.1. Оценка организационной системы бухгалтерского учета 15
2.2. Оценка формы бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

аудит организации бухгалтерского учета.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

- порядок  проведения инвентаризации активов  и обязательств;

- методы  оценки активов и обязательств;

- правила  документооборота и технология  обработки учетной информации;

- порядок  контроля за хозяйственными операциями;

- другие  решения, необходимые для организации  бухгалтерского учета.

Затем аудиторы устанавливают насколько  система правил, используемых для  реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:

- неизменность  принятой методики отражения  хозяйственных операций, оценки  имущества и обязательств в  течение отчетного года, от одного  отчетного года к другому;

- полнота  отражения за отчетный период  всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

- правильность  отнесения доходов и расходов  к отчетным периодам;

- строгое  разделение текущих затрат и  капитальных вложений;

- тождество  данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам  синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и синтетического учета;

- использование  метода двойной записи;

- разделение  хозяйственной деятельности предприятия  на отчетные периоды (месяц, квартал и год);

- соблюдение  имущественной обособленности предприятия;

- предположение  о непрерывности деятельности  предприятия.

Несоблюдение  названных правил приводит к искажению  картины имущественного и финансового  положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Если  при изучении Положения об учетной  политике будет установлено, что  в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка  оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

- изменения  законодательства Российской Федерации  или нормативных актов по бухгалтерскому  учету;

- разработки  предприятием новых способов  ведения бухгалтерского учета,  направленных на более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  или уменьшение трудоемкости  учетного процесса;

- существенного  изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия  аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

1.3 Нормативная база  регулирования организации  бухгалтерского учета

    Нормативная база, используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации действующему законодательству, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Основными нормативными актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии, являются:

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с  изменениями и дополнениями на 30 июня 2003г.).

Положения по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями  и дополнениями).

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/99, утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н (с изменениями и дополнениями).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/06, утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 156н

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/06, утверждено Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 156н.

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Утверждено Приказом министра финансов от 23.12.2003 г. № 131).

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).

Письмо  Минфина России «О рекомендациях  по применению учетных регистров  бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59.

Приказ  Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об  утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его  применению» (с изменениями и  дополнениями).

 

2.Объекты проведения  аудиторской проверки

2.1 Оценка организационной  системы бухгалтерского  учета

В ходе проведения аудиторской проверки аудитор  должен внимательно изучить организацию  системы бухгалтерского учета. Система бухгалтерского учета является и объектом, и составной частью системы внутреннего контроля, поскольку система двойной записи, применяемая в бухгалтерском учете, уже сама по себе является одним из средств контроля. Однако необходимы и другие средства внутреннего контроля, способствующие достижению таких целей, как:

осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;

своевременный учет всех операций и прочих событий  в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды, с тем чтобы сделать возможной  подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности;

возможность доступа к активам и записям  только по разрешению руководства;

сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и принятие надлежащих мер  в отношении любых расхождений.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений об определенных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:

учетной политике и основных принципах ведения  бухгалтерского учета;

организационной структуре подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

распределении обязанностей и полномочий между  работниками, принимающими участие  в ведении учета и подготовке отчетности;

организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

порядке отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров;

порядке подготовки периодической бухгалтерской  отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

роли  и месте средств вычислительной техники в ведении учета и  подготовке отчетности;

критических областях учета, где риск возникновения  ошибок или искажений бухгалтерской  отчетности особенно высок;

средствах контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Аудитор должен убедиться, что принятая предприятием система бухгалтерского учета обеспечивает:

использование общих принципов управления;

текущее наблюдение, измерение и регистрацию  финансово-хозяйственных операций;

систематизацию информации, содержащейся в учетной первичной документации;

осуществление контроля за достоверностью используемой информации;

своевременное составление отчетности;

соблюдение  порядка, сроков проведения инвентаризаций активов и обязательств;

автоматизацию учета.

В ходе аудиторской проверки обязательно  проверяется соответствие организации  системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия действующим нормативным  документам. В рабочей документации аудитора отражаются все случаи отмеченных нарушений.

Система бухгалтерского учета может считаться  эффективной, если при отражении  хозяйственных операций выполняются  следующие требования:

операции  в учете правильно отражают временной  период их осуществления;

операции  в учете зафиксированы в правильных суммах;

операции  отражены на счетах бухгалтерского учета  в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой;

детали  операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности, зафиксированы;

ограничена  возможность злоупотреблений.

2.2 Оценка формы бухгалтерского  учета и ее соответствия  условиям организации  и управления

При оценке формы бухгалтерского учета проверяющий аудитор должен проверить соблюдение предприятием требований Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также других нормативных документов. Кроме того, аудитор оценивает фактическое соответствие формы бухгалтерского учета предусмотренным правилам:

постоянность  принятой методики отражения хозяйственных  операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного периода, от одного отчетного периода к другому;

полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества  и результатов его инвентаризации;

правильность  отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств;

разделение  затрат, связанных с текущей деятельностью, и капитальных затрат;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерской  отчетности данным синтетического и  аналитического учета.

В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами проверяемого предприятия, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние соответствует положениям вышеперечисленных документов. При необходимости аудитор должен проследить движение отдельных сумм в учете от первичных документов до отчетности.

Ознакомление  с системой бухгалтерского учета  на предварительной стадии проверки может быть произведено на основании  устного опроса, просмотра необходимых  документов, обработки и оценки сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, для выяснения:

  1. Разработана и утверждена ли схема организационной структуры предприятия по отделам с указанием управленческих связей, подчиненности отделов (исполнителей).
  2. Разработана и утверждена ли схема организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета с указанием управленческих связей, подчиненности, исполнителей.
  3. Имеется ли разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых подразделениями и отдельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
  4. Утверждено ли распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, обеспечивающими осуществление коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, и сотрудниками, обеспечивающими отражение этих операций в бухгалтерском учете.
  5. Существует ли разделение функций (обязанностей) между работниками, выполняющими операции на определенном участке, с возможностью контроля за ведением учета на участке в целом.
  6. Имеются ли должностные инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью.
  7. Установлен ли круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов (на отпуск материально-производственных запасов, расход денежных средств, принятие к учету командировочных и представительских расходов и т. д.).
  8. Назначены ли приказом материально ответственные лица. Заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности.
  9. В целях контроля за сохранностью документации все ли документы сброшюрованы и последовательно пронумерованы для облегчения их поиска при необходимости.
  10. Хранятся ли учетные регистры в сейфах или в отдельных, специально оборудованных помещениях.
  11. Утверждены и действуют ли внутренние контрольные органы: служба внутреннего аудита; назначена и утверждена ли руководителем инвентаризационная комиссия; утверждена ли комиссия по приему (передаче), вводу в эксплуатацию, списанию основных средств.
  12. Проводятся ли внутренними контрольными органами ревизионные и инвентаризационные плановые и внезапные проверки на предмет выяснения соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию (для подтверждения следует проверить наличие инвентаризационных ведомостей): внезапная ревизия кассы (один раз в месяц); ревизия или инвентаризация при смене материально-ответственных лиц; учет остатков материалов открытого хранения (в строительстве) на конец отчетного периода.
  13. В соответствии с установленными учетной политикой сроками проводится ли инвентаризация: склада на предмет фактического наличия материально-производственных запасов; готовой продукции, товаров; незавершенного производства; нематериальных активов; имущества, принятого (переданного на ответственное хранение); бланков строгой отчетности, ценных бумаг; финансовых вложений; кредитов, заемных средств.

Информация о работе Аудит организации бухгалтерского учета